на главную страницу

4 Января 2002 года

Книжная полка

Пятница

Северокавказские мифы и реалии

Андрей ПОЧТАРЕВ,кандидат исторических наук.



Это издание, недавно увидевшее свет в Редакционно-издательском центре Генерального штаба ВС РФ, - несомненный успех Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации. И не потому, что книга кандидата философских наук полковника Владимира Марущенко "Северный Кавказ: трудный путь к миру" выпущена под общей редакцией начальника Главного управления кандидата исторических наук генерал-полковника Виталия Азарова и имеет по нынешним меркам большой тираж - 20 тысяч экземпляров.

Дело в том, что она, во-первых, посвящена одному из самых сложных на сегодня с точки зрения обеспечения национальной безопасности регионов России - Северному Кавказу. Во-вторых, и это, пожалуй, главное, книга представляет собой практически законченное, самостоятельное научное исследование со всеми присущими ему атрибутами: достаточно обширная источниковедческая база, актуальная проблематика, новые подходы к освещению столь глубокой темы с выводами, имеющими актуальное звучание. И, наконец, в-третьих, издание выполнено как очередное учебное пособие по общегосударственной подготовке для военнослужащих из серии "Отечество. Честь. Долг".
В начале книги автор предопределил предмет своей работы, на освещение которого и направил он свои основные усилия. "Становление и развитие российско-кавказских отношений, - пишет В. Марущенко, - носило сложный и противоречивый характер. Это создает почву для слухов, домыслов, различного рода политических спекуляций, которые в конечном итоге используются экстремистами для разжигания здесь кровавых событий".
Композиционно труд состоит из семи глав с двумя приложениями. В первой главе "Кавказ в составе России: исторический очерк" и во второй "Во славу русского оружия..." Правда и вымыслы" представлены основные положения, по которым антироссийски настроенная часть отечественных "интеллектуалов" пытается деморализующе воздействовать на общественное и индивидуальное сознание сограждан. Культивируя идеологию войны, она преследует провокационную цель - вызвать у русского народа комплекс вины за то, что происходило в нашем историческом прошлом, взрастить у россиян негативное к нему отношение с тем, чтобы идеологически оправдать террористическую деятельность новоявленных радетелей "за историческую справедливость".
Автор красноречиво доказывает, что освоение Россией Кавказа нельзя утрированно сводить только к Кавказской войне (1816-1864 гг.), рассматривая ее изолированно от всей истории этого региона. Отношения русского и кавказского народов имеют значительно более давние корни. Первые поселения русских вольных людей в низовьях Терека стали появляться еще до начала ХVI века. Те из них, которые расселялись на Тереке, получили название "терские казаки", а в междуречье Терека и Сунджи, то есть на Терском хребте, называвшемся в то время "Гребень", - "гребенские казаки". Уже начиная с середины 50-х годов того же века большинство феодальных правителей Дагестана, черкесские и кабардинские князья, посольство грузинского царя Александра обращаются к Ивану Грозному с просьбами о принятии их в подданство Москвы и о защите от Турции и крымского хана. Народы Кавказа, испытав на себе жестокость турецких и персидских завоевателей, все больше тяготели к России.
Среди причин начала Кавказской войны автор, на наш взгляд, очень верно выделяет и подстрекательства Турции и Крыма к обострению межэтнических, социальных, межрегиональных противоречий в данном регионе, и образ жизни некоторых горских народов, терроризировавших прилегающие области. Весьма распространенным промыслом здесь считалось похищение людей, заложничество и работорговля. Например, одной из самых жестоких акций в истории заложничества в отношении мирных жителей является набег Гази-Мухаммеда - сына имама Шамиля на Алазанскую долину Грузии летом 1854 года, в ходе которого было сожжено 18 селений, более тысячи человек убито и около 900 захвачено в плен. По оценкам современников, грузины заплатили за своих захваченных детей столь крупные суммы, что денег в Грузии не осталось.
Естественно, что российская администрация не могла позволить существование подобного произвола на своей территории. Борьба против проявлений такой вот "самобытности" горцев вызвала их упорное сопротивление и вылилась в полувековую Кавказскую войну.
С обеих сторон война носила ожесточенный характер, отличалась большими потерями. Один из усиленно раскручиваемых сегодня мифов - утверждение о жестокости лишь русских военачальников. Однако исторические факты свидетельствуют, что значительно большую жестокость проявляли лидеры горцев. Прежде всего из-за более низкого уровня образованности и культурного развития, диких традиций. Это проявлялось по отношению не только к российским солдатам и офицерам, но и к соплеменникам. К примеру, имам Гамзат-Бек отрубил голову престарелой ханше в Хунзахе. По приказу столь возносимого ныне имама Шамиля был брошен в горную реку 11-летний наследник аварских князей, казнены 33 телетлинских бека. В чеченском ауле Цонтери в 1844 году за смерть Шаиба - муллы Шамиль лично уничтожил всех жителей от мала до велика. Не случайно даже чеченские историки дают ему весьма неоднозначные и жесткие оценки. Так, Саламу Дауев пишет: "Имама Шамиля прославили на весь мир не его честность и порядочность, не мужество и данные полководца, а "геройское" самоубийство обманутого чеченского народа, коварно брошенного идеологией газавата в пожар войны с Россией". Сам же Шамиль на склоне лет рассуждал о своих "подвигах" следующим образом: "...Для смягчения характера горцев я употреблял жестокие меры: много людей убито по моему приказанию, но без этого невозможно было обойтись; другого средства с этим народом нет. ...Я управлял народом скверным, разбойниками, которые тогда только сделают что-нибудь доброе, когда увидят, что над их головами висит шашка, уже срубившая несколько голов".
Владимир Марущенко убедительно развенчивает еще одну спекуляцию, связанную с изображением Османской империи в образе покровительницы горских народов. Он пишет, что при тиражировании сведений о насильственном переселении царской администрацией горцев с Кавказа замалчивается немаловажный факт: народы Северного Кавказа подталкивала к переселению не столько политика России, сколько подстрекательства Порты, которая распространяла слухи о якобы готовящемся насильственном обращении мусульман в христианскую веру, о полном уничтожении неугодных. На турецкой же земле им обещали "благоденствие". На самом же деле переселенцев - "махаджири" турецкое правительство использовало для решения своих геополитических проблем, то есть против сопредельных христианских народов. В результате с Кавказа в Турцию переселились около 500 тыс. человек. Многие из них были расселены в пустынных районах страны. Даже сын имама Шамиля Мухаммед-Шафи с гневом был вынужден заметить: "Турецкое правительство вело в отношении горцев точно такую политику, как европейцы в отношении негритосов".
Забегая вперед, отметим, что и далее, анализируя развитие российско-кавказских отношений, автор справедливо делает вывод о том, что процесс интеграции Кавказа в состав России был объективно неизбежным. Рассуждения о самодержавной империи как о "тюрьме народов" не только некорректны, но и заведомо провокационны. Их цель - опорочить и дискредитировать историческое прошлое нашего Отечества, посеять рознь и вражду между народами нашей многонациональной Родины. "Трудно сказать, - пишет цитируемый в книге исследователь В. Дегоев, - когда и насколько бы "созрел" Кавказ до уровня современной (на тот момент) государственности, если бы он находился вне Российской империи, в условиях соседства (или скорее всего в составе) Турции и Ирана. Не к месту ли здесь вспомнить о турецких армянах, иранских азербайджанцах, курдах, огромной северокавказской диаспоре на Ближнем Востоке? Их судьбы сложились по-разному (у кого более трагично, у кого менее трагично), но всех их объединяет одно: полное отсутствие того, что они вполне заслуживают, хотя бы по своей численности, - национальной государственности (в любой форме) как естественной и надежной ниши для самосохранения и самореализации".
На ярких и убедительных примерах, достоверно установленных фактах автор рассказывает о российских солдатах и офицерах, которые в "чащах чеченских лесов и на раскаленных дагестанских утесах" создавали легендарные традиции кавказской армии, об Архипе Осипове, Алексее Ермолове, Александре Барятинском, Николае Евдокимове, Петре Котляревском и многих других, чьи ратные дела новыми подвигами продолжили воины-кавказцы в период Великой Отечественной войны, личный состав Объединенных группировок федеральных войск в ходе первой и второй чеченских военных кампаний.
Отдельная глава "Гнездо всех разбойников" (цитата из воспоминаний генерала А. Ермолова - Авт.) посвящена эволюции Чеченской Республики, в том числе анализу причин, толкнувших ее бывшую правящую "верхушку" и часть народа на путь сепаратизма и терроризма.
Особую практическую и познавательную ценность для воинов Российской армии и флота, да, пожалуй, и всех россиян, представляют главы "Мир вам!", где описаны столь почитаемые и знаменитые этикет, религиозные обряды, культы и праздники северокавказских народов, "Ислам на Северном Кавказе: история и современность", Словарь терминов и Краткие биографические сведения о персоналиях, упомянутых в книге.
В главе "Северный Кавказ сегодня" В. Марущенко отвечает на самый главный вопрос: "Что порождает кризис?" Характеризуя сложившуюся обстановку на Северном Кавказе как сложную и взрывоопасную, автор делает вывод, что для ее оздоровления требуется комплексный подход, включающий в себя систему мер, направленных на улучшение экономической и социальной ситуации в республиках; выверенную национальную и информационную политику, основанную на знании и учете интересов различных народов этого региона; решительную борьбу со всеми проявлениями национального и религиозного экстремизма.
Остается добавить, что новая книга, часть материалов которой увидела свет на страницах "Красной звезды" и в Памятках Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ военнослужащим, проходящим службу на Северном Кавказе, оформлена красочными иллюстрациями.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker