на главную страницу

12 Января 2002 года

Российское оружие

Суббота

Корабелы по-прежнему востребованы страной

Анатолий АНТИПОВ,«Красная звезда».



На вопросы «Красной звезды» отвечает генеральный директор Российского агентства по судостроению Владимир Поспелов

- Владимир Яковлевич, Российское агентство по судостроению - сравнительно молодая государственная структура, но тем не менее, судя по темпам развития отрасли, можно говорить об эффективности ее работы. За счет чего удается развивать производство? Какое участие принимает агентство в решении проблем предприятий оборонного комплекса страны?
- Российское агентство по судостроению, которое координирует деятельность судостроительной промышленности страны, было создано в соответствии с Указом Президента РФ от 25 мая 1999 г. № 651 для обеспечения реализации государственной политики в области судостроения. В состав агентства вошли 170 предприятий, из них 76 государственных. Сегодня на предприятиях отрасли заняты более 220 тысяч человек.
После длительного кризиса 90-х годов отрасль вступила в период стабилизации. Продолжается подъем производства, начавшийся в 1999 году, начала расти численность работающих. И еще один немаловажный показатель: инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования увеличились более чем в 1,5 раза по сравнению с 1999 годом. При этом около 90 процентов инвестиций было направлено на объекты производственного назначения.
Оживилась работа на стапелях. Только в 2000 году завершены работы на 50 военных и гражданских заказах по постройке, ремонту и утилизации кораблей, судов и плавсредств.
4 декабря прошлого года на Севмашпредприятии в присутствии Президента России Владимира Владимировича Путина был поднят флаг на новой российской многоцелевой АПЛ «Гепард». Кстати, это 250-я атомная лодка, построенная на отечественных верфях. Активизировалась постройка кораблей нового поколения - стратегических и многоцелевых АПЛ типов «Юрий Долгорукий» и «Северодвинск». 21 декабря 2001 года заложен головной корвет нового поколения «Стерегущий». Растет количество построенных гражданских судов - транспортных, рыбопромысловых.
Безусловно, эти позитивные сдвиги происходили на фоне общей стабилизации экономики страны. Вместе с тем оборонно-промышленный комплекс значительно опережает в темпах роста рост общепромышленного производства.
В подъеме отечественного судостроения немаловажную роль сыграло и то, что впервые за послеперестроечные годы сформирована вертикаль управления в отраслях, относящихся к оборонно-промышленному комплексу, который, несмотря на все потрясения, остается главным носителем высоких технологий России.
Большое значение имеет непосредственное внимание руководства страны к флоту и судостроению. Подтверждением тому являются утвержденные Президентом России В. Путиным «Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года» и «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года».
Серьезное влияние на поддержание и развитие судостроительной промышленности оказывает экспорт нашей продукции. Российское агентство по судостроению придает большое значение военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами. В 2000 году объем экспорта продукции военного кораблестроения составил 27 процентов от общего объема экспортных поставок военной продукции России.
Так, за сравнительно недолгий период, прошедший с момента создания Россудостроения, иностранным заказчикам переданы 6 боевых кораблей и катеров, прошли ремонт и модернизацию три подводные лодки, поставлялась другая военно-морская техника. Реализован ряд контрактов в научно-технической области.
Однако экспорт - фактор не постоянный, поэтому, сохраняя и расширяя свои позиции на внешнем рынке, судостроительная промышленность делает ставку на отечественных заказчиков. Это нашло свое отражение в проекте «Программы вооружения на период до 2010 года». В гражданском судостроении по-прежнему актуальной остается задача создания условий, привлекающих заказчиков на отечественные верфи.
Российское агентство по судостроению тесно взаимодействует с федеральными органами власти, включая другие оборонные агентства, в решении задач развития и реформирования всего оборонно-промышленного комплекса страны. Ведь судостроение - это системообразующая отрасль. Мы создаем корабли - самые сложные инженерные сооружения. Поэтому каждый работающий в судостроении обеспечивает занятость трех-четырех человек в других отраслях, создающих ракеты, атомные реакторы и многое другое.
- Сегодня немало говорится о необходимости реструктуризации оборонного комплекса. На сей счет государственное руководство уже приняло соответствующие решения. Как будет реформироваться отрасль в свете последних требований?
- Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса страны осуществляются в соответствии с принятой в октябре 2001 года соответствующей федеральной программой. Реформирование и развитие - генеральный курс, проводимый Россудостроением. Мы сознаем, что только создание крупных интегрированных структур позволит нашим предприятиям выпускать конкурентоспособную продукцию, способную выдержать жесткую конкуренцию как на внешнем, так и на внутреннем рынке.
При разработке программы реформирования и развития судостроительной промышленности мы исходили из упомянутых выше указов Президента РФ, «Концепции развития экономики страны до 2015 года», «Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу», проекта «Программы вооружения на период до 2010 года», прогноза загрузки отрасли экспортными заказами и др.
В результате реализации комплекса мероприятий по реструктуризации отрасли вновь создаваемые интегрированные структуры в дополнение к имеющимся составят обновленное ядро судостроительной промышленности России с переходом в дальнейшем к межотраслевой интеграции. Все это позволит оптимизировать состав и структуру судостроительной промышленности России при сохранении наиболее ценных ее элементов и критических технологий, а также обеспечить возможность разработки и поставки новейших образцов вооружения и военной техники. При этом будут реорганизованы или ликвидированы неперспективные и неконверсируемые производства.
Сегодня решаются вопросы и международной интеграции, в первую очередь со странами СНГ. Ведь до начала 90-х годов судостроение России и других стран СНГ представляло собой единый научно-производственный комплекс, тесно увязанный сформированными в течение десятилетий кооперационными связями, со сложившейся специализацией и разделением труда.
В развитие межправительственного соглашения с Украиной Российским агентством по судостроению в феврале 2001 года подписано соглашение с Государственным комитетом промышленной политики Украины о сотрудничестве в области судостроения. Ведется подготовка подобных соглашений с другими странами. О результатах работ говорить пока преждевременно, но нет сомнений в их необходимости.
- У конверсии, вернее, того, как она проводилась до последнего времени (отсутствие государственной поддержки, хроническое недофинансирование и т.д.), скорее больше противников, чем сторонников. Что с вашей точки зрения здесь необходимо сделать в первую очередь?
- Конверсия, как ее трактовали в конце 80-х годов, предусматривала замену в производстве военной техники гражданской. При этом слабо учитывались особенности замещения наукоемкой продукции на более простую, а также ряд других факторов. Отсутствие господдержки и недостаточное финансирование на фоне общего экономического кризиса в стране привели к обвальному сокращению объемов военного и гражданского производства.
Так, в судостроении численность работающих упала примерно втрое. При этом структура продукции отрасли осталась практически той же, что и до перестройки, - основу составляет оборонная продукция. Экономика - саморегулирующаяся система. Регулятором в данном случае стал экспорт конкурентоспособной военно-морской техники, который заменил на имеющихся мощностях значительную часть поставок для отечественного ВМФ. Это помогло выжить основным судостроительным предприятиям и организациям, сохранить потенциал, который в ближайшей перспективе обеспечит возрождение российского флота, как военного, так и гражданского.
Говорить сегодня о конверсии, почти через полтора десятка лет после ее фактического начала, поздно. Переходный период заканчивается. Сегодня другие задачи, решаемые отраслью в рамках Программы реструктуризации и развития ОПК, выполнения заказов отечественных и иностранных заказчиков.
- «Государственный оборонный заказ-2001» - что нового по сравнению с прошлым годом в нем появилось? Какие здесь выбраны приоритеты?
- Выполнение государственного оборонного заказа - это основная задача предприятий Россудостроения. Чем отличается гособоронзаказ 2001 года от предыдущих? Это первый годовой заказ в рамках хотя и не утвержденной, но неуклонно выполняемой «Программы вооружения до 2010 года». В рамках последней военно-морская техника, имеющая длительные сроки создания, разрабатывается и поставляется комплексно.
В отличие от прошлых лет, когда госуд
арство далеко не всегда вовремя расплачивалось с оборонными предприятиями за выполненные работы, оплата гособоронзаказа 2001 года обеспечивается полностью и регулярно. Хотелось бы отметить все большую ориентацию госзаказа на перспективу и концентрацию ресурсов на важнейших работах.
Основных приоритетов в заказе два - это стратегические ядерные силы и силы общего назначения. В соответствии с ним крупнейший в отрасли комплекс военного кораблестроения - «Севмашпредприятие» в Северодвинске - передал флоту, как я уже говорил выше, современную многоцелевую АПЛ «Гепард» проекта 971. Там же продолжается работа по постройке АПЛ нового поколения, которые составят основу Военно-морского флота в первой половине XXI века.
Интенсивно строилась головная дизель-электрическая подводная лодка проекта 677 на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге. На «Северной верфи» завершена подготовка производства и заложен головной корвет проекта 20380. Продолжалось строительство для флота ракетных катеров и противоминных кораблей, десантных катеров и судов обеспечения. Предприятия отрасли выполняли ремонт и модернизацию ранее построенных кораблей, включая стратегические ракетоносцы, выполнили ряд заказов по утилизации АПЛ.
Конструкторские бюро продолжали работу над новыми кораблями, в частности над проектом нового фрегата, о начале постройки которого в 2002 году объявил Президент РФ В.В. Путин на подъеме флага «Гепарда» в Северодвинске.
Новыми кораблями пополнились морские части Федеральной пограничной службы, в частности очередным сторожевым кораблем проекта 10410.
Предприятия Российского агентства по судостроению, сохранив в процессе реформирования основу своего потенциала, приложат все усилия для выполнения заказов Военно-морского флота и пограничников.
- Многие предприятия ОПК, в том числе и судостроительные, сегодня выживают за счет выполнения иностранных заказов. Каковы перспективы мирового рынка военных кораблей и катеров для российского судостроения? Какие предприятия в этом отношении определяют лицо отрасли?
- Предприятия Россудостроения поставляют сегодня значительную часть всей экспортной высокотехнологичной продукции страны.
В числе экспортных поставок - эсминцы проекта 956Э, подводные лодки проекта 877ЭКМ, десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322, ракетные катера, также мы ремонтировали ранее построенные подводные лодки.
Главными задачами сегодня являются строительство для наших иностранных партнеров трех фрегатов проекта 11356, ремонт с модернизацией подводной лодки проекта 877ЭКМ. Предприятиями отрасли развернуты работы под будущие контракты по строительству подводных лодок проектов 677, ракетных катеров проекта 12300 и модернизации авианесущего крейсера проекта 11434. Кроме того, на заводах в различной степени готовности находится еще несколько заказов, предназначенных на экспорт, в том числе ракетных катеров проекта 12421. Планируется ремонт еще нескольких ранее построенных подводных лодок. Учитывая, что современный корабль - одно из самых сложных инженерных сооружений с длительным циклом производства, наши ожидания в период до 2005 года мы связываем в основном с постройкой перечисленных кораблей.
Кроме того, российские предприятия оказывают содействие в строительстве кораблей на верфях других государств, участвуют в создании для них систем радиоэлектронного вооружения.
По ряду направлений научно-технические достижения российской судостроительной промышленности, например, в области создания скоростных кораблей, опережают аналоги зарубежных стран. Однако ситуация может измениться, поскольку до сих пор продается базовый научно-технический потенциал, накопленный в период до 1990 года. Для изменения ситуации необходимы объемные целевые инвестиции в наукоемкие технологии. Так, например, по мнению специалистов отрасли, через непродолжительное время для сохранения конкурентоспособности на рынке потребуется строить неатомные подводные лодки с воздухонезависимыми энергоустановками. Мы имеем опыт в этом деле и не собираемся отставать от конкурентов. Необходимо шире предлагать наши достижения в области создания кораблей с динамическими принципами поддержания.
До начала 90-х годов наша промышленность была лидером мирового экспорта военно-морской техники. После продолжительного кризиса российское судостроение снова выходит на передовые позиции. Последний раз такой пик экспорта отечественной военно-морской техники, как сегодня, был в середине 80-х годов. Основные наши экспортеры кораблей и катеров - это «Балтийский завод», «Северная верфь», «Адмиралтейские верфи» и СФ «Алмаз» в Санкт-Петербурге, северодвинская «Звездочка», рыбинский «Вымпел» и др. Ожидается, что и другие наши крупнейшие предприятия в ближайшие годы будут участвовать в процессе военно-технического сотрудничества. Большинство экспортных кораблей и катеров спроектировано также в Санкт-Петербурге: ЦКБ МТ «Рубин», Северным ПКБ и ЦМКБ «Алмаз». Большое число приборостроительных и машиностроительных предприятий и организаций Россудостроения обеспечивают своей продукцией поставки экспортных кораблей.
Благодаря совместным с «Рособоронэкспортом» усилиям мы надеемся не только увеличить доходы федерального бюджета, но и поддерживать, и развивать свой потенциал для создания эффективной военно-морской техники как для отечественных заказчиков, так и на экспорт.
На снимках: многоцелевая АПЛ «Гепард»; малый десантный корабль «Мурена»


Назад

НАШ АДРЕС:

mail@redstar.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker