на главную страницу

22 Декабря 2001 года

Конверсия

Суббота

Приоритет высоких технологий

Григорий АНДРЕЕВ.



Научно-технический центр "Модуль" учрежден в 1990 году известными фирмами российского военно-промышленного комплекса: межгосударственной корпорацией (ранее НПО) "Вымпел" и Научно-исследовательским институтом "Радиоприборостроение". Сегодня это - быстро прогрессирующее предприятие, получившее известность среди ведущих отечественных и зарубежных разработчиков и производителей информационных систем на базе передовых компьютерных технологий. Не так давно состоялись две крупные специализированные выставки высокотехнологичной продукции: "Intelligent Transport Systems" (Сидней, Австралия) и "Vision-2001" (Штутгарт, Германия). Единственным российским представителем на этих выставках был НТЦ "Модуль". Наш корреспондент встретился с его генеральным директором Юрием БОРИСОВЫМ и попросил его ответить на ряд вопросов.

- Юрий Иванович, в этом году "Модуль" принял участие в трех крупных мировых выставках "Embedded systems 2001", "Intelligent Transport Systems" и "Vision-2001". Каковы результаты?
- У нас появились интересные контакты - некоторые зарубежные компании выразили пожелания приобрести "на пробу" образцы наших изделий, с другими мы договорились о проведении НИОКР по их заданиям. Продвижение продукции на мировом рынке - долгий и сложный процесс. Любая фирма, думающая о своем дальнейшем развитии и выходе на мировой рынок, должна придавать выставочной политике первоочередное значение. "Модуль" в этом отношении не исключение. Как видно из названий этих выставок - "Встраиваемые системы-2001", "Интеллектуальные транспортные системы" и "Видение-2001", - все они имеют непосредственное отношение к нашей деятельности. При этом отметим, что это специализированные выставки, на которых представлены все перспективные разработки, все серьезные компании. Поэтому мы просто не имеем права пропускать такие мировые мероприятия, тем более что пока мы - единственная отечественная high-tech компания, представляющая на этих выставках Россию и работающая на ее престиж. Словом, у меня нет сомнений на тот счет, что "Модуль" будет и впредь проводить активную выставочную политику.
- Какую продукцию вы демонстрировали на этих выставках?
- Мы демонстрировали системы видеообработки, построенные на базе нашего процессора Л1879ВМ1. Это, во-первых, аппаратно-программный комплекс измерения характеристик транспортного потока "Трафик-монитор". Во-вторых, совместно с ГосНИИ авиационных систем "Модуль" приступил к разработке системы помощи водителю автомобиля, которая по стереоизображению определяет дорожное полотно, разметку и препятствия. Оба продукта предназначены для рынка интеллектуальных транспортных систем. Этот рынок сегодня активно развивается во всем мире, там еще нет особых предпочтений. Мы обладаем всеми данными, чтобы занять свою нишу.
"Трафик-монитор" - это компактный высокопроизводительный вычислитель, выполненный в одном корпусе с видеокамерой и источником вторичного электропитания, имеющий стандартный внешний интерфейс, к которому можно подключаться по беспроводному или обычному модему. Одно такое устройство позволяет осуществлять в реальном масштабе времени контроль до шести полос движения, передавая накопленную информацию о количестве транспортных средств, их типе, скорости, дистанции между ними и загруженности дороги в центр управления движением. "Трафик-монитор" способен распознавать пять типов транспортных средств - мотоцикл, легковой автомобиль, грузовик-микроавтобус, автобус, длинный грузовик-трейлер.
Отмечу, что система построена на базе наших процессоров, а не на жесткой логике, поэтому ее можно перепрограммировать на решение любых других задач интеллектуальной обработки видеоинформации в режиме реального времени. Например, в качестве интеллектуального датчика в составе охранных систем.
Следует отметить, что интеллектуальная видеокамера для измерения характеристик дорожного движения - решение достаточно новое. Использовавшиеся ранее системы слежения за транспортными потоками строились на базе радарных или лазерных технологий. Но эти технологии работают в активном режиме - проводят облучение объектов наблюдения. Поэтому на Западе под давлением общественного мнения производители переходят на пассивные датчики. По этим причинам рынок "Трафик-монитора", особенно в странах ЕЭС, огромен. Там данное направление развивается очень быстро. С российским рынком дела обстоят похуже, он еще совсем не развит. Впрочем, такие мегаполисы, как Москва и Санкт-Петербург, уже сегодня могут стать заказчиками нашей новинки.
На Московской кольцевой автодороге уже есть информационные табло, радиостанции и операторы мобильных телефонов извещают о пробках. Но информация не всегда оперативна. В столице установлено около сотни радарных устройств, отслеживающих трафик, но их нужно по крайней мере в пять раз больше.
- Где вы планируете выпускать свои изделия?
- Мы не завод, а дизайн-центр, выпускающий интеллектуальный товар. Поэтому для серийного производства того же "Трафик-монитора" нам необходимо искать партнеров. Ранее, к сожалению, мы обращались только за рубеж. Так было и быстрее, и дешевле, несмотря на стоимость транспортировки и таможенной очистки готовых изделий. На момент выпуска нашего процессора NeuroMatrix(r) российские предприятия технологически были просто не готовы участвовать в его серийном производстве. Но сегодня ситуация иная. Примером тому может служить Рязанский приборный завод, где делают платы на современном оборудовании, качественный монтаж и механику. Наше устройство в мелкой серии будет стоить около 5 тысяч долларов, но при большей партии цена может опуститься до 4 и даже 3 тысяч. Это значительно дешевле зарубежных аналогов.
- Какие еще результаты принесло "Модулю" участие в выставках?
- Сейчас мы работаем над несколькими интересными проектами для европейских заказчиков. Немецкая компания AGES Maut System занимается сбором пошлин с крупногабаритных автомобилей, которые въезжают в Германию, причем пошлина зависит от грузоподъемности. Сегодня оценку делают вручную, по каталогам, а немцы хотят автоматизировать процесс таким образом, чтобы система позволяла уже на подъезде к терминалу автоматически начислять пошлину. Наша задача - создать интеллектуальную камеру, которая определит массу грузовика по формуле, куда входят размер колеса и количество осей, высота и длина транспортного средства.
По заказу итальянского автомобильного концерна FIAT "Модуль" разработал систему распознавания дорожной разметки - Road Marking Detection Block. Она будет устанавливаться на машину и выполнять функции базового элемента системы помощи водителю. Задача непростая, особенно математически - слишком много движущихся объектов. В комплексе получится активный круиз-контроль, который, используя радар, будет отслеживать дистанцию между машиной и другими машинами в потоке - впереди, сзади и сбоку - и информировать водителя об опасности столкновения. Распознавание полос движения - один из основных компонентов перспективных систем помощи водителю. Продолжением этих работ служит наш совместный проект с ГосНИИ АС.
Мы демонстрировали свою разработку таким автомобильным гигантам, как BMW, Audi, Renault и Peogeut, а также поставщику микроэлектроники для автомобилей Bosch. Все они очень ею заинтересовались и выразили желание закупить образцы, чтобы провести испытания. К процессу, кстати, подключился и наш старый партнер - компания Fujitsu, поставщик компонентов для автомобильной электроники, которая, обладая лицензией на ядро процессора "Модуля", могла бы поставлять все компоненты системы.
- Юрий Иванович, "Модуль" приобрел мировую известность, разработав отечественный сигнальный процессор Л1879ВМ1. Когда увидят свет новые процессоры этого семейства?
- Мы планируем выпуск следующей версии - 1879ВМ2Т - в конце 2002 года. Новый процессор будет сделан по более современной технологии. Переход на новую технологию позволит увеличить рабочую частоту, кроме того, на кристалле освобождается место для внутренней памяти. Также есть архитектурные усовершенствования, которые не будут заметны программисту, но позволят на некоторых алгоритмах существенно повысить производительность, хотя по системе команд новый чип будет совместим с существующим. Появится отладочный интерфейс, будет добавлена аппаратная поддержка работы с внешней синхронной динамической памятью.
Также сегодня мы ведем переговоры с известной английской компанией ARM, занимающейся созданием интеллектуальной собственности, в частности процессорными ядрами для мобильных телефонов, карманных компьютеров и пр. Англичан интересует векторная часть нашего процессора. Если переговоры будут успешными, ARM перенесет векторное ядро "Модуля" на свою платформу, интегрировав его с собственным RISC-ядром. Пока что в ARM предложили "Модулю" стать партнером в специальной программе, которая называется ATAP (ARM Technology Access Program). Отмечу, что туда ARM отбирает участников весьма тщательно, проверив, отвечает ли приглашаемая компания современным требованиям бизнеса, интересует ли ее соответствующий сегмент рынка, достаточно ли у нее оборудования и квалифицированных инженеров. Одним словом, наша основная задача - успешно продвигаться на рынке высоких технологий, тем самым пропагандируя достижения России в этой области.
Фото Михаила СИДЕЛЬНИКОВА.
На снимке: генеральный директор научно-технического центра "Модуль" Юрий Борисов, процессор цифровой обработки сигналов Л1879ВМ1 (NM6403).


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker