на главную страницу

10 Января 2002 года

Тема номера

Четверг

Армия не может быть заложницей энергетиков

На вопросы "Красной звезды" отвечает начальник Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны РФ генерал-полковник Виктор ВЛАСОВ

Беседу вел Иван ИВАНЮК.



- Виктор Владимирович, нынешняя зима выдалась суровой. Сильно беспокоит она работников квартирно-эксплуатационных служб?
- Осенне-зимний отопительный сезон для нас всегда является самым ответственным периодом, поскольку в его ходе проверяется качество нашей работы в течение года. Я считаю, что в этом году к зиме мы подготовились хорошо, прежде всего благодаря улучшившемуся в последнее время финансированию. Лимит бюджетных ассигнований на квартирно-эксплуатационные нужды составил 16,1 млрд. рублей. По состоянию на 1 января 2002 года он полностью освоен. При этом 2 млрд. рублей израсходовано на капитальный ремонт и 1,7 млрд. - на текущий, что позволило залатать многие дыры в нашем большом хозяйстве, насчитывающем около 100 тысяч воинских зданий и более 22 тысяч жилых домов. А еще на балансе у нас находятся тысячи котельных, электростанций, трансформаторных подстанций, канализационных сооружений...
Что очень важно, создан минимально необходимый запас топлива: твердого - 2,1 млн. тонн, жидкого котельного - 0,6 млн. тонн, полностью и своевременно выполнены поставки по северному завозу. Таким образом, есть гарантии, что серьезных проблем с теплоснабжением в армии и на флоте не будет.
- А если вдруг авария? Такое ведь тоже исключить невозможно...
- Такие случаи носят единичный характер, и, как правило, ЧП случаются там, где жилой фонд уже передан Министерством обороны на баланс местным органам власти. Так, в конце декабря по телевидению прошел сюжет об аварии в поселке Смоляниново на Дальнем Востоке. В ночь с 20 на 21 декабря из-за прекращения подачи воды была остановлена котельная, отапливающая одну из воинских частей и десять жилых домов. В шести из них произошло частичное размораживание отопительной системы. И жилой фонд, и котельная были переданы Тихоокеанским флотом по акту поселковым властям еще в июле прошлого года в хорошем состоянии. При этом был обеспечен необходимый запас твердого топлива. Причиной случившегося стал разрыв водовода от водозабора, принадлежащего Владивостокскому отделению Дальневосточной железной дороги.
Но и в таких случаях Министерство обороны не остается в стороне. Для оказания помощи в восстановлении размороженной системы флот выделил материальные ресурсы, а также пять бригад, которые в экстренном порядке занялись восстановлением подачи тепла и электричества. Приняли участие в восстановительных работах и военные строители одного из УНР Дальневосточного военного округа.
Если говорить о возможных ЧП в гарнизонах, то мы всегда находимся, если можно так выразиться, в боевой готовности. Еще в мае при начальнике строительства и расквартирования войск - заместителе министра обороны создается оперативный штаб, который контролирует подготовку к зиме и ход осенне-зимнего периода эксплуатации. С началом отопительного сезона вводится оперативное дежурство в Главном квартирно-эксплуатационном управлении, в видах Вооруженных Сил. У нас в ГлавКЭУ, кроме того, действует нештатная диспетчерская группа для сбора и обобщения информации, поступающей из войск. Каждый день до 7.30 утра мне докладывают текущую обстановку. На случай возможных авралов на центральных базах, в округах и на флотах созданы запасы материалов и оборудования, что позволяет быстро устранить неполадки. К счастью, их в этом году пока мало. В частности, были приняты экстренные меры по замене вышедшего из строя теплоэнергетического оборудования в 7-м ЦНИИАГе, а также в гарнизоне Фуньково (ВВС и ПВО).
- Перед самым Новым годом вы побывали в Чечне, где началось заселение второго военного городка в Шали. Как там квартирно-эксплуатационные службы справляются со своими задачами?
- В целом нормально, хотя люди работают с большим напряжением - штаты укомплектованы эксплуатационным персоналом на 60 процентов. Теплоснабжение гарнизонов осуществляется от автономных котельных, водоснабжение в основном от артезианских скважин. Обеспечение энергией в Калиновской и Ханкале налажено по постоянной схеме, а в Борзое и Шали осуществляется от дизельных электростанций. В Борзое идут работы по восстановлению промышленных сетей. Так, установлены уже все опоры линии электропередачи, выполнены строительные работы на основной подстанции. Пока не хватает оборудования, что задерживает монтажные работы. В Шали работы по прокладке промышленных сетей не велись из-за нестабильной обстановки в этом регионе. Никаких серьезных бытовых осложнений у наших воинов не должно быть. Во всех КЭЧ районов нами созданы минимально необходимые запасы сантехнических и электротехнических материалов и оборудования на случай аварийных ситуаций. Налажена радийная связь Ханкалинской КЭЧ с руководством "Грозэнерго", согласован план действий в непредвиденных случаях.
- Виктор Владимирович, до сих пор остаются старые долги, из-за которых энергетики порой норовят обесточить воинские части. Как идет погашение кредиторской задолженности?
- Кредиторская задолженность за коммунальные услуги, топливо и электроэнергию по состоянию на начало прошлого года составляла 7,7 млрд. рублей. Правительством в четвертом квартале были приняты энергичные меры: было выделено около 6 млрд. рублей на погашение кредиторской задолженности прошлых лет. К сожалению, текущую задолженность погасить пока не удается. Региональные энергетические комиссии на местах устанавливают для потребителей Минобороны, финансируемых из федерального бюджета, дискриминационные тарифы даже по сравнению с другими силовыми структурами, такими, как ГУИН, ФПС, МВД и другие.
- Чем можно объяснить такую политику?
- Может быть, тем, что Вооруженные Силы - самый энергоемкий потребитель и энергетикам удобнее "не мелочиться". Все вместе взятые федеральные министерства и ведомства потребляют меньше, чем Минобороны. Но, с другой стороны, не так много, как хотят представить кое-где местные власти, обвиняя армию и флот в кризисе местных бюджетов и развале предприятий ТЭК. На самом деле военные потребители в 2001 году получили примерно 1 процент электроэнергии от общего объема ее реализации по России. Недавняя масштабная проверка, проведенная Счетной палатой Российской Федерации, показала, что такие объемы потребления не могут существенно влиять на организацию предзимней заготовки топлива в кризисных регионах, в частности на Дальнем Востоке.
- Скажите, а как часто вы сейчас получаете информацию об ограничении или полном прекращении подачи тепла и электричества на военные объекты?
- Такие сообщения, к сожалению, поступают практически из всех военных округов, видов Вооруженных Сил. Причем речь идет даже об объектах, связанных с обслуживанием и хранением специальных изделий, арсеналах и складах боеприпасов и ракет, командно-измерительных пунктах, боевых позициях войск. Военные руководители на местах вынуждены использовать автономные источники электроснабжения, неприкосновенный запас дизельного топлива и т.д. А потом приходится садиться за стол переговоров с энергетиками и опять выслушивать их кабальные условия...
Руководители Минэнерго и РАО "ЕЭС России" действия энергетиков на местах не пресекают. Более того, на еженедельных селекторных совещаниях энергетикам даются прямые указания о применении самых жестких мер вплоть до отключения неплательщиков, доля кредиторской задолженности которых в общем для РАО "ЕЭС России" составляет не более 3 процентов.
- Но ведь есть Указ Президента Российской Федерации, подписанный еще в 1995 году, который квалифицирует подобные действия как нарушающие безопасность государства.
- Министерство обороны обращалось по этому вопросу в правительство. Первым заместителем премьера было обращено внимание руководства Минэнерго на необходимость соблюдения российского законодательства, было подписано соответствующее поручение, но оно не всегда выполняется на местах.
- А органы юстиции?
- Арбитражные суды, как правило, принимают решения в пользу поставщиков топливно-энергетических ресурсов, и в адрес Минобороны выставляются новые пени и штрафы. Они руководствуются в своей работе Гражданским кодексом, который ориентирован на рыночную экономику. Но Минобороны ведь не торгует пивом или другим ходовым товаром и не имеет прибыли. Мы можем перечислить своим партнерам только те суммы, которые получаем из бюджета. А суды не учитывают, что деньги Министерству обороны не всегда выделяются в срок и в полном объеме.
- Виктор Владимирович, скажите, все же есть надежда на улучшение?
- Несомненно. Как я уже сказал, ситуация с финансированием улучшается. Министерство обороны в приоритетном порядке направляет средства, поступающие на оплату топливно-энергетических ресурсов, в регионы, обеспечивая своевременную закупку топлива. В соответствии с протоколами совещаний у заместителя председателя правительства в октябре и ноябре прошлого года Министерство обороны практически полностью рассчиталось с энергетиками. Всего в 2001 году для расчетов с поставщиками за потребленную электрическую и тепловую энергию направлено 9,3 млрд. рублей. Проектировочные объемы бюджетного финансирования на этот год сформированы с учетом прогнозного повышения тарифов и сезонного потребления тепловой и электрической энергии, что позволит более гибко и в максимально возможном объеме организовать расчеты с поставщиками. Будем, как всегда, учитывать и особенности регионов.
На снимке: тепло ли тебе, солдат?
Фото
Юрия ПИРОГОВА.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker