на главную страницу

29 Декабря 2001 года

Армия сегодня

Суббота

Храни, "Гепард"", Россию!

Валерий СЕДИЧ.Гаджиево.



Сквозь пелену снежного заряда к причалу в базе АПЛ в Гаджиево гвардейский "Гепард" шел по студеной воде той вкрадчивой, по-кошачьи бесшумной поступью, что уже с четверть века выгодно отличает семейство "Барсов" от иных разнопроектных собратьев по подводному строю. И если б не взволнованный гомон на пирсе, где для встречи строился личный состав дивизии, и не выдуваемая на ядреном морозце оркестрантами трубная медь, можно было бы думать, что долгожданный "новобранец", сопровождаемый эскортом из двух буксиров, всего лишь грациозное видение. Но раскатистый приветственный залп с надводного корабля охранения базы и низкий рык "гепардовского" ревуна окончательно рассеяли провисшую в сгустках по-зимнему блеклого полярного дня некоторую мистичность. А плавность лодочных маневров утверждала торжество и значимость действительности: на Северный флот пришла гвардейская атомная подводная лодка "Гепард", четырнадцатая многоцелевая АПЛ проекта 971 типа "Барс", завершившая своим "рождением" великолепную "малахитовскую" серию российских атомоходов третьего поколения.
Новостройка - она новостройка во всем. Поэтому даже после штормового плавания из Северодвинска в Гаджиево все равно в обличии новоявленной подводной "кошки" чувствовалось, что "Гепард", как говорится, - "с иголочки". Не замылили глаза встречавшим даже ледяные "саваны" на легком корпусе, сковавшие цепкими объятиями "пальцы" аппаратуры слежения за субмаринами по "следу".
Выразить подводникам благодарность за переход, который проходил в сложных условиях, приехал командующий Северным флотом вице-адмирал Геннадий Сучков.
- Мы отслеживали каждый шаг лодки, каждое движение. И не ваша вина, что пришли позже на несколько суток. Это капризы северной погоды, - сказал командующий флотом. - Но тем не менее, судя по корпусу "Гепарда", вы сделали все возможное, чтобы доставить корабль в базу в целости и сохранности. Благодарю за службу, товарищи подводники!
... Если говорить о сроках перехода, то в первую очередь увязывали их все-таки не с погодой. По объективным причинам время "Ч" назначили на декабрь. А после того как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ Владимир Путин принял участие в подъеме Андреевского флага на АПЛ "Гепард" и стал почетным членом ее гвардейского экипажа, североморцы еще отрабатывали элементы слаженности при плавании в штормовом море, прохода узкости, потому что выход из Северодвинска имеет сложный и мелкий фарватер. В принципе ото льда его быстро расчистили заводские ледоколы и буксиры, но выходили в Белое море из устья Северной Двины "гепардовцы" уже самостоятельно.
Для более качественного решения задач перехода на борту АПЛ находились командир дивизии, флагманские штурманы флотилии, соединения, которые помогали экипажу на этапе выхода и в течение всего плавания.
- Я думаю, это решение было правильным, - говорит командир дивизии атомных подводных лодок контр-адмирал Владимир Королев. - Благодаря офицерам походного штаба экипаж "Гепарда" в течение трех-четырех дней обрел уверенное морское лицо. Как показал себя "Гепард"? Его элементы управляемости в надводном положении по крайней мере не уступают предыдущим лодкам данного проекта. А по таким показателям, как, например, поворотливость, еще и превосходят.
Время, что находились в море, "гепардовцы" полностью использовали для отработки экипажа. Прежде всего проводили тренировки по борьбе за живучесть корабля. На атомоходе, по словам командира гвардии капитана 1 ранга Дмитрия Косолапова, внедрены новые средства спасения и многие технические новшества. Поэтому североморцы были готовы не только к БЗЖ, но и к выполнению других поставленных задач, которые, по оценке командира дивизии АПЛ, решали успешно. А в надводном положении - на Северном флоте переходы субмарин из завода к месту постоянного базирования осуществляются только так - задачи аналогичные, как если бы экипаж шел под водой. За исключением некоторых нюансов разницы никакой. Акустическую вахту несли круглосуточно. Но поход спланировали в территориальных водах России. Поэтому о встрече с иностранной ПЛА не могло быть и речи.
Баренцево море встретило "Гепарда" неласково: штормом в четыре балла. Дул северо-западный ветер, затем его сменил северный. Изматывала зыбь. Так что Баренц дал понять каждому "гепардовцу", как он могуч и суров.
- Но не видел, - рассказывает контр-адмирал Владимир Королев, - ни одного моряка в экипаже "Гепарда", который бы "сдал". Причем несение вахты проверяли достаточно часто. И в принципе во время качки, если это можно так назвать, не было даже тех, кто себя плохо чувствовал, начинал хандрить. Словом, все было на уровне. Элементы морской практики экипаж отработал достойно.
Вообще лестно ли быть командиром дивизии, в состав которой вошел корабль ХХI века? Конечно, считает Владимир Иванович, на его месте мечтал бы оказаться каждый подводник, потому что это уникальная дивизия, интересная. Однако и мера ответственности комдива, командиров кораблей и личного состава дивизии АПЛ высокая. Со второго декабря, к примеру, в экипаже "Гепарда" не было выходных. Круглосуточно готовилaись к морскому походу.
Сами же "гепардовцы" говорят, что переход в базу был несложным: прошел в штатном режиме. Так как еще на испытаниях все отработали швартовку, ходовые вахты на боевых постах. Теперь только повторили. Не беда, что вместо запланированных двух суток из-за метеоусловий шли в базу шесть. Это время позволило еще раз испытать как себя, технику, так и тот микроклимат, который присутствует в прочном корпусе корабля. Он в общем-то, как показало плавание, не подвержен штормам.
Естественно, были моменты в большую качку, особенно накануне прихода в базу, когда в кают-компании суп и компот переливались в посуде с "борта на борт", и по людям замечалось, что эти условия моря для человека не являются естественными. Но все вахты шли без замечаний, техника работала исправно. Ежедневно составляли суточный план, в который "красной строкой" входили мероприятия по отработке борьбы за живучесть АПЛ, противоаварийные осмотры. За делом моряки и штормов не замечали.
- На флоте шутят, что в море каждый может ходить, - сказал гвардии капитан 1 ранга Дмитрий Косолапов, - а вы на берегу попробуйте послужить. Так что на переходе море было нормальное: экипаж прикачался быстро. Все здоровы, живы, работают. А значит - все в порядке. Мои моряки - самый лучший экипаж в мире, так скажет о своих людях любой командир. Одни отличники. Старший помощник командира АПЛ гвардии капитан 2 ранга Александр Котенков - умница, труженик, профессионал и джентльмен. Пообщавшись с ним, вы поймете, что такое элита ВМФ. Механик гвардии капитан 3 ранга Константин Кунихин - просто ничего говорить не буду. Он - любимчик. Сам я ему об этом не говорю. Но профи каких поискать! Штурман гвардии капитан-лейтенант Виктор Бауер-Бимштейн - замечательный спец. Минер гвардии старший лейтенант Кирилл Шпорт - вахтенный офицер, моряк, "мозг", швартовщик - все что положено... Я никого не хочу обидеть. Думаю, просто всех нужно взять и перечислить. Они надежные ребята. Я их люблю, очень доволен ими. И мне с ними приятно служить. Кстати, за государственные испытания 16 человек в экипаже удостоены орденов и медалей. А просто так сегодня наград никому не дают. Экипаж отличный. Что же касается самого "Гепарда", то это просто чудо техники: атомный "мерседес"!
Планы у "гепардовцев" большие: сдать все курсовые задачи, войти в так называемую "линию". А главное - сходить на боевую службу, погонять наших вероятных "друзей" как положено и привезти в родную базу "море" контактов. Чтобы иностранные "партнеры" поняли, что Северный флот возвращается туда, откуда ушел-то временно: в Средиземку, Атлантику, Индийский океан, под лед. А Баренцево море - наше, родное, хоть порою и неласковое.
Фото Павла ГЕРАСИМОВА.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker