на главную страницу

29 Декабря 2001 года

Армия сегодня

Суббота

Будни и праздники генерала Зуева

Роман БОЙКОВ,"Красная звезда".



Военные часто встречают праздники вне дома. По большому счету для большинства людей в погонах "дом" не географическое, а семейное понятие. Это место, где тебя всегда ждут, где тебе рады. И неважно, что это - бытовка в переоборудованной казарме или комнатушка в девять квадратов в общежитии, ставшем первым домом. Сколько их было потом, в поселках и городках... Кажется, после одиннадцатой школы старшая дочь грустно сказала: "Папа, ты лишаешь меня друзей". Даже когда она вместо предложенной ей как отличнице спецшколы учебы в Англии поехала с ними в Тынду, на душе не было так тяжело. Да и сейчас нелегко.
...Звук взрыва эхом прокатился по окрестностям. Спецпоезд, или среди своих "ленточка", словно споткнулся, и вагоны начали медленно валиться набок. "Фугас, - мелькнула мысль, - подловили все-таки". И тут же следующая: "А вдруг засада?"
- Покинуть вагоны! Занять круговую оборону! Командирам проверить личный состав! К бою!
Через несколько минут стало ясно, что ничего особо страшного не произошло. Последствия крушения устранимы в течение суток, обстрела нет, связь работает, вертушки на подлете. Надолго прервать железнодорожное сообщение бандитам не удалось. Но саперам надо работать четче...
Самое главное, нет ли потерь среди людей? И если есть, то сколько погибших - один, двое? Или трое? Сколько? Почему молчат?
- Иванов, - прервал генерал доклад командира роты, - а ты ведь мне не все докладываешь!
По опущенной голове капитана стало понятно, что генерал не ошибся,
- Ну! - почти закричал Зуев, - сколько? Два или... три?
- Три, товарищ генерал... Три штык-ножа потеряли, найти не можем. Меня накажут?
- Нет, Иванов, - после паузы сказал генерал-майор Юрий Зуев. - Наказывать тебя не будут. Просто не успеют. Я тебя своими собственными руками... Уйди с глаз, аккуратист несчастный!
В олга не зря считается матерью рек российских. Широка, полноводна, величава. Тем больше чести настоящему мостовику преодолеть ее. И хотя никто этого не делал уже много лет, но тренировки и занятия не прошли даром. За несколько суток переправа с железнодорожным полотном соединила берега. Задача, поставленная руководителем учений, практически была выполнена. Через несколько минут по мосту пойдут составы, и части, ведущие "бой" с условным противником на том берегу, получат все необходимое. Но пауза затягивалась, а железнодорожный состав оставался стоять в самом начале моста.
- Я не псих! - голосил пожилой машинист -, там же качает! И волны на рельсы захлестывает! Нет! Не поеду!
- Погоди, не шуми, - увещевал его подбежавший командир полка, - его же два института и пять академиков рассчитывали. Да ничего там не будет, ты же порожняком идешь...
- Вот пусть тогда академики и едут...
- Добро! Академиков сейчас достать не могу, но как ты думаешь, я своей жизнью рисковать просто так буду?
- Ну... нет.
- Так вот - пойду впереди тепловоза. А с тобой в кабине поедет главный инженер!
С берега была видна странная картина. По мосту медленно катился тепловоз, а впереди быстрым шагом шел, почти бежал подполковник. Время от времени он оборачивался, что-то кричал и грозил кулаком.
- Что у вас там происходит? - обернулся московский генерал к руководителю учений.
- Традиция, - не моргнув глазом ответил тот. - Мостовики обычно под новый мост становились, а тут... вот так Зуев решил.
- Это не Зуев, а Малешкин какой-то. Эдак у вас скоро все командиры полков Волгу аки посуху переходить начнут. Кудесники! А вообще сделали все отменно. Поощрите людей и командира не забудьте.
П оощряли командира еще не раз, отправляя "поднимать" отстающие части. Европу сменяла Азия, Центральную Россию - Украина, Молдавию - Забайкалье. Юрий Михайлович оказывался там, где требовались нестандартные решения. И решения находились. Не только в службе. Хороший командир думает о всех сторонах жизни подчиненных. Вот лишь несколько примеров: в батальоне, где он был командиром, был не просто музей, а музей с диорамой. ("А как иначе, этот батальон Дорогу жизни в войну под Ленинградом обеспечивал!") После того как батальон в рекордно короткие сроки возвел мост через Днестр подразделение было признано лучшим в бригаде. А когда приехавший старший начальник увидел стройплощадку без... мусора, то приказал водить сюда на экскурсию всех командиров из корпуса. ("Это я у финнов в Карелии увидел. И решил - будем учиться культуре строительства"). В это трудно поверить, но когда Зуев командовал полком в Свердловске, в части не только был вокально-инструментальный ансамбль и работал солдатский театр ("Четыре солдата, студенты "Щукинского" организовали. Исполнителя роли Сталина потом в ТЮЗ пригласили"). В ротах были солдатские бары, а для офицеров полка действовало кафе. Командир был уверен, что бильярдные столы, которые были установлены в помещении офицерского кафе, не разлагают дисциплину, а, напротив, укрепляют коллектив. ("Это лучше, чем до потери пульса в общаге в преферанс резаться. Через месяц у меня происшествий практически не было"). Хороший командир должен уметь принимать нестандартные решения. Но он и сам должен быть примером в их выполнении.
К урсанты университета железнодорожных войск "наматывали" третий километр на утренней зарядке в учебном центре. Первокурсники еще не привыкли к жесткому распорядку и физическим нагрузкам, и кросс не всем давался легко. Отстающих легко нагнал усач в тренировочных брюках и десантной тельняшке.
- Не скисайте раньше времени, сынки. Руками без толку не машите. И дыхалку не сбивайте, дышите ровнее. Сейчас придем в себя и начнем догонять строй. Начали!
- Ну дал дед! - восхитился, тяжело дыша на финише, один из первокурсников. - Не иначе как в спецназе служил. Я слышал есть такие прапорщики...
- Сам ты прапорщик... Это же заместитель начальника университета!
- И он бегает?
- Он не только бегает. Команда, за которую наш генерал в волейбол играет, всегда выигрывает!
С волейболом все было очень просто. Курсант Юрий Зуев ростом на первом курсе особенно не выделялся. Да оно и понятно, поскольку и по возрасту он был самый молодой на курсе, только шестнадцать исполнилось. Потребовалось разрешение из Министерства обороны, преодоление многих препонов, чтобы стать курсантом. А волейбол не просто нравился, но и, говорят, помогал подрасти. Кстати, спустя годы он снова стал капитаном команды. А команда, как всегда, занимала только первое место. В Академии Генерального штаба.
Со многими сокурсниками довелось впоследствии встретиться, но уже не в столице на занятиях, а на войне, в Чечне. Для военных железнодорожников обе чеченские кампании стали самой серьезной проверкой на профессиональное мастерство, готовность действовать в боевых условиях. Проверку воины-железнодорожники выдержали с честью, и в этом немалая заслуга генерал-майора Юрия Зуева, любителя нестандартных решений. Впрочем нет, не любителя, а профессионала. Мастера.
Б оевики узнали, что для восстановления моста под Гудермесом должен прибыть уникальный мостовой кран, один из двух в России, и развернули за агрегатом настоящую охоту. Уже сегодня можно рассказать, что были попытки саботажа в движении, как скрытые, так и явные. Были попытки диверсий. В дни, когда кран подъезжал к Чечне, генерал Зуев кричал по телефону открытой связи на подчиненных ("Не кричал, а истошно орал! Я же на "Ленфильме" в студии у самого Луспекаева занимался. Верещагина из "Белого солнца пустыни" помнишь?"). Подчиненным пачками были объявлены выговоры, кое-кто получал служебные несоответствия. Многим в качестве перспектив были обещаны звания на ступень ниже и прочие "блага". Лишь когда "слон" дошел до места без происшествий и сорокатонный мост с ювелирной точностью лег на опоры, когда "омоновцы" обнаружили подготовленный схрон с оружием, боеприпасами и минометной площадкой прямо у моста, только тогда генерал извинился перед подчиненными за суровый розыгрыш.
Кран все время шел по графику, и "наказания" Зуева должны были сбить с толку боевиков. О том, что подчиненные одобрили шутку, говорит только один факт. Они сделали все возможное, чтобы мост был установлен к дню рождения заместителя командующего объединенной группировкой по железнодорожным войскам генерал-майора Юрия Зуева. По объективным причинам задержались на один день. Но установили его с опережением всех нормативов. Генерал подарок оценил. Ведь подарок, согласитесь, нестандартный и предназначен не столько для командира, сколько для всех жителей республики. Мост ведет в мирную жизнь, которую здесь ждут. И которую помогают налаживать специалисты железнодорожных войск России.
Не знаю, где Юрий Михайлович будет встречать этот Новый год или следующий. Очень хочется верить, что дома, в кругу семьи. Но точно знаю, что в этот праздник во многих семьях за него поднимут тост. За его нестандартные решения.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker