на главную страницу

12 Января 2002 года

Точка зрения

Суббота

Мы ветви одного дерева

Записал Игорь ЯДЫКИН,«Красная звезда».



Известный террорист Усама бен Ладен заговорил о «новом крестовом походе» Запада на Восток. Но какова была истинная подоплека крестовых походов в средневековье? На эту тему размышляет известный ученый-востоковед Мурад Аджи.

- Она, бесспорно, не та, о которой думает бен Ладен. Тогда, в XII веке, Восток превосходил Запад своей культурой, наукой. Примерно как сегодня Запад превосходит арабский Восток.
Обстоятельства обернулись так, что Римская церковь, победив Византийскую, стала лидером христианского, то есть западного, мира, и Рим задумал расширить свои границы за счет восточного Средиземноморья. Для этого ему нужна была война со своими давними союзниками - мусульманами. Под любым предлогом, но война - за византийское наследство, за власть.
И предлог, конечно же, нашелся. Им стали «гроб Господень» (которого на самом деле не было: евреи в гробах не хоронили), а еще - крест: он был и у христиан, и у мусульман - знак веры в Бога Небесного.
Равносторонний крест появился на Древнем Алтае задолго до новой эры. Его как знак Неба в I веке признали буддисты после своего IV Собора. Потом, в IV веке, тюркский крест приняли христиане, тоже как символ Неба. С появлением ислама знак Неба появился у мусульман. Об этом свидетельствуют даже орнаменты древних мечетей, оформления древних Коранов.
По сути, крестовые походы были священными войнами, за символ веры они велись. Отсюда их название.
Ислам уступил крест, как прежде уступил иконы и другие атрибуты веры. Тогда и началось затухание Востока, будто сам Всевышний отвернулся от него. Мусульмане с тех пор не выиграли ни одной крупной войны, они уступали Западу шаг за шагом. В первую очередь потому, что уступили в духе. Междоусобицы стали их уделом.
Возможно, через века это и привело к полному поражению тюрков в Халифате, к приходу к власти аравитян. Впрочем, это лишь моя догадка. Вопрос еще не исследован наукой, о роли тюрков в становлении мусульманского Востока теперь не вспоминают.
Но зато не забыли, что эпоха крестовых походов - это время возвеличивания Запада, его восход на мировой Олимп, укрепление католический церкви, объединившей Западную Европу. Словом, время, когда у Средиземноморья появился новый хозяин.
Зачем же сегодня собираться в крестовый поход? На Ближнем Востоке есть хозяин. Он уверенно правит бал... Не удивлюсь, если реализуется политика этого хозяина сегодняшнего мира: гибель миллионов ненужных ему людей. Говорю так, потому что вторая задача крестовых походов как раз и была связана с уничтожением лишних людей Европы. Сотни тысяч вели на бойню, как бычков... Я рассказываю об этом в своей книге «Кипчаки, огузы».
Поверьте, мысль о лишних людях не так уж безосновательна. Иные ученые-интернационалисты высказались за необходимость сокращения числа населения планеты. Якобы миллиарда человек хватит. А кто войдет в этот заветный миллиард? Какой народ?
Что если падение численности российского населения, взрывы американских небоскребов, бомбардировки афганских деревень есть этапы политики хозяев нынешнего мира, в которой, возможно, того не ведая, участвует и этот «неуловимый» бен Ладен? Тогда мысль о новом крестовом походе отчасти справедлива.
Где же корни исламского экстремизма? Там же, где кроются корни и христианского. В политике. И всеобщем невежестве. К сожалению, со времен императора Константина религия давно стала рычагом политики: «Чей Бог, того власть» было девизом средневековой Европы. С тех пор почти ничего не изменилось. Те же принципы.
Разделение Церквей, непримиримость христианства и ислама - этапы политики, которая за века превратила религию в инструмент власти. Каждый шаг политиков уводил людей от чистой веры в торжество Бога Небесного, вел к подмене понятий, к манипулированию сознанием миллионов верующих. На этом и строилась стратегия религиозных войн. Сегодня миру предлагается та же безотказная схема развития...
А на Древнем Алтае, где зародилась религия, было иначе: там веру отделяли от государства, от власти. Правители не имели права вмешиваться в духовную жизнь народа. Этим занимались священнослужители, которые подчинялись лишь Богу.
Император Константин, создавая свою Церковь, нарушил это правило тюрков, он назначил греческого патриарха, сам подчинил себе Церковь. С него и пошло главенство материального над духовным в обществе людей, то есть несвобода веры.
Случайно ли, например, что в христианстве теперь насчитывают десятки Церквей - католическую, православную, протестантскую и другие. Что отличает их? Да ничего, главенствующей остается Библия, но об этом словно забыли. Все «отличия», которых десятки, придуманы обыкновенными людьми, не Пророками, потому что каждый простолюдин мечтает быть у руля, мечтает о власти над соплеменниками. Отсюда дробление веры.
Бог един? «Да», — всегда говорили священнослужители. Его власть едина? «Нет», — всегда говорили политики. С больного самомнения и начинается религиозный экстремизм. Люди решили, что заменят Бога, смогут отпускать грехи, смогут судить и миловать. Нет. Еще никому не удалось такое, ибо «кесарю - кесарево». Есть Божий суд! Его не отменить.
Повторяю, религиозный экстремизм идет из христианской Европы... К сожалению, и в исламе теперь десятки течений, причина их появления та же.
Самое заметное - ваххабизм, о нем говорят как о «большом зле ХХ века». Хотя ничего ужасного это религиозное течение собой не предвещало. Оно не было агрессивным, высокомерным, когда в середине XVIII века проповедник Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб поведал миру о нем. В проповедях речь шла о возврате к чистоте раннего Ислама, о строжайшем единобожии, об отказе от новшеств, которые навязывались тогда мусульманам. Ваххабиты требовали от верующих избегать проявлений роскоши в быту и обрядах. Они напоминали протестантов в христианстве. Или старообрядцев в России.
Став идеологией рвущихся к власти над Аравией племенных вождей, ваххабизм обрел непримиримость, что несвойственно религии. Возвысив себя над исламом, он стал элементом политики одного из богатейших государств Ближнего Востока, исполнителем воли людей, которые свои желания выдают теперь за желания Всевышнего. И этим ваххабизм неприемлем для меня. Он не свободен.
Вот в чем опасность религиозного экстремизма: вроде бы хороша идея, но нет. Религия, становясь политикой, превращается в орудие правителей, что недопустимо, ибо это грех.
Не уверен, что буду правильно понят, но, по-моему, пора вспомнить о чистоте веры, которая была на Древнем Алтае. О правилах той жизни, которым учит История. Надо вернуться к Богу: религия не может быть рычагом власти, не имеет права.
Этот призыв, как мне кажется, актуален для сегодняшней России. Ненормально же, когда в стране проповедниками стали радио- и телекомментаторы, люди-однодневки. Мы должны вспомнить заветы предков, иначе страна погибнет. А они, их заветы, просты и понятны, пронизаны веротерпимостью.
И тогда религиозный экстремизм будет невозможен, потому что соблюдается завет наших предков: «если веришь в Бога, то свой». А с каким обрядом ты обращаешься к Всевышнему, дело лично твое. Христианство и ислам - ветви одного дерева, у них один корень, одна история.
На снимке: Фридрих БАРБАРОССА - крестоносец. Миниатюра XIII в.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker