на главную страницу

11 Января 2002 года

Военно-техническое обозрение

Пятница

По крылатым ракетам из аэростата

Владимир БЫЧКОВ,
старший научный сотрудник.



Как известно, аэростат представляет собой летательный аппарат легче воздуха, подъемная сила которого создается с помощью заключенного в оболочке легкого газа. Различают аэростаты свободного полета (управляемые и неуправляемые) и привязные. К управляемым аэростатам относятся также и дирижабли. Все эти многоцелевые летательные аппараты могут быть как пилотируемыми, так и беспилотными. Впервые аэростаты были применены для наблюдения за противником в 1794 г. французами в войне против Австро-Венгрии. В ХХ веке военные аэростаты и дирижабли всех классов и типов нашли широкое применение в вооруженных силах ведущих государств в ходе первой мировой войны. К моменту ее окончания в армиях и на флотах России, Франции, Великобритании, Германии и Италии применяли по 200-300 аэростатов наблюдения. Во время второй мировой войны привязные аэростаты наблюдения успешно использовались в интересах фронтовой разведки в вооруженных силах СССР и Германии.

Сегодня автоматические привязные аэростаты (АПА) вновь стали широко использоваться в вооруженных силах. Создание современных АПА было обусловлено определенными научно-техническими достижениями, к основным из которых относятся следующие:
- появление особо легких и прочных синтетических конструкционных материалов на основе пластмасс, обеспечивающих продолжительное нахождение аэростата на значительной высоте;
- отработка новой технологии получения гелия, позволяющей производить его в больших количествах при невысоких затратах;
- непрерывное совершенствование функциональных и массогабаритных характеристик бортовой радиоэлектронной аппаратуры и систем автономного электропитания.
Развитие бортовых средств для аэростатных комплексов идет по пути создания аппаратуры следующих типов: обзорных РЛС с различными функциональными и массогабаритными характеристиками; средств радио- и радиотехнической разведки; электронно-оптической аппаратуры для работы днем, в условиях низкой освещенности и ИК-приборов, с обеспечением их гидростабилизации; аппаратуры управления, связи и передачи данных для работы в войсковых частях.
Наиболее широкое применение в составе целевой аппаратуры АПА нашли бортовые средства радиолокационной разведки (РЛР). К основным достоинствам аэростатных комплексов РЛС относительно самолетных систем аналогичного назначения можно отнести: способность обнаружения и идентификации как низколетящих целей, так и движущихся наземных (надводных) объектов; возможность обеспечения с помощью сети аэростатных пунктов радиолокационного обнаружения (РЛО) непрерывности ведения разведки на обширных пространствах; сравнительно небольшая стоимость производства и эксплуатации аэростата. Новейшие бортовые РЛС рассчитаны на обнаружение малогабаритных наземных и подводных целей на дальности до 370 км, а площадь обзора с одного аэростата среднего класса составляет 75.000 кв. км. Определенным ограничением данных комплексов является необходимость учета метеорологических условий и особенностей рельефа местности при выборе позиций для развертывания и ведении разведки.
Наиболее развитой номенклатурой аэростатных средств различного назначения и обширным опытом их применения обладают вооруженные силы США. Особенно активно аэростатные комплексы радиолокационной разведки на постоянной основе используются для контроля воздушного пространства, сухопутных и морских границ. Главной причиной, побудившей американцев к созданию данных систем, явились ограниченные возможности традиционных средств ПВО и охраны границы в борьбе с контрабандой и незаконной иммиграцией.
Так, основным средством радиолокационного обнаружения нелегальных иммигрантов и наркокурьеров на границе с Мексикой и в Карибском море является аэростатный комплекс ТАRS. Первый аэростат РЛО был поставлен на дежурство в 1985 году на о. Хай-Рок (Багамские острова), второй - в 1986 г. в Форт-Хуачука (шт. Аризона), после чего на данных участках границы наметилось резкое снижение объема перевозок наркотиков по воздуху. Координатор министерства обороны США по борьбе с наркотиками в сентябре 1990 г. оценил аэростаты как "наиболее ценное средство обнаружения и слежения, применяемое в борьбе против нелегального ввоза наркотиков, и как обладающие при этом наилучшими функционально-стоимостными показателями". К этому времени более половины линии сухопутной границы в штатах Нью-Мексико, Аризона и Калифорния было уже покрыто сетью аэростатов РЛО.
Комплекс TARS включает сеть, состоящую из центра управления системой, расположенного на авиабазе Марч (шт. Калифорния) и 11 аэростатных пунктов наблюдения. Кроме того, имеются еще две законсервированные позиции без аэростатов.
С 1999 г. все аэростаты комплекса TARS дополнительно оборудуются средствами радиоразведки УВЧ-диапазона (ретрансляторами). Сигнал от источника радиоизлучения принимается на борту аэростата и транслируется на наземную станцию для обработки.
Сам аэростат имеет объем 12.000 куб. м и способен поднимать полезную нагрузку массой 900 кг на высоту 4.600 м. Его удержание на рабочей высоте обеспечивается кабель-тросом, имеющим максимальное значение прочности на разрыв 12 тонн. Корпус создан на основе легкой ткани с покрытием из полиуретана или тедлара, имеющей удельный вес порядка 0,27 кг/м2". В отсеке с обтекателем находится РЛС. Время непрерывного пребывания аэростата в воздухе при благоприятных метеорологических условиях ограничивается запасом топлива для двигателя бортовой системы энергоснабжения, обеспечивающего работу электрогенератора РЛС. На некоторых типах аэростатов подача электроэнергии осуществляется по силовому кабелю с земли. Коррекция текущего местоположения аэростата может производиться по гироскопическим приборам, с помощью спутниковой навигационной системы GPS или радиометодом.
Состояние аэростата постоянно отслеживается дежурным оператором пункта по данным телеметрии (от встроенной системы диагностики) и телевизионной системы. Он принимает решение на подъем или спуск аэростата в зависимости от изменения метеорологических условий и технической исправности аэростата. Данные о состоянии аэростатов и наземных пунктов обобщаются в Центре управления системой TARS. Задачи обработки и анализа материалов РЛС возложены на 84-ю эскадрилью радиолокационной обработки ВВС США (авиабаза Хилл, шт. Юта). Конечными потребителями информации являются командование НОРАД, управление по борьбе с наркотиками, таможенная служба и береговая охрана США.
С середины 1990-х гг. в США ведется разработка новейшей системы многоцелевого наблюдения JLENS, включающей сеть аэростатов с РЛС и предназначенной для дальнего обнаружения и защиты от ударов крылатых ракет. Система должна значительно увеличивать дальность обнаружения низколетящих целей и возможности их поражения активными средствами ПВО и ПРО. Для этого аэростаты будут работать на высотах от 3.000 м до 4.500 м.
Особой чертой системы являются возможность применения аэростатов с наземных площадок, с надводных кораблей и способность осуществлять быструю тактическую передислокацию. Поднятый над полем боя аэростат будет служить платформой, разведывательная аппаратура которой обеспечит обнаружение, слежение и управление огнем по крылатым ракетам противника для систем наземной ПВО задолго до того, как воздушные цели будут обнаружены обычным средством.
Находящаяся на борту аэростата аппаратура наблюдения может непрерывно находиться в воздухе до 30 суток, обеспечивая всепогодный и круглосуточный контроль над весьма обширным пространством. Внутреннее давление аэростата JKENS будет равно внешнему. Поэтому сбить такой аэростат крайне сложно. Находящийся на рабочей высоте аэростат способен выдержать большое число попаданий до того, как начнет терять высоту. При этом его снижение будет происходить с малой скоростью, что позволит осуществить безаварийную посадку, оперативный ремонт и вновь осуществить боевой подъем.
В долгосрочной перспективе система JLENS дополнит самолеты ДРЛО, выполняющие аналогичные задачи, что позволит США получить новую эшелонированную и гибкую систему борьбы с крылатыми ракетами.
Опытный образец комплекса JLENS впервые принял участие в маневрах "Роуинг сэндз" в 1996 г. С этого аэростата осуществлялось загоризонтальное наблюдение, передача полного объема данных о воздушной обстановке, в том числе и о тех целях, которые не были обнаружены штатными средствами систем ПВО. Принимавшая участие в учении батарея ЗРК "Пэтриот" германского бундесвера сбила своим огнем крылатую ракету по данным, полученным от JLENS, что продемонстрировало возможности данной системы по обеспечению целеуказания огневым средствам.
В ходе маневров было показано, что с рабочей высоты 4.500 м над поверхностью земли разведывательная аппаратура аэростата JLEMS позволяет обнаруживать и сопровождать маловысотные цели, обеспечивая общевойсковому командиру заблаговременное предоставление информации о воздушных и наземных целях, ранее недоступных для такого наблюдения.
В середине 1999 г. на очередных учениях "Роуинг сэндз", проводившихся армией США на полигоне Уайт-Сэндз (шт. Нью-Мексико) были проверены возможности работы аэростатного комплекса JLENS в сложных метеоусловиях. Оперативное руководство осуществлялось штабом 32-го командования ПВО и ПРО армии США. Особенностью учений стало объединение проводок воздушных целей, получаемых от нескольких аэростатных РЛС с данными от систем "Джитидс" и "ТИБС", а также ретрансляция данных посредством систем "Сингарс" и "Е-ПЛРС". Новый аэростат имел длину 70 м, заполнялся гелием, а подача электроэнергии на борт осуществлялась с земли с помощью трос-кабеля.
В марте 1999 года системе JLENS была присвоена повышенная категория важности для ускорения ее поставок в войска. Первые четыре комплекса АПА предполагается поставить в 2003-2005 гг. В целом министерство обороны США намерено закупить 12 полных комплектов новой системы, при этом их общая стоимость составит 1,6 млрд. долларов.
Современные аэростатные средства РЛР имеют вооруженные силы и других стран. А в ближней перспективе, по оценке зарубежных военных специалистов, аэростатные средства радиолокационной, радио- и радиотехнической, оптоэлектронной разведки станут особым средством вооруженной борьбы. Они будут широко применяться для решения таких важных задач, как контроль воздушного пространства, сухопутных и морских границ, обеспечение предупреждения о ракетном нападении (при борьбе с баллистическими и крылатыми ракетами), осуществление радионаблюдения, управления и связи на континентальных и океанских ТВД.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker