на главную страницу

5 Января 2002 года

Музыкальный глобус

Суббота

"Ветер перемен" из Германии

Игорь ЕРЕМЕЕВ.



Мы продолжаем начатую в прошлом году по просьбе читателей публикацию материалов под рубрикой "Музыкальный глобус". В них будем рассказывать о лучших иностранных ансамблях, группах, певцах, о тенденциях развития популярной музыки, новых записях и композициях. В этой связи обращаемся к вам, дорогие читатели, с просьбой присылать свои предложения, о ком и о чем вы хотели бы прочитать под этой рубрикой. А сегодня мы представляем легендарных "Скорпов".

В этом году немецкая группа Scorpions отметит круглую дату - тридцать лет. О том, насколько серьезно относятся почтенные рокеры к этому событию, говорят по крайней мере два факта. Готовится к выходу юбилейный бокс-сет с раритетами и новыми композициями, а также у группы вот-вот появится собственная звукозаписывающая компания "Wild Child Records".
Мало кто знает, что у, так сказать, официальной истории Scorpions, которая по их собственному летоисчислению начинается с 1972 года - года выпуска дебютного альбома, есть предыстория. На самом деле все началось в 1965 году в маленьком нижнесаксонском городке Зарстедте, что неподалеку от Ганновера. Именно там и тогда гитарист Рудольф Шенкер собрал музыкальную рок-группу. Для захолустной провинции это был чрезвычайно смелый замысел - здесь привыкли к традиционным шлягерам, а отнюдь не к року.
Как бы то ни было, в ноябре 1965 года комбо Шенкера выступило в местном молодежном "Бит-шоу-клубе". Однако дело чуть было не заглохло в июле 1969 года, когда Рудольфа призвали на службу в бундесвер. Но, исполнив свой гражданский долг, Шенкер вновь сменил винтовку на гитару.
Стилистический профиль, отдаленно напоминающий тот, с которым мы сегодня связываем имя Scorpions, возник лишь в 1971 году - после того, как к Рудольфу присоединились его младший брат Майкл Шенкер и Клаус Майне (тогда еще выступавший под своей настоящей фамилией Майнер), и американец Джо Уаймен. Первый состав группы, запечатленный впоследствии на обложке пластинки, возник в октябре 1971 года в студии при озвучивании антинаркотического фильма, куда "скорпионов" пригласил продюсер Кони Планк. Ставшая профессинальной, группа выступала в клубах и пивных ФРГ. И, наконец, именно в таком виде - Клаус Майне (вокал), Майкл Шенкер (соло-гитара), Рудольф Шенкер (ритм-гитара), Лотар Хаймберг (бас) и Вольфганг Дзиони (барабаны) - квинтет дебютировал с альбомом "Одинокая ворона".
Это было похоже на провал - разошлось лишь три тысячи пластинок. Дело здесь еще и в том, что немецкие СМИ оставили факт появления на отечественной сцене хард-роковой группы Scorpions без особого внимания. А те редкие заметки музыкальных критиков, что появлялись в прессе, иначе как снисходительными не назовешь, - музыка нижнесаксонцев называлась не иначе как подражательной и второсортной. Зато 130 концертов, которые Scorpions дали в 1972 году за рубежом, прошли с аншлагами.
В 1973 году Майкл Шенкер объявил, что переходит в подававшую более определенные надежды английскую команду UFO, и карьера Scorpions оказалась под вопросом. Ситуацию спасла ганноверская группа Down Road, и после перетряски состава к Рудольфу Шенкеру и Клаусу Майне присоединились соло-гитарист Ульрих Рот, басист Фрэнсис Буххольц, барабанщик Юрген Розенталь и (на непродолжительное время) клавишник Ахим Киршнинг. "Свежая кровь" дала себя знать - второй альбом "Полет к радуге" получился гораздо более профессиональным, вошедшие в него вещи отличают компактность, светлая, свободная манера исполнения. В таком же ключе выдержан и следующий диск "В трансе", выпущенный в 1975 году.
С приходом нового барабанщика Херманна Раребелла (экс-Steppenwolf) совпал новый качественный скачок - альбом "Берем силой" получился зрелым многоплановым произведением, поражающим живостью и неординарностью мелодий. В конце 1978 года, после успеха двойного концертника "Токийские записи", состав покинул Ульрих Рот, и в результате прослушивания 130 претендентов его место занял Маттиас Ябс. Вышедший в апреле 1979 года альбом "Любовная поездка", продержавшийся 30 недель в хит-параде США, записан уже при его участии.
Все, что было дальше, - это карьера преуспевающих звезд. 1980 год - пластинка "Животный магнетизм" в хитах по обе стороны Атлантики. 1981 год - не менее успешный диск "Затмение". 1984 год - альбом "Любовь с первой засечки" 63 недели не вылезал из американского хит-парада. 1985 год - кругосветное турне, ознаменовавшееся еще одним двойным концертником. 1988 год - "Первобытная забава" попала в "горячую пятерку" США и стала последней пластинкой, записанной Scorpions с продюсером Дитером Дирксом. 1989 год - участие в Московском международном фестивале мира вместе с Оззи Осборном, Bon Jovi и Motley Crue. 1990 год - выступление в супер-шоу Роджера Уотерса (экс-Pink Floyd) "Стена" у Берлинской стены (на одной сцене с ними выступили тогда военные музыканты ЗГВ, и эта традиция продолжилась в начале нынешнего века, когда в Москве Scorpions аккомпанировал Оркестр Министерства обороны Российской Федерации). 1991 год - "платиновый" альбом "Безумный мир" с хитом "Ветер перемен", посвященный нашей перестройке, прием в Кремле у М. С. Горбачева (существует также запись этой песни на ломаном русском языке). 1993 год - альбом "Лицо жара" и мировое турне с одноименным названием. 1995 год - запись с концертов в Мексике "Отрывки жизни", на котором (как и на альбоме "Акустика" 2001 г.) музыканты опять с чувством спели про Москву и парк Горького. И если русским Scorpions втайне сочувствуют, то над американцами откровенно смеются - в 1999 году на MTV появился потешный клип "Быть №1", посвященный скандальной истории, случившейся с Биллом Клинтоном и Моникой Левински.
Российские поклонники рока и популярной музыки всегда отвечали взаимностью на симпатию к нашей стране, выказываемую музыкантами Scorpions. У нас их давно уже называют "Русским вокально-инструментальным ансамблем", или попросту "Скорпами".

Без микрофона

Британское телевидение подвело итоги традиционного ежегодного опроса общественного мнения в этой стране, определив тройку "величайших музыкальных поп-идолов", чьи диски были наиболее популярны в 2001 году. Список возглавляет Элвис Пресли, за которым следуют Клифф Ричард и Робби Уильямс.
Группа "Битлз" находится на четвертом месте. Далее в рейтинге фигурируют такие имена, как Фрэнк Синатра, Джон Леннон, Фрэдди Меркьюри, Майкл Джексон и Элтон Джон.
* * *
Ушедший год в музыкальной жизни США можно по праву назвать годом "Битлз". Как это ни удивительно, но легендарная английская группа спустя более 30 лет после своего распада вновь оказалась лидером в американских хит-парадах, подтвердив неоспоримую истину - настоящая музыка не подвержена изменениям в моде.
Альбом-сборник песен "Битлз" под названием "1" объявлен журналом "Биллборд" альбомом 2001 года. В списке самых раскупаемых в США дисков, публикуемых этим влиятельным в музыкальном бизнесе изданием, "1" продержался на первом месте 8 недель, оставив позади пластинки таких нынешних кумиров молодежи, как Шэгги, "Бэкстрит бойз", "Эн Синк", "Дестиниз чайлд" и Бритни Спирс.
После потрясших в этом году Америку терактов 11 сентября заметный вклад в развернутую в США патриотическую кампанию внес бывший "битл" - Пол Маккартни. Именно он стал организатором проведения в Нью-Йорке благотворительного концерта "звезд" рок и поп-музыки, средства от которого пошли в фонд помощи семьям погибших под руинами Всемирного торгового центра. Грандиозное шоу с участием самого Маккартни, Мика Джаггера, Эрика Клэптона, Элтона Джона, группы "Ху" и других знаменитых исполнителей принесло его организаторам более 30 млн. долларов.
В числе наиболее известных исполнителей поп и рок-музыки, хип-хопа, рэпа и прочих стилей, претендующих на получение в феврале высшей музыкальной награды "Грэмми", однако, большинство новичков. Например, рекорд по числу проданных дисков - 5,5 млн. копий - завоевал Шэгги, певец в стиле рэгги. Почти все музыкальные критики выделяют также альбомы дебютантки Алисии Кис "Сонгс ин Эй минор" и женского трио "Дестиниз чайлд" "Сэрвайвор".
* * *
Ирландская рок-группа "Ю-ту" стала в 2001 году рекордсменом по объему заработанных в результате концертной деятельности средств. В составленном по итогам года журналом "Поллстар" списке 100 наиболее успешных выступлений музыкальных исполнителей "Ю-ту" оказалась на первом месте, продав 34,4 млн. билетов на общую сумму 109,7 млн. долларов. Правда, абсолютный рекорд в истории таких подсчетов остался за группой "Роллинг стоунз". В 1994 году во время своего мирового турне "роллинги" заработали 121,2 млн. долларов.
В первую тройку самых прибыльных вошли также группы "Эн Синк" (86,8 млн. долларов) и "Бэкстрит бойз" (82,1 млн. долларов).
В 2001 году средняя цена за билет колебалась от 43 до 47 долларов. Самая высокая средняя цена - 161 доллар - была установлена за возможность послушать оперного певца Андреа Бочелли, а самая низкая - 16 долларов - за посещение концерта группы "Пойзон", играющей металлический рок.

По материалам ИТАР-ТАСС.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker