на главную страницу

22 Декабря 2001 года

История Отечества

Суббота

Быть военным - не только профессия

Беседу вел Игорь ЯДЫКИН,"Красная звезда".



Сегодня, на рубеже тысячелетий и веков, благодаря возможности нового, а по сути, объективного прочтения древних летописей, благодаря приближению к разгадке тайн возникновения человеческой цивилизации мы наконец-то начинаем приближаться к ответу на вечный вопрос: "Откуда есть и пошла Русская земля?" А вот ответ еще на одну загадку истории - откуда пошла Русская армия, где надо искать истоки ее непреходящих и никогда не подвергавшихся сомнению духа и отваги? - мы попытаемся найти в беседе с философом Александром Дугиным, автором вышедшего недавно двухтомника "Русская вещь" (Очерки национальной философии).

- Александр Гельевич, в своей новой книге вы пишете, что армейский дух передается чуть ли не через гены, что военный - это не только профессия...
- Действительно, это не просто профессия. Это нечто большее, чем даже призвание. Военным надо родиться. Военные - это определенный людской тип, своего рода каста, обладающая совершенно особыми психологическими, этическими установками, общими для всех времен и ряда народов мира. Индусы, например, зачисляют всех в отдельную касту, которую они называют "кшатриями". Традиционное индусское общество знает три главные касты. Это брахманы (жрецы), кшатрии (военные) и вайшьи (производители и торговцы). Почему я вам все это говорю? Дело в том, что согласно французскому исследователю древних индоевропейских обществ Жоржу Дюмезилю, индусская традиция сохранила вплоть до настоящего времени ту картину, которая наличествовала у всех индоевропейских народов в древности.
- Следовательно, мы - военные - были всегда на втором месте после "жрецов"?
- С одной стороны, действительно, каста кшатриев традиционно считается второй, находящейся ниже касты брахманов, жрецов. Но такую иерархию нельзя понимать буквально. Традиционный взгляд на устройство мира ставит во главу угла духовные ценности, невидимые миры принципов, метафизическое созерцание. Жрецы заняты, в первую очередь, потусторонним, и они стоят выше кшатриев только в том смысле, что требуют от них подчинения их высшим началам. А с точки зрения земных дел - особенно социального устройства - кшатрии являются в полном смысле первыми и главными, образуя полноценную и законченную элиту традиционного общества.
- Но все это существовало в глубокой древности, еще до переселения ариев в Европу?
- Если мы взглянем на историю европейских народов, и в том числе на историю славян, то увидим, что практически вся аристократия, все боярство и дворянство вышли из семей военных. Княжеская дружина дала всю изначальную аристократию евразийских народов.
Это в полной мере касается и нашего Отечества. Русское государство создано и утверждено воинами, князьями, дружиной, кастой русских кшатриев.
Именно воины создали Русь и русское общество. И не просто сохранили и защитили его. Нет. Все гораздо глубже. Они его сверстали, скроили, спроецировали и реализовали, они им нераздельно правили, его возглавляли, его содержали.
- Александр Гельевич, а какими чертами характера обладали кшатрии?
- По мнению индусов, кшатрии, воины, представляют собой человеческий тип, который лучше всего воплощается в действии "экспансии", "расширения". Его суть - волевой, предельно напряженный импульс, выброс энергии вовне. Не случайно индусы называют символической целью жизни кшатрия - "каму", "желание". "Желание" - высшая тайна воина, яркий огонь его воли, стремление излить вовне переизбыток своей внутренней, хлещущей через край жизненной силы. Термин Льва Гумилева "пассионарность" прекрасно характеризует сам тип кшатрия в его наиболее чистой и совершенной форме.
Кшатрийский архетип включал и любовь к женщинам. Любовь и сражение, жаркий огонь чувственного влечения и смертельный поединок с противником...
- Понятно, откуда у нас - в офицерской среде - появились почти священные тосты за Отечество и за женщин...
- Кшатрии, как любая каста, имеют свою этику. Если человек нерешителен, равнодушен, безволен, пассивен, дрябл - он не воин. От настоящего кшатрия, конечно, требовалось повышенное внимание к духовным советам жрецов, верность Традиции, смирение перед принципами, создание и толкование которых является прерогативой жрецов.
Любовь к риску - еще одна отличительная черта кшатрия. Почести, славу, самоутверждение он всегда предпочитает комфорту и обеспеченности. Ему важно не обладать и сохранять, но рисковать, двигаться, будоражить, ставить свою и чужую жизнь на рискованную грань, где веет истинный дух свободы и чести. Этот воинский идеализм - особый, его горизонты довольно конкретны. И в данном случае на первое место выступает область общественного служения, преданность Церкви, государству, нации, обществу. Отсюда, хотим мы того или не хотим, кшатрий - существо политическое по определению, ибо и в мирной жизни, и на войне занимается отстаиванием и защитой интересов общества, народа.
Патриотизм воина вытекает из самой структуры его сословного статуса. Родина для него - единственная реальность, достаточно масштабная для осуществления кастовых амбиций.
- Хорошо, а как согласуется эта теория с нашей практикой. Является ли современная армия носителем кшатрийского начала?
- Вначале напомню о том, что государство, не какое-то абстрактное, идеальное, а конкретное, исторически фиксируемое, из которого последовательно и непрерывно сложилась та социальная форма, в которой мы все сегодня живем, было создано военными, управлялось военными, обновлялось военными, упускалось военными, снова отвоевывалось военными. Армия не просто один из атрибутов государства, это и есть, на мой взгляд, сущность государства.
Обратим внимание на небезуспешные попытки в последние годы прихода бывших и настоящих военных в большую политику. И всякий раз они с одобрением, почти восторгом, приветствуются значительной частью населения. Причем иногда реальная фигура, ее качества, ее взгляды, ее достоинства не имеют решающего значения. Голосуют за мундир. Это свидетельствует о смутном бессознательном воспоминании, догадке народа об истинной социальной роли военных. Общество в интересах самосохранения обращается к забытым архетипам, к тому, как было "во время оно".
- Значит, надежда на возрождение есть?
- Думаю, традиция вполне может взять свое. Кстати, переход к комплектованию части Вооруженных Сил на контрактную основу - это тоже в своем роде возвращение к истокам, воссоздание, разумеется, сообразно новым социальным условиям и современным требованиям военного дела "касты" профессиональных воинов - мастеров ратного искусства, мужественных и самоотверженных защитников Отечества.
Армии по силам постепенно восстановить нормальные пропорции в самом характере военного человека, вернуться к полноценной модели кшатрия, Воина, военного аристократа, каким он был в традиционной индоевропейской цивилизации, каким он был на Руси. Нормальный военный обязан быть глубоко ангажированным в общественную жизнь. Повторюсь, он не наймит, а человек, отвечающий за государство и нацию, за их будущее.
Далее, в идеале военные должны быть поставлены над сферой экономики, полностью освобождены от унизительной материальной зависимости. Особенных материальных благ военная карьера - по определению - не предполагает, но достойный минимум должен быть обеспечен.
Замечу, что возрождение офицерских балов, Собраний и иных традиций также необходимо кшатриям, как и военные победы.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker