на главную страницу

5 Января 2002 года

Точка зрения

Суббота

Откуда пришли норманы?

Беседу вел Игорь ЯДЫКИН, "Красная звезда".



История Древней Руси еще таит немало загадок. Об одной из них - происхождении князя Рюрика наш корреспондент беседует с ученым из Омска Николаем СЛАТИНЫМ.

- Николай Владимирович, давайте сначала напомним читателям, что из себя представляет "норманская теория" происхождения России как государства? Почему "норманская"?
- "Норманской" она называется потому, что принято считать, что князь Рюрик был не только варягом, но и норманом, т.е. скандинавом, викингом, и что русская государственность началась с норманского конунга, который ее и принес на Русь. Даже имя "Русы" пытаются производить от иноязычных слов.
Но Рюрик, как я считаю, не был ни германцем, ни норманом, ни скандинавом. И русской государственности, как и русской культуре и русскому праву, нечего было заимствовать у, как это представляют, просвещенной Европы. Эту гипотезу широко рассматривает в своей книге "Русь, откуда ты?" Сергей Лесной (Парамонов) и вскрывает ее полную несостоятельность.
- На каких же фактах основывались "норманцы"?
- В частности, норманисты пытались доказать, что была-де некая "германская Русь". Но во всей западноевропейской литературе нет упоминания о "германской Руси" ни до Рюрика, ни после. Если даже, предположим, какие-то хроники и оказались потерянными, то за все смутные времена на Руси - а их было немало - ни разу никакой представитель предполагаемой "германской Руси" не предъявлял своих прав на власть в Руси.
Наша справка. Немецкое Normann; по-древненорвежски Nordhmandhr, по-английски Norman - буквально "северный человек", "человек с севера" - народ скандинавского происхождения, завоевавший северную Францию в Х в. н.э., по имени которого (нормандцы) эта часть Франции называется Нормандией (Normandy); последующее завоевание ими Англии называется Нормандским завоеванием. Как видим, два "н" пишется только в немецком, хотя именно немцы никакого отношения ни к древним норвежцам, ни к нормандцам не имеют. Таким образом, логичнее "норманнов" писать с одним "н", - тем более что по-русски они раньше назывались (разумеется, так и писались) "нурманами", "мурманами" и "урманами".
Единственный западный источник, сохранивший память о древних сношениях с Русью, - скандинавские саги, но и в них (хотя варяги и викинги где только не побывали) нет ни малейшего упоминания о какой-либо "германской Руси". Более того, в них нет ни слова о руководящей роли варягов на Руси. Везде они представлены как простые наемники, живущие на жалованье нанявших их. В сагах, где нередки элементы настоящей сказочности, можно было бы ожидать некоторого самовозвеличения варягов. Но этого в них нет.
Арабские и персидские писатели, побывавшие в Хазарии и на Руси, не упоминают ни о мнимых варяжских князьях, управлявших-де Русью, ни о предполагаемых скандинавских торговцах на "пути из Варяг в Греки", - наоборот, один из них, Хордадбег (в 40-х годах IX в., т.е. до Рюрика) пишет: "Что же касается купцов Руси, а они принадлежат к Славянам..." Вся внутренняя торговля в Восточной Европе осуществлялась самими восточнославянскими племенами. И лишь на границах Руси они могли торговать с иностранными купцами.
Арабы знали только Русов (Киевской Руси) и Славян (граждан Великого Новгорода - Новгородской республики, которые называли себя "Словене"). Государство Словен арабы называли "Славония". Таким образом они знали представителей двух славянских государств, поэтому наблюдается небольшая путаница: то у одних арабских писателей Русы включают в свое число Словен, то у других наоборот. Это объясняется тем, что этнически это был один народ (хотя и из многих племен), но политически - два. То, что арабские .путешественники рассказывают о Русах, совершенно отличается от обычаев германских племен. Кроме того, не существовало такого товара, который мог бы окупиться на многотысячеверстном пути "из Варяг в Греки".
И Византия познакомилась с настоящими варягами-германцами лишь позже, через посредство Руси, через которую они ехали наниматься на службу.
- А что говорится об этом в западноевропейских источниках?
- Как раз в западноевропейских источниках есть сведения о существовании на Западе славянского племени Русь. Там эта Русь существовала до 1168 года, когда она была окончательно покорена германцами, исчезла и была забыта историей.
- А откуда пошло само имя - "русские"?
- Следует отметить, что в слове "Рус/ Русы, Русич/ Русичи", употребляемом как имя древних Русских, никогда не было (и не могло ни произноситься, ни писаться) два "с", как это как бы традиционно пишут. И по какой причине? Слово "рус" являлось прежде всего прилагательным, означая "русый", "светлый", что имеет санскритскую параллель в корне ruks-/ ruс-/ ruс-; последняя форма произносится как "рущь" или "русь", а значит точно так же "светлый", "ясный", "белый". Так что "Русы" - "светлые" как по-русски, так и по-древнерусски, так и по-санскритски! И "с" тут одно. В слове же "русский" - корень рус- и суффикс -ск-, что дает два "с". Само слово "русский" является прилагательным, со смыслом "относящийся к Русам". Собирательно, по названию народа, и страна называется Русью. Название же "Россия" - греческое и появляется в русских документах лишь с XV в.; а в Петровскую эпоху и Русов, русских людей, также на западный манер, стали именовать "россами". Это не по-русски. Наше же название - Русы, Русичи, Русские, Русь. И когда кто спрашивал: ОТКУДУ ESTE - отвечали: ОД PУSE).
- А что можно сказать о варягах и главном из них - Рюрике?
- До призвания Рюрика в Новгород там в течение 9 поколений (т.е. на протяжении почти 300 лет) существовала династия князей. Разумеется, и до этой династии кто-то княжил. Прадед Рюрика, новгородский князь Буривой, безуспешно воевал с находниками-варягами и вынужден был отойти в свои окраинные владения. Новгородцы варягов, обложивших тех данью, терпели недолго и, попросив у Буривоя его сына Гостомысла, деда Рюрика, подняли восстание и варягов прогнали. У Гостомысла было четверо сыновей и три дочери. Все сыновья погибли, не оставив мужского наследника. Сын старшей дочери Гостомысла был мужам новгородским неугоден (видимо, она была выдана за князя-иностранца, что и в то время зачастую случалось). Тогда, после долгих обсуждений и споров, решили послать "к варягам, к Руси". Послы отправились на крайний запад Балтийского поморья.
Все Балтийское поморье (как и большая часть Западной Европы) тогда было населено славянскими племенами, но жили там и германские племена, и из тех и из других и формировались варяги - наемные воины, а также разбойники. То есть слово "варяг" не есть название какого-то народа, а название профессии - от "вара" - "охрана", "стража".
Рюрик был сыном другой дочери Гостомысла - Умилы, которая была выдана за бодричского князя Годослава (Годлава). Западнославянское племя бодричей в Европе называли еще ободритами.(Или "ободричей", - имя, происходящее от словосочетания "об Одре", т.е. "живущие по Одре").
По-славянски "Рюрик" ("Рорик", "Ререк", "Ререг", "Рарог") означает "сокол". В чешском языке до сих пор сохранилось это слово. В скандинавском произношении это имя звучит "Рюрик", а также "Рёрих" (Roerich).
В "Житии Оттона Бамбергского" (христианизировавшего поморских славян) говорится, что во времена Оттона (начало XII в.) племя Ругов германцы называли также Рутенами, т.е. Русинами, а страну их Рутенией, т.е. Русинией - Русью. Вот в эту-то Западную Русь (у варягов) и отправились послы от Града Нова - из Новгорода.
К началу XVI (!) века относится документ об экзамене, которому был подвергнут Франциск Скорина, по-нынешнему белорус. В этом документе, написанном по-латински, он назван Ruthenus - Рутен. В своих писаниях он называл соотечественников "братья Русь".
В Мекленбурге, в тех местах, откуда Рюрик родом, среди онемеченного и христианизированного чуть не тысячу лет назад населения еще бытовала и была записана в середине XIX в. Ксаверием Мармье легенда о призвании на Русь трех сыновей князя Бодричей ("Ободричей" или "Ободритов"). Годлава (Годослава). Таким образом, о призвании варягов помнили не только на востоке, но и. на западе - нынешние "немцы", и теперь определенно ясно, что Рюрик не был невесть какого роду-племени приблудным варягом, а по отцу и по матери славянского, княжеского рода (в мекленбургской легенде называется и его дед по отцу - князь Витислав), законный наследник умершего к тому времени его родного деда по матери, новгородского князя Гостомысла.
Князь в ту пору зачастую был еще выборным - его выбирали или приглашали. В задачи князя входили безопасность и оборона вверяемого ему племени; в мирное же время он выполнял и обязанности судьи, для чего он должен был знать обычаи народа, где княжил. Таким образом понятно, что чужеродного пригласить на княжение просто не могли.
- И все же варяги свою роль в истории России сыграли. Взять хотя бы название знаменитого крейсера...
- Роль варягов была в истории Руси совсем другая, нежели продолжают представлять. Их приглашали как для охраны купеческих караванов, так и как военную силу - и не только на Русь; поскольку это была их работа, по окончании оговоренного срока они возвращались туда, откуда пришли.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker