на главную страницу

4 Января 2002 года

Пульс планеты

Пятница

Не бежать впереди паровоза

Крепнет правовая база Союзного государства

Владимир МОХОВ,"Красная звезда".



В конце декабря были проведены заседания Совета министров и Высшего Государственного Совета Союзного государства России и Белоруссии. На них обсуждались принципиальные вопросы, связанные с введением единой валюты, унификацией экономического, налогового и таможенного законодательств, обустройством внешних границ Союзного государства, координацией его внешнеполитической деятельности, взаимодействием министерств обороны в плане реализации общей военной доктрины и т.д.

Товарооборот между Россией и Белоруссией в ушедшем году превысил 11 млрд. долларов. Это больше, чем у России с полуторамиллиардным Китаем! Союзный бюджет за последние годы вырос с 500 млн. до 3,3 млрд. рублей. И более 90 процентов из этих трех с лишним миллиардов, заложенных в бюджет 2002 года, - совместные производственные программы в машиностроительной, химической и иных отраслях промышленности.
Еще совсем недавно Россия и Белоруссия производили 60 тысяч телевизоров в год. Сейчас - 1 млн. 250 тысяч. В программе "Союзный телевизор" задействованы 18 предприятий и организаций. Задача стоит конкретная - победить в конкурентной борьбе раскрученные зарубежные фирмы.
Сегодня мы совместно производим автомашины по стандартам "Евро-1" и "Евро-2", замахнувшись уже и на "Евро-3". Знаменитые "МАЗ", "БелАЗ" готовы покорять дороги Европы. В самое ближайшее время в рамках союзной программы к ним готов присоединиться "КамАЗ". Большой интерес к этой теме проявляет "ГАЗ". Наши автомобилестроители пытаются объединить усилия, чтобы выпускать конкурентоспособные машины. А ведь это не только конкретная прибыль, но и новые рабочие места. Это реальный заработок для тех, кто еще вчера бил баклуши, а сегодня производит конкурентоспособную продукцию.
Так что в новые союзные отношения мы собираемся входить с новой экономикой. Эта мысль стала лейтмотивом совместной пресс-конференции председателя Госдумы РФ Геннадия Селезнева и госсекретаря Союзного государства Павла Бородина. По их словам, все отчетливо понимают, что экономика Белоруссии сегодня отличается от экономики России. И вопросы их выравнивания с точки зрения макроэкономических показателей, взаимообмена опытом по-прежнему в повестке дня. Многие из них уже решены или находятся в стадии решения.
Немало копий было сломано в ушедшем году в вопросе наполнения союзного бюджета. На 1 декабря белорусская сторона перевела туда лишь 26 процентов, а российская - 78 процентов от необходимого. И хотя на заседании Госсовета Александр Лукашенко пообещал ликвидировать отставание, это поставило в затруднительное положение те производственные программы, на которые возлагается столько надежд.
Некоторые трудности, по словам Геннадия Селезнева, носят субъективный характер. Слишком много бюрократизма и формалистики. Слишком уж инертны, неразворотливы чиновники. В результате не может наладиться нормальный механизм совместной работы. Но у президентов двух стран есть политическая воля и намерение довести дело до конца. Так что министерства и ведомства должны это понимать. А не искать поводы для затягивания решения тех или иных вопросов. Ибо принята совместная программа построения Союзного государства до 2008 года. И нужен жесткий контроль за ее реализацией.
Пока, к сожалению, толком не определены ни статус, ни полномочия рабочих органов Союза, не решены вопросы с их размещением. Тот же Постоянный комитет Союзного государства - орган межгосударственный. Зачастую он выступает в роли просителя. Вот почему на заседании Высшего Госсовета ставился вопрос, чтобы по определенному кругу направлений союзного строительства (таких, как оборонное, таможенное, налоговое и т.п.) законодательные, исполнительные и контрольные органы были надгосударственными. По примеру ВТО или Евросоюза. Европа шла к этому долгих 30 лет, но пришла. Мы целенаправленно идем к этому 5 лет. И придем. Но все-таки хотелось бы побыстрее. Нам просто необходимо правовое поле, на котором будут работать новые союзные органы.
Как заявил Геннадий Селезнев, по его инициативе в повестку дня Высшего Госсовета был включен вопрос о Конституционном акте. Тема эта в последнее время приобрела даже несколько скандальный характер. Поскольку в союзном договоре записано, что через референдумы в обеих странах должен быть принят Конституционный акт об образовании Союзного государства. После чего можно формировать его рабочие органы - парламент, Совет министров, Счетную палату и т.д. Предложение было поддержано президентами России и Белоруссии, после чего Госсовет поручил Селезневу на следующем заседании сделать доклад о состоянии подготовки Конституционного акта. Чтобы в последующем обсудить и определить его судьбу, включая сроки вынесения на референдум. Весной будет рассмотрен и вопрос о ходе подготовки к выборам в будущий Союзный парламент.
Пока именно в исполнительных структурах, считает Геннадий Селезнев, ощущается если не саботаж, то крайняя степень промедления. Исполнительская дисциплина из рук вон плохая. Потому и возникает масса накладок. Вопросы, которые можно решить за час, иногда решаются 2-3 месяца. По мнению спикера, необходимо создать оперативную группу, которая бы тщательно контролировала, как исполняется план союзного строительства. Тогда все будет продвигаться более динамично.
В качестве положительного примера была приведена деятельность центробанков, которые четко отрабатывают документы по переходу к единой валюте и созданию единого эмиссионного центра. Слаженно работают пограничные ведомства, министерства обороны и иностранных дел. Но почему-то никак не могут отстроить отношения таможенные комитеты. С белорусской стороны много претензий по поводу того, что наш ГТК меняет те или иные тарифы, даже не предупреждая о нововведениях своих союзных коллег. Вынашивается идея организации таможни в районе Смоленска. Если по такому же пути пойдут белорусские таможенники, установив на границе свои пункты досмотра, автомобильная очередь протянется от Смоленска до Москвы. Нужно ли это России? Для чего тогда в свое время выкапывали под тем же Смоленском пограничные столбы и убирали таможенные структуры?
По мнению Селезнева, откат назад здесь недопустим. Подобным образом союзнические отношения не выстраивают. Любые проблемы на ведомственном уровне надо решать полюбовно, не доводя дело до конфликта. Тем более что экономико-географическое положение Белоруссии уникально. Грузопоток между Россией и Европой через эту республику колоссален. Только нефти здесь проходит до 85 млн. тонн в год. Практически все экономические контакты с европейскими странами мы осуществляем через Белоруссию. Для нас это великолепный транспортный коридор в виде автомобильных и железных дорог, нефте- и газопроводов, коммуникационных и энергетических сетей. Через Украину - гораздо дальше. Через Прибалтику - дороже. А мы все никак не можем договориться...
В этой связи опять-таки показательны взаимоотношения силовых структур. В сфере коллективной безопасности ими сделано очень многое. У нас по сути единые силы ПВО. Немало достижений в других направлениях военной интеграции. Российские части на территории Белоруссии в отличие от некоторых других стран СНГ, где находятся наши военные, не испытывают никаких проблем. Мы вместе укрепляем союзную границу, проходящую по линии границы Белоруссии с сопредельными странами. Белоруссия, придерживаясь принципа военного нейтралитета, выведя со своей территории атомное оружие, предоставила России возможность сохранить там свои военные объекты, во многом гарантирующие ее безопасность.
Хотя в этой республике тоже есть оппозиция будущему Союзному государству. Но сегодня она ведет себя сдержанно. Отдельные оппозиционеры даже не прочь рассматривать проблему создания Союза, видя его в несколько усеченном виде. По их мнению, необходимы широкие межгосударственные отношения, экономические договоры и не больше. Кстати, один из аргументов, используемых в этом плане оппозицией, состоит в том, что белорусские юноши якобы будут призываться в Российскую армию и отправляться в Чечню. Но об этом, подчеркнул Геннадий Селезнев, речь не шла и вряд ли пойдет. Мы строим Союз двух суверенных государств, каждое из которых сохранит собственные вооруженные силы.
Что касается открытых политических противников Союза в России, они тоже ведут себя умеренно. Поскольку учли опыт предыдущих выборов. Вспомните, сколько голосов избирателей потеряло то же "Яблоко", активно выступив против Союза России и Белоруссии. Сегодня таких антисоюзных заявлений от "яблочников" уже не слышно.
Но крайне мало, отмечалось на пресс-конференции, и выступлений в отечественных СМИ по вопросам союзного строительства. Тема эта замалчивается. Эфирного времени на радио и ТВ ей отводится явно недостаточно. Не случайно на заседании Высшего Госсовета Владимир Путин сказал, что разговор на эту тему у него обязательно состоится с руководством ВГТРК, как государственной телерадиокомпании. На правительственном уровне будет решаться вопрос создания новой еженедельной газеты, освещающей ход союзного строительства.
Так или иначе, но есть надежда, что наступивший год будет историческим в плане создания Союза. А чтобы решить многочисленные проблемы, надо просто напряженно работать. Вслед за принятием Конституционного акта в обеих странах пройдут референдумы. На их основании будут приняты поправки к конституциям России и Белоруссии, законы о выборах в Союзный парламент. А уже после выборов, с 2003 года, заработают и Союзный парламент, и Союзное правительство, и другие институты нашего общего государства.
Но произойдет это лишь в том случае, если мы четко спланируем свою работу, прекратим саботаж и покончим с долгими согласованиями. Ибо общество требует ответа: почему идет пробуксовка, почему мы топчемся на месте? Однако нельзя здесь бежать и впереди паровоза, о чем сказал на Высшем Госсовете Президент России Владимир Путин.
Эту мысль развил Геннадий Селезнев. По его словам, мы не можем принять сегодня в окончательном чтении закон о выборах в Союзный парламент хотя бы потому, что найдутся граждане Иванов или Мицкевич, которые обратятся в свои конституционные суды и скажут: приняты законы об органах власти, которых нет в нашей Конституции! И законы эти будут тут же похоронены. Потому необходимо соблюсти все формальности и пройти необходимые процедуры. За законодателями, как говорится, не заржавеет. Самое главное, чтобы союзные органы, само понятие Союза были отражены в Конституциях Белоруссии и России. Тогда можно будет продолжать непростой процесс строительства Союзного государства.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker