на главную страницу

12 Января 2002 года

Российское оружие

Суббота

Учебный МиГ» для будущих асов

Александр МАНУШКИН,«Красная звезда».



На брифинге, посвященном итогам работы Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» в 2001 году, генеральный директор - генеральный конструктор корпорации Николай Никитин отметил, что одной из приоритетных программ фирмы на 2002 год будет завершение испытаний и продвижение на внутренний и внешний рынки учебного самолета нового поколения МиГ-АТ. В частности, принято решение о совместных с Военно-воздушными силами РФ и Росавиакосмосом сертификационных испытаниях этого самолета и принятия его в опытную эксплуатацию. Что же это за машина, не имеющая аналогов среди самолетов подобного класса?
Учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ создан в РСК «МиГ» для обучения летчиков на начальном, основном и повышенном этапах подготовки с элементами боевого применения, а также для поддержания навыков пилотирования в строевых частях. Главный конструктор самолета - Василий Штыкало.
МиГ-АТ сразу же разрабатывался как международный проект, в котором и сейчас принимают участие французские компании «Снекма», «Турбомека» (силовая установка) и «Талес Авионикс» (БРЭО), что, по мнению участников этой программы, существенно расширяет рыночный потенциал самолета. С российской стороны в проекте участвуют крупнейшие российские авиационные предприятия и исследовательские центры, включая ГосНИИ авиационных систем (интеграция бортового оборудования и программное обеспечение), ЦАГИ (аэродинамическая отработка проекта), МНПК «Авионика» (система управления), «Звезда» (катапультное кресло К-93), ЛИИ им. М. Громова (летные испытания).
Учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ впервые в России оснащен цифровой системой электродистанционного управления (ЭДСУ) отечественной разработки. До этого все используемые на самолетах отечественные ЭДСУ были основаны на применении аналоговых вычислителей, что ограничивает возможности их использования. Оснащение цифровой ЭДСУ учебно-тренировочного самолета является передовым решением и для мировой практики самолетостроения.
Эта новая система, разработанная Московским научно-производственным комплексом «Авионика», - принципиально важный элемент программы создания современного учебного летного комплекса. Она позволяет изменять характеристики управляемости самолета, имитируя поведение в воздухе как высокоманевренного истребителя, так и тяжелого транспортного лайнера. Таким образом, один и тот же тип учебного самолета может использоваться для подготовки летчиков различного класса, что позволяет существенно снизить стоимость программ обучения как военных летчиков, так и пилотов гражданской авиации.
Новая система управления обладает еще одной отличительной особенностью - она позволяет бортовому компьютеру контролировать режимы полета самолета и не допускать выхода на потенциально опасные критические режимы, повышая безопасность полета в случае ошибочных действий летчика.
МиГ-АТ является также первым самолетом, оборудованным уникальным облегченным катапультным креслом К-93. Особенностями разработанной АО «Звезда» катапульты К-93 является возможность покидания самолета при нулевых скоростях и высотах, из перевернутого полета, а также обеспечение катапультирования через остекление.
Самолет оснащен двумя двухконтурными турбореактивными модульными двигателями LARZAC 04R20 (тяга 1.430 кг) производства французских фирм «Снекма» (Snecma) и «Турбомека» (Turbomeca). В качестве силовой установки для оснащения российских ВВС предполагается использование двигателя
РД-1700 разработки Тушинского МКБ «Союз». Этот двигатель в настоящее время проходит стендовые испытания.
МиГ-АТ может быть укомплектован как российским комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, так и французским производства компании «Талес Авионикс» (Thales Avionics). Система отображения информации в кабине самолета построена на основе цветных жидко-кристаллических индикаторов. Органы управления самолетом созданы с использованием принципа HOTAS (hands on throttle and stick), что позволяет летчику выполнять основные операции, не снимая рук с ручек управления самолетом и управления двигателями.
МиГ-АТ имеет размах крыла 10,16 м, максимальную взлетную массу 8.150 кг, максимальную скорость 850 км/ч. Дальность полета составляет до 3.000 км.
Помимо базового специализированного учебно-тренировочного самолета, на фирме «МиГ» разрабатывается целое семейство МиГ-АТ, которое будет включать учебно-боевой самолет, легкий одноместный тактический истребитель, самолет корабельного базирования, патрульный самолет.
Остается добавить, что после окончания сертификационных испытаний Российская самолетостроительная корпорация передаст Военно-воздушным силам в опытную эксплуатацию двенадцать учебных самолетов МиГ-АТ.


Назад

НАШ АДРЕС:

mail@redstar.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker