на главную страницу

17 Января 2002 года

Армия сегодня

Четверг

Новые уставы и права человека

Генерал-полковник Николай КОРМИЛЬЦЕВ,
главнокомандующий Сухопутными войсками
- заместитель министра обороны РФ



Вооруженные Силы Российской Федерации в настоящее время находятся в стадии реформирования. Изменяются способы комплектования и организационно-штатная структура войск, принципы их боевого применения и подготовки, порядок прохождения военной службы, обязанности и права военнослужащих, условия их повседневной деятельности и быта.
Правовой основой реформирования Вооруженных Сил являются Конституция Российской Федерации, принятые в последние годы федеральные законы "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих", "Об оружии", указы Президента Российской Федерации о национальной безопасности, военной доктрине и другие, а также подписанные и ратифицированные международные договоры в военной области.
Ряд положений утвержденных в декабре 1993 года общевоинских уставов уже не в полной мере соответствует нормам новых федеральных правовых актов, а некоторые из них в ныне действующих уставах вообще отсутствуют. Вот почему в Министерстве обороны и была создана Комиссия по подготовке проектов новых уставов. В нее вошли представители видов Вооруженных Сил, родов войск, главных и центральных управлений, военных академий, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Комиссией подготовлен первый вариант проектов уставов (их макеты), учитывающих имеющуюся на тот период (1999 год) правовую базу. Проекты уставов направлялись для рассмотрения в войска. Было получено более 3.000 предложений, которые анализировались на заседаниях комиссии и учитывались при дальнейшей работе над проектами уставов. Рассмотрены многие проблемы, существующие в Вооруженных Силах, разработаны и включены в проекты уставов соответствующие новые положения.
В настоящее время работа над проектами новых общевоинских уставов близка к завершению. Что же нового в них привнесено?
Во-первых, учтены положения федеральных законодательных актов, принятых после утверждения ныне действующих уставов. Внесены соответствующие изменения и дополнения в общие и должностные обязанности и права военнослужащих, порядок несения внутренней, гарнизонной и караульной служб, другие нормы, регулирующие как повседневную деятельность войск, так и поведение отдельных военнослужащих.
Во-вторых, включены во все уставы положения, усиливающие роль и значение правовых вопросов: в обязанности должностных лиц внесены требования о поддержании правопорядка в подчиненных подразделениях, о знании правовых норм в пределах установленного правового минимума; в Уставе внутренней службы изложены обязанности помощника командира полка по правовым вопросам.
В-третьих, переработаны положения Устава гарнизонной и караульной служб, связанные с реформированием гарнизонов. Суть этого реформирования заключается в том, что руководство гарнизонной службой предлагается осуществлять по вертикали управления: Министерство обороны (Генеральный штаб) - военный округ - территориальный гарнизон (воинские части, расположенные в основном в пределах территории субъекта Российской Федерации) - местный гарнизон (воинские части, расположенные в одном либо нескольких близлежащих населенных пунктах). Кроме того, предусматривается укрупнение (создание) управлений, отделов и отделений военного коменданта гарнизона и перевод их основных должностных лиц и подразделений на штатную основу, возложение на них вопросов организации гарнизонной службы и непосредственное выполнение большинства ее основных задач.
В проекте Устава гарнизонной и караульной служб также доработано приложение "О гауптвахте" в целях приведения его в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Уголовно-исполнительным кодексом, Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". В частности, положения, касающиеся условий содержания военнослужащих на гауптвахте, включая распорядок дня, оборудование гауптвахт, и многие другие существенно изменены и соответствуют требованиям вышеперечисленных законодательных актов.
В-четвертых, придано большее значение и внесены правовые нормы и практические рекомендации по отдельным вопросам военной службы, недостаточно полно изложенные в действующих уставах. Включены в связи с этим в проекты уставов новые главы, разделы и отдельные статьи. Это касается таких вопросов, как обеспечение безопасности военной службы, в том числе порядка применения оружия, а также экологической безопасности (Устав внутренней службы, Устав гарнизонной и караульной служб); привлечение воинских частей к ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств (Устав гарнизонной и караульной служб); исполнение воинских ритуалов в части, касающейся новых положений о государственной символике России (Устав внутренней службы, Строевой устав). В то же время из Устава внутренней службы исключена глава "Боевое дежурство (боевая служба)", так как ее положения не имеют отношения к внутренней службе.
И наконец, в-пятых, в уставы включены основные требования международного гуманитарного права (в отдельных нормативных актах именуется как право войны или право вооруженных конфликтов), обязывающего государства изучать и соблюдать его положения еще в мирное время.
Отдельно следует остановиться на положениях проекта Дисциплинарного устава, определяющих порядок наложения на военнослужащих дисциплинарного взыскания - ареста с содержанием на гауптвахте. Это связано с тем, что от сроков решения возникающих вопросов во многом зависит и время завершения подготовки проектов уставов.
Дело в том, что в соответствии со статьей 5 Европейской конвенции о защите прав человека, ратифицированной Россией, арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только на основании решения суда. Аналогичная правовая норма предусмотрена частью второй статьи 22 Конституции Российской Федерации. В то же время действующим Дисциплинарным уставом право наложения ареста с содержанием военнослужащего на гауптвахте предоставлено командиру роты и всем вышестоящим командирам (начальникам). Налицо несоответствие уставного положения международному договору и конституционной норме. Поэтому при ратификации Конвенции в федеральном законе была сделана оговорка, касающаяся применяемого в Вооруженных Силах Российской Федерации дисциплинарного взыскания - арест с содержанием на гауптвахте. В нем же указано, что срок действия этой оговорки ограничен периодом, который потребуется для внесения в законодательство Российской Федерации изменений, полностью устраняющих несоответствие указанного выше положения положениям Конвенции.
Казалось бы, решается проблема просто: достаточно внести в Устав соответствующие нормы о рассмотрении дел о наложении дисциплинарных арестов на военнослужащих в специально создаваемых дисциплинарных судах или существующих военных судах. Однако в этом случае будут нарушены федеральные конституционные законы, регулирующие судебную систему Российской Федерации. Следовательно, начинать решение проблемы целесообразно с внесения соответствующих изменений и дополнений в эти законы.
Учитывая эту ситуацию, а также то, что Министерство обороны не обладает правом законодательной инициативы, министр обороны в 2000 году обратился к Президенту Российской Федерации с просьбой поручить Минюсту России совместно с федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, подготовить проект закона о создании системы дисциплинарных судов, а также предложения о внесении соответствующих изменений в законодательство. Такое поручение Президентом Российской Федерации Минюсту было дано.
Созданная в Минюсте России межведомственная рабочая группа в 2001 году подготовила проект федерального закона "О дисциплинарном аресте военнослужащих", который прошел все согласования и направлен на рассмотрение Президенту Российской Федерации.
Кратко об основных положениях проекта закона. Хотя само взыскание - "дисциплинарный арест с содержанием на гауптвахте" в перечне дисциплинарных взысканий, налагаемых на военнослужащих - солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов, сохраняется, а срок наказания даже увеличится до 30 суток, применяться оно будет только на основании решения военного суда. Командир воинской части будет лишь направлять протокол о дисциплинарном проступке с материалами служебного расследования в военный суд для принятия решения о наказании военнослужащего.
Однако при реализации этих положений на практике в войсках могут возникнуть определенные трудности, преодоление которых также требует соответствующих решений. Так, возложение на военные суды указанной функции ведет к усложнению применения ареста в связи с отдаленностью некоторых воинских частей и подразделений от мест расположения военных судов (что характерно для условий дислокации войск на территории Российской Федерации). Устраняются от применения этого действенного дисциплинарного взыскания командиры батальонов и рот - непосредственные организаторы обучения и воинского воспитания подчиненных, основные должностные лица, поддерживающие дисциплину и порядок в подразделениях. В результате затрудняется соблюдение принципа своевременности и неотвратимости наказания за нарушение воинской дисциплины.
Кроме того, следует учитывать, что для реализации рассматриваемого проекта закона потребуется увеличение численности военных судей приблизительно в два раза.
В то же время отказываться от применения в дисциплинарной практике Вооруженных Сил Российской Федерации взыскания - ареста с содержанием на гауптвахте, учитывая его воспитательную роль, опыт военного строительства в нашем государстве и дисциплинарную практику армий других стран, нежелательно. Таким образом, из-за возникших трудностей в разработке законодательной основы наложения дисциплинарного ареста на военнослужащих подготовка проекта нового Дисциплинарного устава, а следовательно, и связанных с ним проектов других уставов несколько задерживается. Тем не менее разработку общевоинских уставов планируется завершить в 2002-2003 годах.
В Комиссии по подготовке проектов общевоинских уставов рассматривается возможность опубликования в ближайшее время в печати проектов новых общевоинских уставов или хотя бы наиболее важных их глав и разделов.
Обращаемся ко всем, кому дороги наши Вооруженные Силы, кого волнует обороноспособность России, и в первую очередь к командирам подразделений, воинских частей и соединений, с просьбой высказать свои предложения на страницах газеты по внесению изменений и дополнений в общевоинские уставы Вооруженных Сил. Поступившие предложения и замечания будут внимательно рассмотрены, проанализированы и учтены на основе решений Комиссии по подготовке проектов общевоинских уставов.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker