на главную страницу

28 Декабря 2001 года

Миротворцы

Пятница

Девять лет без войны

Александр ТИХОНОВ (Цхинвали), "Красная звезда".



Люди помнят о необходимом, а то, к чему жизнь не заставляет вновь и вновь возвращаться, забывается. Эта особенность человеческой природы при упоминании о миротворцах из Южной Осетии заставляет в последнее время задаваться вопросом: а нужны ли Смешанные силы по поддержанию мира в этом регионе вообще? Может, они свою миссию выполнили, и настала пора сказать им спасибо да распустить по домам? Однако представители обеих конфликтующих сторон, а также миссии ОБСЕ в Грузии, которая призвана содействовать урегулированию конфликта, единодушны в том, что на сегодняшний момент ССПМ необходимы. Количество миролюбия у проживающих в зоне конфликта грузин и осетин еще не перешло в новое качество - в прочный непоколебимый мир, для сохранения которого не требуется никаких посредников.

21 НОЯБРЯ мир в Южной Осетии мог закончиться. Резкое обострение обстановки было обусловлено не бытовым конфликтом между грузинами и осетинами, как это иногда случалось прежде, а итогами первого тура президентских выборов в Республике Южная Осетия. Грузинское население в выборах участвовать не пожелало и к эскалации напряженности в данном случае отношения не имело. Дело было в том, что бывший президент Людвиг Чибиров, набрав чуть больше 20 процентов голосов, оказался на третьем месте и выбывал, таким образом, из борьбы. А его сторонники, недовольные распределением голосов, попытались оказать давление на одного из вышедших во второй тур кандидатов - председателя парламента РЮО Станислава Кочиева. Его хотели принудить снять свою кандидатуру, чтобы затем выборы можно было признать несостоявшимися. Конфликт приобретал внутриосетинскую окраску.
Поскольку среди сторонников Чибирова было немало представителей местных силовых структур, реальным гарантом сохранения стабильности в регионе на тот момент остались только ССПМ. 21 ноября ситуацию удалось разрядить командующему ССПМ генерал-майору Василию Приземлину. Бывшему коменданту Грозного, Василию Васильевичу личной храбрости и умения мгновенно оценить обстановку, стремительно действовать в экстремальных ситуациях на Кавказе не занимать. Так случилось, что сам факт прибытия генерала Приземлина в здание парламента остудил некоторые горячие головы, и до вооруженного противостояния дело не дошло. Впоследствии оба из вышедших во второй тур кандидатов - и Станислав Кочиев, и Эдуард Кокойты (ныне президент РЮО) благодарили командующего за то, что ситуацию удалось удержать под контролем.
КОНТРОЛЬ за ситуацией в зоне конфликта и прилегающих к ней местностях в соответствии с положением об основных принципах деятельности воинских контингентов и групп военных наблюдателей, предназначенных для нормализации ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта, вменен в обязанность ССПМ. В рамках этой сверхзадачи миротворцы должны решительно пресекать деятельность и расформировывать любые неконтролируемые сторонами вооруженные формирования, пресекать проникновение в зону конфликта вооруженных групп, контролировать выполнение договоренностей об отводе тяжелой техники и вооружений, не допускать несанкционированного провоза оружия, боеприпасов и любых других средств, которые могут быть использованы в террористических и диверсионных целях, а также для ведения боевых действий. Для выполнения этих обязанностей необходимы права, и их у миротворцев достаточно. Им разрешено не только перекрывать движение на дорогах, проверять документы, проводить досмотр грузов и транспортных средств, задерживать нарушителей установленных правил чрезвычайного положения, но и в случае оказания вооруженного сопротивления - уничтожать вооруженные бандформирования, группы и отдельных лиц, которые не выполняют и не подчиняются требованиям режима чрезвычайного положения.
Однако об этих правах миротворцев недостаточно осведомлены даже в местных правоохранительных органах. Поэтому право, готовность и возможность применить военную силу - все это и сегодня в этом районе Кавказа периодически требует наглядного подтверждения.
Кроме демонстрации присутствия ССПМ, значимым действием по укреплению мира в Южной Осетии была организованная миротворцами сдача оружия и боеприпасов местными жителями. Так случилось, что прекратилась она фактически по инициативе... миссии ОБСЕ в Грузии. Просто в миссии, узнав, что оружие сдается безвозмездно, предложили перевести его прием на платную основу, так сказать, для материального стимулирования. По просьбе миссии ОБСЕ командование ССПМ даже составило своего рода прайс-лист, указав, сколько за какой вид оружия или боеприпасов причитается сдавшему. Поскольку в состав ССПМ входят солдаты и офицеры не только от России, но и от Грузии и Осетии, к тому же в миссии ОБСЕ в Грузии из 130 сотрудников 68 являются местными жителями, информация о предстоящих выплатах быстро распространилась среди населения. Однако с финансированием этого проекта возникли какие-то проблемы, и сдача оружия прекратилась вовсе.
В СОСТАВ ССПМ входят три батальона: российский, осетинский и грузинский. Личный состав "русбата" несет службу на четырех наблюдательных постах, осетинские военнослужащие - на шести, грузинские - на трех. На каждом посту постоянно находятся три наблюдателя - по одному от российской, грузинской и осетинской сторон. Посты расположены в тех районах, где осетины проживают по соседству с грузинами и условия несения службы у личного состава всех батальонов приблизительно одинаковые. Объективно один батальон по совокупности показателей количества и качества выполненных задач, уровня дисциплины, поддержания уставного порядка и т.п. должен опережать остальные, другой - быть в середняках, а третий - равняться на занимающих первое и второе места.
Однако сама постановка вопроса о передовиках и отстающих командованием ССПМ не приветствуется. Похвалишь одних - обидятся другие, и это в лучшем случае. А в худшем одна из сторон заговорит о предвзятости, необъективности командования и о том, что оно целиком заняло прогрузинскую позицию либо, наоборот, "перешло" на осетинскую сторону. Поэтому и генералу Приземлину, и начальнику объединенного штаба ССПМ полковнику Александру Параскева при оценке действий подчиненных приходится быть дипломатами. Что, впрочем, не мешает им по-командирски строго спрашивать со всех своих подчиненных независимо от их национально-батальонной принадлежности.
Вообще трудно сказать, чего между тремя батальонами ССПМ больше - различий или общего. Пожалуй, одинаково остро перед каждым из них стоит проблема оплаты ратного труда. В грузинском батальоне это выражается в постоянных задержках предусмотренных выплат (в ноябре за сентябрь, в декабре за октябрь и т.д., что мы "проходили" в конце 90-х годов). В осетинском батальоне, финансируемом Северной Осетией, выплачиваются только оклады по должности. На проблеме финансирования "русбата" хотелось бы остановиться подробнее. И не только потому, что он ближе, но и в связи с тем, что "Красная звезда" этот вопрос поднимала уже неоднократно, а воз и ныне там.
Итак, кроме прочих установленных выплат, всем российским миротворцам из состава ССПМ (а все они проходят службу по контракту, военнослужащих по призыву Россия в ССПМ не направляет) положены суточные в размере 20 долларов США за первые 60 суток и 14 долларов за каждые последующие сутки. Это определено постановлением Правительства РФ № 4871 "О размере и порядке выплат суточных при краткосрочных командировках на территориях иностранных государств" и приказом министра обороны РФ № 550 от 25 ноября 2000 года. Таким образом, дискуссия на тему платить или не платить между начфинами и командированными военнослужащими, как это было в 1997 году, когда соответствующее письмо Минфина уже действовало, но приказа министра обороны на этот счет не имелось, сейчас не ведется. Начальник финслужбы "русбата" старший прапорщик Галина Азизова признает, что вместо 55 рублей должно выплачиваться по 20 долларов, затем по 14. Но, несмотря на ее неоднократные обращения в вышестоящие инстанции, необходимых средств не выделяется. Отдельные мотострелковые батальоны подполковников Вадима Кошелева и Андрея Балябина, входящие в состав дислоцированного в СКВО 135-го мотострелкового полка, меняют друг друга в Цхинвали с лета 1999 года. Чтобы в полку погасить задолженность по суточным перед побывавшим в Южной Осетии личным составом, на 1 октября 2001 года требовалось 184,5 млн. рублей. Эта задолженность с каждым днем увеличивается.
ДРУГАЯ проблема связана с обеспечением "русбата" запчастями для автомобилей. В батальоне всего лишь пять машин относится к транспортной группе, хотя в режиме транспортной группы эксплуатируется около 60 процентов автотехники, поскольку подвоз материальных средств со складов 58-й армии через Кавказский хребет осуществляется силами батальона. Автомобили, на которых подвозят продукты, находятся в строевой группе эксплуатации и свой годовой моторесурс вырабатывают в среднем за 5 рейсов через хребет. Если, не дай Бог, из-за преждевременно "облысевшей" резины на Транскавказской магистрали во время очередного рейса случится ЧП, водителя или старшего машины можно будет винить лишь отчасти, поскольку вся автотехника батальона (кроме упомянутых пяти машин транспортной группы) снабжается запчастями, исходя из того, что она будто бы используется в обычном для строевой группы режиме эксплуатации.
В последнее время возникли новые сложности с доставкой грузов из России для снабжения российского и осетинского миротворческих батальонов. Сложности "обеспечила" таможня в Северной Осетии, в очередной раз изменив недавно требования по оформлению документов на вывозимый для миротворцев груз, предварительно не поставив об этом в известность командование ССПМ. Это привело к задержке машин с грузом для миротворцев на несколько суток, что, конечно же, негативным образом сказалось на работе служб тыла и самих батальонов в целом.
Запчасти, суточные и неизменный порядок на таможне - вот что нужно нашим миротворцам в Цхинвали от вышестоящих инстанций. Все остальное у "русбата" и объединенного штаба имеется. Необходимые на постах и в базовом лагере объекты созданы собственными силами. Даже в пункте постоянной дислокации полка в России нет бани, и солдаты моются в городской. А здесь, между прочим, баня с парилкой на каждом посту, а в базовом лагере - целый банно-прачечный комбинат. Суп из топора тут не варят, поскольку сутодачи полные, как положено. А какой вкусный хлеб выпекают для себя миротворцы!
ВО ВРЕМЯ выборов президента Южной Осетии ССПМ несли службу в усиленном режиме, поэтому время для досуга было крайне ограниченно. Когда результаты выборов стали известны, усиление с постов было снято и свободных минут прибавилось. Офицеры "русбата" заполняют их чтением книг из батальонной библиотечки, настольным теннисом, "железом" в созданном из подручных средств спортуголке и... английским. Да-да, учебник английского языка помощника командира батальона по артиллерии майора Андрея Надеина сослуживцы уже изрядно потрепали.
А до запаса, до возвращения к семьям надо еще целых полгода пробыть в Южной Осетии и добросовестно, как майор Сергей Денюков, капитан Леван Гелашвили, старшие лейтенанты Максим Власов и Дмитрий Вакарь, старшие прапорщики Николай Воропаев, Николай Рыженко и Андрей Пуртов, выполнить должностные обязанности. Чтобы, встретив следующим летом смену, можно было в шутку отрапортовать: "Мир сдал". И, услышав в ответ серьезное "Мир принял", с чувством выполненной миссии и с чистой совестью вернуться домой в Россию.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker