на главную страницу

11 Января 2002 года

Взгляд на проблему

Пятница

Посадка на палубу

Вчера, сегодня, завтра
уникального тренажера "Нитка" в Крыму

Полковник Юрий ЧУМАК.



Некоторое время назад СМИ поторопились известить о том, что Россия отказывается от услуг украинского полигона "Нитка" - научно-исследовательского тренировочного комплекса авиации, находящегося в Крыму. Однако в сентябре личный состав корабельного истребительного авиационного полка (КИАП) морской авиации Северного флота перелетел из Заполярья в Крым. На аэродроме гарнизона Саки летчики отрабатывали взлеты и посадки. "Нитка" - уникальный тренировочный комплекс, у которого есть история и, думается, будущее.

В 70-х годах для развития палубной авиации, качественной подготовки летного состава правительство и Министерство обороны СССР приняли решение о создании в авиагарнизоне Саки-4 наземного комплекса, полностью имитирующего полеты самолетов с палубы корабля.
В 1977-м военные строители ЧФ начали сооружение государственного объекта. Стройка вошла в перечень особо важных. Непосредственный ход работ на ней контролировал главком ВМФ. Объекты комплекса по своим масштабам, новизне и инженерно-техническому обеспечению не имели аналогов в отечественном военном строительстве.
Через 5 лет дорогостоящий, единственный в Советском Союзе научно-исследовательский комплекс полностью вошел в строй. Начались практические испытания его систем самолетами морской авиации, подготовка высококлассных летчиков для полетов с авианесущих кораблей. Но, к сожалению, в 1992 году с распадом СССР учебный центр прекратил свое существование, а гарнизон перешел в ведение Украины. Большинство летчиков вместе с командиром полка Тимуром Апакидзе перешли в КИАП Северного флота.
"Нитка" на некоторое время оказалась невостребованной. К счастью, командир комплекса и его подразделение никому не позволяли разграбить объект. Сохраняли в исправном состоянии, обслуживали и охраняли тренажер, несмотря на то, что он бездействовал. И вот в 1994 году "Нитка" ожила: ее для тренировочных полетов корабельной авиации арендовала Россия. За месяц было выполнено 43 взлета с трамплина и 99 посадок с зацеплением. В результате лучшая десятка летчиков была допущена к самостоятельным полетам с палубы ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". С тех пор каждый год КИАП, базирующийся на "Адмирале Кузнецове", прилетает для восстановления летных навыков на Сакский аэродром.
И вот я на знаменитой "Нитке", которая включает в себя взлетно-посадочную палубу (блок), бросковое устройство (аналог катапульты), паровые силовые установки, аэрофинишер, трамплин, задерживающие устройства, аварийную сеть. Кроме того, имеются командно-диспетчерский пункт (аналог корабельного КДП), а также курсовой и глиссадный радиомаяки, оптическая система посадки "Луна", обеспечивающие точность посадки на палубу.
Посадочный блок представляет собой копию палубы корабля, которая может даже раскачиваться, имитируя волнение моря. Садится самолет на скорости 250 км/час, выпустив посадочный гак, который зацепляется за один из четырех поперечных тросов аэрофинишера, приподнятых над блоком на 30 сантиметров. Разматываясь с подтормаживающих барабанов, трос гасит скорость, и самолет останавливается, пробежав 90-100 метров.
Зацеп за трос - главная цель при посадке, но его нельзя ловить. "Вы не должны идти на зацеп, вы должны идти на касание, а зацеп - это приятная неожиданность", - учил летчиков Герой России Тимур Апакидзе, первым среди авиаторов ВМФ совершивший посадку на крейсере "Адмирал Кузнецов". Не менее точных, выверенных до метра расчетов требует и взлет с авианосца.
О подготовке своих подчиненных мне рассказал командир корабельного истребительного авиационного полка Герой России летчик-снайпер полковник Игорь Кожин. Он выпускник Ейского ВВАУЛ 1982 года. Служил в ВВС Балтийского флота. В 1985 году перевелся в Саки, чтобы летать на новой технике (МиГ-29). В 1989 году с должности замкомандира эскадрильи поступил в Военно-морскую академию. После ее окончания отказался от предложенной высокой должности в украинском летном центре в Саках и пошел служить старшим летчиком корабельного полка морской авиации Северного флота, где уже через год возглавил эскадрилью. Затем служил заместителем начальника отдела боевой подготовки авиации СФ, но в 1998-м вернулся в родной полк - уже в качестве его командира. Освоил более десяти типов самолетов, не считая многочисленных модификаций. За освоение полетов с ТАВКР "Кузнецов" и подготовку корабельных летчиков удостоен звания Героя России.
Всего их прилетело 150 человек, в том числе начальник отдела боевой подготовки морской авиации ВМФ Герой России полковник Иван Бохонко, замначальника отдела боевой подготовки морской авиации СФ Герой России полковник Павел Кретов. Эти опытнейшие летчики помогают не только в выполнении плана летной подготовки, в обеспечении безопасности полетов, но и в согласовании организационных вопросов с ВВС Украины.
Кто обеспечивает полеты? Дело в том, что работают они автономно. Летают на своей авиатехнике, сами ее обслуживают, ремонтируют и охраняют, сами руководят полетами. Украина обеспечивает связью и радиотехническими средствами, подвозит авиационное топливо, поступающее из России. Живут в гарнизонной гостинице, питаются в кафе. Все это, как и аренда комплекса, украинской стороне оплачивается.
- Не накладно ли для бюджета? Не зря ли так далеко летаете? - спрашиваю Кожина.
- Я не экономист, но "Нитка" нам необходима, - отвечает он. - Пусть не эта, пусть другой наземный тренажер. Какой и где? Трудно сказать. Проектов много, но пока у нас один авианосец и один корабельный полк, на строительство подобного комплекса пока рассчитывать не приходится. Ныне нас бы устроила и одно-двухтросовая наземная тормозная машина, как у американцев.
Сюда летаем, конечно, не зря. Хотя бы раз в год летчик должен отрабатывать наземную программу, полеты на тренажере, чтобы уверенно летать с палубы корабля. Даже летчики, имеющие по сто посадок на палубу, прилетают восстанавливаться на "Нитке". Что ж говорить о молодых.
Кстати о молодежи. Раньше ее было не очень много. Сейчас полк омолаживается. Молодым летчикам уделяется пристальное внимание, четверых из них уже подготовили к полетам с корабля, готовят еще шестерых перспективных.
В свое время Тимур Апакидзе настоял на создании эскадрильи учебных самолетов Л-39, на которых летчики получают классную квалификацию, а потом подтверждают и повышают ее на боевых самолетах при полетах на "Нитке" и на корабле. В этом году три человека стали военными летчиками 2-го класса. Сегодня в полку пять летчиков-снайперов.
Раньше в полк брали только летчиков 1-го и 2-го классов. Сейчас таких из-за сокращения авиации и количества полетов стало меньше. Ну а проблемы - они общие для всей авиации: нехватка ГСМ, запасных частей и агрегатов, изношенность самолетного парка, что отрицательно сказывается на выполнении плана летной подготовки.
В том, что командир полка - человек дела, я убедился, беседуя с его подчиненными. По их мнению, он офицер с большой буквы. Грамотный, спокойный и рассудительный. Великолепный летчик. Будучи одним из первых учеников пионера отечественной корабельной авиации Тимура Апакидзе, Игорь Кожин стал его последователем. После трагической гибели Тимура Автандиловича Кожину теперь лично приходится решать многие проблемы, связанные с полетами, с вводом в строй молодых летчиков, с обеспечением топливом... Игорь Сергеевич борется за дело, болеет за него. При необходимости обращается непосредственно к командующему флотом. За все это подчиненные любят и уважают командира.
БудуЧи на "Нитке", я поинтересовался у заместителя командира полка по воспитательной работе подполковника Павла Прядко, как им летается и живется в заграничном авиагарнизоне.
- Гарнизон для нас ведь не чужой, а словно родной, - поделился он мыслями и чувствами. - Судите сами. Наш полк образовался на Севере, а потом появились дочерние полки на Дальнем Востоке и здесь. Немало летчиков-северян перевели в Саки. И наоборот, после 1992 года многие летчики перелетели отсюда на Север. Кроме того, наш полк прилетал на "Нитку" еще в 80-х годах. Каждую зиму на самолетах Як-38 он восстанавливался перед боевой службой. Так что у нас в этом гарнизоне много друзей, знакомых, однополчан, однокашников. Наши отношения со здешним командованием строим на основе взаимодействия и взаимопомощи.
Прилетят ли еще северяне на комплекс, сказать трудно. Командующий морской авиацией ВМФ РФ генерал-лейтенант Иван Федин сообщил, что в ближайшие годы на территории России будет построен новый тренажерный комплекс для летчиков палубной авиации, поскольку за аренду "Нитки" Россия ежегодно платит Украине 20 миллионов рублей.
Что касается корабельного полка, то он перспективен. Как единственному в своем роде, ему уделяется пристальное внимание, оказывается активная поддержка со стороны командования Северного флота и ВМФ. Тем более, что полк "завязан" на флагман флота ТАВКР "Адмирал Кузнецов". Они как бы созданы друг для друга и должны быть вместе. Две системы, живущие в своих стихиях, объединились. Между ними возникли взаимодействие и взаимопонимание.
Ныне на "Адмирале Кузнецове" идут работы по продлению межремонтного ресурса крейсера, чтобы в будущем году он вышел в дальний поход со своими палубными соколами.
На снимке: самолет стартует с "Нитки". Фото автора.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker