на главную страницу

25 Декабря 2001 года

Линия жизни

Вторник

Программа ГЖС: итоги и перспективы

На вопросы "Красной звезды" отвечает
начальник Объединенной дирекции по реализации
федеральных инвестиционных программ
Госстроя России Анатолий МИШАНОВ

Иван ИВАНЮК, "Красная звезда".



- Анатолий Викторович, вы хорошо информированы о том, насколько остро стоит жилищная проблема для тысяч увольняемых и уволенных в запас военнослужащих Минобороны, ФПС, МВД, сотрудников других силовых ведомств. Есть ли выход из создавшейся ситуации? Способна ли Президентская программа "Государственные жилищные сертификаты" все же снять хотя бы часть существующих проблем?
- К сожалению, проблемы решаются медленно. По данным Госкомстата, в очереди на улучшение жилищных условий среди граждан, уволенных с военной службы, состоят около 140 тысяч семей. С проведением военной реформы в ближайшие годы количество их значительно увеличится (прогнозируемое количество военнослужащих, увольняемых с военной службы до 2010 года, составит 240 тысяч человек). Решению этой проблемы уделяется большое внимание Президентом Российской Федерации, Правительством, Государственной Думой, федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации, но ограниченные возможности федерального бюджета не позволяют решить ее в короткие сроки.
- Напомните, пожалуйста, нашим читателям, что собой представляет данная Программа и кто должен ее реализовывать?
- Государственным заказчиком Программы является Госстрой России, а ее практической реализацией занимается генеральный управляющий в составе Объединенной дирекции по реализации федеральных инвестиционных программ Госстроя России, Военно-страховой компании (ВСК) и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. Программа разрабатывалась в качестве дополнительной формы обеспечения жильем указанной категории граждан. Заложенный в ней механизм прохождения финансовых ресурсов носил полуэкспериментальный характер, в связи с этим участие в Программе устанавливалось на добровольной основе.
Такой способ предоставления безвозмездных субсидий для приобретения жилья впоследствии на практике доказал свою более высокую эффективность по сравнению с бюджетным финансированием нового строительства. Этот механизм позволяет осуществить свободу выбора для владельца сертификата вариантов решения своей жилищной проблемы в сочетании с защищенностью их от нецелевого и неэффективного использования. Сокращаются сроки обеспечения жильем участников, которые могут приобрести квартиры на первичном и вторичном рынках жилья. Кроме того, бюджетные средства не замораживаются в долгостроях, а расходуются только по факту приобретения готового жилья.
Фактическая реализация Программы (выдача жилищных сертификатов гражданам - участникам Программы) началась с мая 1998 года. Она предусматривает обеспечение в 1998-2002 годах постоянным жильем 50 тысяч семей увольняемых с военной службы военнослужащих и 160 тысяч семей уволенных с военной службы граждан путем предоставления им безвозмездных субсидий на приобретение квартир, удостоверяемых государственными жилищными сертификатами.
- Что конкретно сделано за истекшее время?
- За три с лишним года реализации Программы владельцами квартир стали более 54 тыс. семей, в том числе 37 тыс. семей военнослужащих, увольняемых с военной службы, и 17 тыс. семей граждан, уволенных с военной службы из изъявивших желание в ней участвовать 87 тыс. семей. Как видите, обеспечение этих двух категорий граждан шло разными темпами. Это было вызвано тем, что пропорции предоставления сертификатов военнослужащим и уволенным гражданам были приняты 2:1 (в связи с проведением военной реформы и необходимостью выделения их увольняемым военнослужащим). В настоящее время в очереди на получение жилищных сертификатов стоят около 70 тысяч граждан, уволенных с военной службы. Кроме того, в 2002 году в результате военной реформы предстоит уволить еще более 30 тысяч военнослужащих.
- C какими трудностями пришлось столкнуться в ходе реализации Программы ГЖС?
- Главной причиной недовыполнения Программы по-прежнему является недостаточное ее финансирование. Всего на ее реализацию выделено около 9,5 млрд. рублей, что составило 49 процентов от суммарного объема годовых назначений в 19,4 млрд. рублей. Возникли и вопросы, которые сказываются на заинтересованности увольняемых военнослужащих активно участвовать в ней. В частности, предоставление большинству участников Программы безвозмездных субсидий в размере только 80 процентов от стоимости жилого помещения (как это регламентируется Законом РФ "О статусе военнослужащих"), отсутствие жилья на первичном и вторичном рынках во многих субъектах Российской Федерации и др.
- Известно, что денежное наполнение сертификата в регионах России разное. Какие критерии используются при определении размеров предоставляемой субсидии?
- Размер предоставляемой субсидии зависит от выслуги лет участника Программы, состава семьи, социальной нормы площади жилья, принятой в регионе, и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в субъекте Российской Федерации и экономическом районе. Средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья определяется ежеквартально Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу на основании данных, представленных Государственным комитетом РФ по статистике и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и публикуется в одном из официальных изданий.
Выпуск годового количества государственных жилищных сертификатов по Программе производится в соответствии с объемом выделенных бюджетных средств на соответствующий год, а распределение их между субъектами Российской Федерации осуществляется пропорционально числу граждан - участников Программы, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления на территории соответствующего субъекта РФ. Предоставление сертификатов какому-либо региону сверх установленного лимита за счет других субъектов РФ Программой не допускается.
Анализ стоимости 1 кв. метра общей площади жилых домов показал, что она в ряде регионов необоснованно завышается. Госстроем России постоянно ведется работа с субъектами Российской Федерации по оптимизации стоимости строительства жилых домов, снижению платежей и отчислений на этапах, предшествующих строительству, уменьшению числа посредников - поставщиков местных строительных материалов и конструкций, и др. Кроме того, Госстроем России разработана, утверждена и зарегистрирована в Минюсте России (30 октября 2001 г.) новая методика определения средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, которая позволит максимально приблизить этот показатель к условиям конкретных регионов.
- Каковы особенности нового этапа реализации Программы, который начинается с января 2002 года, и сколько всего сертификатов получат силовые министерства - участники Программы ГЖС?
- Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации Госстроем России совместно с Минфином России, Минобороны РФ и МВД РФ разработан и представлен в Правительство Российской Федерации пакет проектов нормативно-правовых актов, направленных на повышение привлекательности Программы. В них нашли отражение следующие наиболее существенные предложения: предоставление военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, безвозмездной субсидии в размере полной расчетной стоимости приобретения жилья по социальной норме; распространение действия Программы на членов семей отдельных категорий граждан, погибших (умерших) в период прохождения военной службы и после увольнения; увеличение срока действия жилищного сертификата для всех категорий участников Программы до 9 месяцев с даты выдачи; предоставление права для отдельных категорий участников Программы на получение дополнительной общей площади за счет средств федерального бюджета; принятие положения о распределении жилищных сертификатов между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пропорции 1:1 (без учета военнослужащих, увольняемых с военной службы по организационно-штатным мероприятиям в связи с проведением военной реформы); уточнение процедуры выдачи и замены жилищных сертификатов.
Кроме того, в проекте новой редакции Порядка выдачи и распределения сертификатов предлагается убрать ограничение стоимости 1 кв. метра жилья по экономическим регионам. На наш взгляд, принятие этих предложений существенно повысит уровень реализации Программы.
- Реализация Программы ГЖС заканчивается в 2002 году. Планируется ли продление срока ее действия?
- Правительством Российской Федерации на заседании 1 ноября 2001 года полностью одобрены перспективные направления по совершенствованию Программы, а также принято решение о поручении Госстрою России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести предложения об использовании в 2003 году и в последующие годы жилищных сертификатов для обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в связи с окончанием срока действия Программы.
- И последний вопрос. Заложены ли отдельной строкой в бюджет на 2002 год расходы по финансированию Программы ГЖС?
- Что касается финансирования Программы, то в проекте Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" на реализацию Президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" предусмотрены средства в объеме 5,4 млрд. рублей для обеспечения жильем участников программы за исключением военнослужащих, увольняемых с военной службы по организационно-штатным мероприятиям в связи с проведением военной реформы. По разделу "Военная реформа" предусматриваются средства в размере 11,2 млрд. рублей. Кроме того, в 2002 году на погашение выданных в 2001 году сертификатов будут направляться остатки средств по разделам "Промышленность, энергетика и строительство" и "Военная реформа" на 1 января 2002 года, предусмотренных на реализацию Программы.
По предварительной оценке прогнозных цен на жилье, средств, предусмотренных в проекте федерального бюджета на 2002 год, будет достаточно для выпуска около 40 тыс. сертификатов, то есть впервые с начала реализации Программы количество выпускаемых сертификатов приблизится к уровню годового задания - 42 тыс. штук ежегодно.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker