на главную страницу

5 Января 2002 года

Письмо из Чехии

Суббота

Рейган против СССР

Была ли тревога ложной?

Карел КЭХЭР. Республика Чехия.
(Перевел и подготовил
Владимир МАЛЕВАННЫЙ.)



В самом начале 1980-х годов спецслужбы государств Варшавского Договора предприняли совместную операцию в ответ на жесткую позицию администрации США под руководством новоизбранного президента Рональда Рейгана по отношению к Советскому Союзу. Были основания опасаться, что при известных обстоятельствах американская позиция могла привести к внезапному ядерному удару с ее стороны, и потому все возможности разведок соцстран на Западе были мобилизованы на сбор касающейся данной угрозы информации...

Западные публикации по истории "холодной войны" - такие, как книга Кристофера Эндрю и Олега Гордиевского или мемуары бывшего директора ЦРУ Роберта Гейтса, - относят начало развертывания совместной операции к маю 1981 года. По их утверждениям, председатель КГБ Юрий Андропов, выступая перед участниками "закрытой" конференции КГБ в Москве, сообщил о планах подготовки Соединенными Штатами ядерной войны и о решении "в ответ на это" осуществить специальную операцию. Помимо Андропова, мнение о необходимости развертывания полноценных оперативных мероприятий по наблюдению за подготовкой американцами ядерного конфликта, как мне стало известно, разделяли Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и министр обороны Маршал Советского Союза Дмитрий Устинов.
Гейтс, Эндрю с Гордиевским и прочие представляют эту операцию необоснованной, паникерской и чрезвычайно преувеличенной реакцией на то, что было всего-навсего конфликтом на идеологическом уровне и вовсе не являлось реальной угрозой. Не будучи оспорен, такой взгляд стал частью стандартной западной истории "холодной войны" - в качестве еще одной иллюстрации якобы неадекватности Советов в анализе стратегических намерений США и в ответе на них. Но так ли это?
В период, когда задачи по ракетно-ядерному потенциалу Запада были в числе приоритетных для сотрудников спецслужб государств Варшавского Договора, я работал в США в качестве чехословацкого разведчика-нелегала и глубоко уверен, что опасения Москвы не являлись ложной тревогой. Доступная мне в то время разведывательная информация указывала, что оборонная команда администрации Рейгана приняла к исполнению новую стратегическую ядерную концепцию наряду с решительным пересмотром фундаментальной американской доктрины ядерной войны - так называемого Сводного варианта оперативного плана (Single Integrated Operational Plan - SIOP), где перечислялись возможные сценарии ядерной войны и способности США к ответным действиям. К перечню вариантов конфликтов, рассматриваемых как осуществимые, добавилась новая категория ограниченного ядерного конфликта, в котором Соединенные Штаты могли бы не только выстоять, но и нанести противнику поражение. Это выглядело вполне очевидным отказом американцев от своей прежней позиции - что единственной функцией их ядерного потенциала является сдерживание, что любой ядерный конфликт приведет к взаимному уничтожению и в нем не будет победителей.
Правда, предыдущая администрация Картера приложила немало усилий, чтобы доктрина сдерживания стала значительно менее определенной, допускающей возможность ограниченного по масштабам конфликта, в котором могут использоваться относительно небольшие и более избирательные по действию ядерные боеприпасы. Но подобная вероятность все еще рассматривалась только в контексте сдерживания: целью было не победить, а лишь выдержать ограниченный ядерный удар.
В противоречии с этим рейгановская трактовка плана SIOP, направленная на подготовку ограниченной ядерной войны, из которой США вышли бы победителем, представляла новую и беспрецедентную по опасности угрозу. Прежде всего она значительно увеличивала преимущества американцев при нанесении "упреждающего" первого удара - тем более в обстановке нагнетания ими антисоветских настроений, среди которых наиболее известно объявление президентом Рейганом Советского Союза "империей зла".
При окончательном анализе процесс составления правдивой истории об американской ядерной угрозе 1981-1982 гг. пройдет долгий путь, чтобы развеять миф об "империи зла", которая якобы не могла противостоять моральному вызову Соединенных Штатов.

От редакции. Карел Франтишек Кэхэр (Koecher) родился 21 сентября 1934 года в Братиславе. В 1958 г. окончил физико-математический факультет Карлова университета в Праге. В 1965 г., "пройдя курс спецподготовки", вместе с женой направлен в США через Австрию в качестве разведчика-нелегала Первого управления Службы национальной безопасности МВД Чехословакии для сбора политически важной информации и с задачей проникновения в ЦРУ. В 1969 г. окончил Русский институт Колумбийского университета в Нью-Йорке. В 1970 г. получил ученую степень доктора философии. Его научным руководителем был профессор Збигнев Бжезинский (помощник президента США по национальной безопасности 1977-1980 гг.). С 1972 по 1975 год Кэхэр, ранее получивший гражданство США, работал по контракту в аналитическом подразделении советского отдела ЦРУ, имел доступ к совершенно секретной информации, а затем по 1979 г. - работал консультантом. Занимался научной деятельностью на кафедре Вагнер-колледжа и в руководимом Бжезинским Институте изучения коммунизма. В конце 1984 г. арестован ФБР по обвинению в шпионаже. По мнению самого доктора Кэхэра и ряда ветеранов российской разведки, причиной его ареста стала информация, которую передал в 1975 г. в ЦРУ генерал Олег Калугин, до конца 1979 г., возглавлявший внешнюю контрразведку ПГУ КГБ.
В течение 14 месяцев Кэхэр находился под следствием, но не мог быть предан суду из-за нарушения процессуального законодательства сотрудниками ФБР при его аресте. В феврале 1986 г. был лишен американского гражданства и обменен в Берлине на советского заключенного Анатолия Щаранского (ныне член правительства Израиля). Вернувшись с женой в Прагу, Карел Кэхэр работал научным сотрудником в Институте прогнозирования АН ЧССР. С 1990 г. в отставке. В последующие годы в отношении его действует законодательство люстрации - "запрет на профессию".


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker