на главную страницу

17 Января 2002 года

Память

Четверг

"Мы - милашенковцы"

Полковник в отставке Алексей КУЛАКОВ.



Августовским днем сорок пятого я прибыл в 109-й гвардейский штурмовой авиаполк, который базировался в ту пору на аэродроме венгерского города Секешфехервар. Мне только что стукнуло восемнадцать годков от роду. Позади осталась авиашкола воздушных стрелков в старинном уральском городке Троицке - ее я окончил с отличием и надел сержантские погоны. Нас хорошо обучили, мы уверенно владели своим оружием и потому в сердцах сожалели, что не успели повоевать и вливаемся в боевые полки необстрелянными юнцами.
В полку все еще дышало войной, все разговоры шли преимущественно о фронтовых аэродромах, с которых велась боевая работа, штурмовых ударах по наземным целям, о героях и подвигах. Тогда-то я впервые услышал о летчике Герое Советского Союза Сергее Милашенкове, почти год не дожившем до Победы. По рассказам боевых друзей, он был дружелюбен, прост и скромен, мало чем выделяясь в летной среде. Горячо любил Родину, Москву, где прошла его юность. В воздухе Милашенков словно преображался, был смелым и бесстрашным, настоящей грозой для фашистов. Полнее всего, как считали в полку, его характер проявился в последнем боевом вылете.
В один из июльских дней сорок четвертого группа самолетов Ил-2, в которую входил и экипаж гвардии старшего лейтенанта Милашенкова, нанесла удар по колонне живой силы и боевой техники врага. В ответ зенитки открыли по штурмовикам интенсивный огонь. Снаряд угодил в самолет Милашенкова, его охватило пламя. Скоро мог последовать взрыв. Что делать - прыгать с парашютом? Но тогда - плен. Этому противились и разум, и сердце. А внизу змейкой уползают по дороге уцелевшие танки, автомобили, тягачи. И Милашенков направляет свой Ил-2 в самую гущу фашистов. Взрыв огромной силы разметал их в разные стороны. Вместе с пилотом погиб и воздушный стрелок Иван Солоп.
...Минули десятилетия. В девяносто пятом, 9 Мая, я впервые побывал в московской 230-й общеобразовательной средней школе на празднике, посвященном 50-летию Великой Победы. Пригласил меня председатель совета ветеранов нашего полка Валентин Усов, полковник в отставке, с которым мы служили в одном экипаже. Он-то и сообщил, что в школе состоится встреча наших ветеранов, которые съедутся со всей страны. Такая редкая возможность повидаться с теми, кто был твоими кумирами в полковой жизни, разве от нее откажешься? Я смотрел в лица своих однополчан - конечно же, годы не пощадили их, но как молодо у всех светятся глаза, как задорно звучат голоса!
К нам подошла директор школы Плещакова Галина Митрофановна, так много сделавшая для организации встречи.
- Сердечно приветствую милашенковцев в стенах нашей школы, - с теплотой в голосе произнесла она. - Вы для нас очень дорогие и почетные гости!
Еще директор добавила, что Сергей Милашенков - гордость не только 109-го авиаполка, но и 230-й школы, чьим воспитанником был до войны. В Москве он работал, учился в аэроклубе, отсюда ушел в летное училище. Для многих из нас эта деталь стала существенным дополнением к биографии героя.
А потом во дворе школы состоялся митинг, его открыла Г. Плешакова. О величии нашей Победы и тех, кто завоевал ее, она говорила взволнованно, эмоционально - слова шли из глубины сердца. В какой-то момент голос ее задрожал, глаза увлажнились. Чуть позже я узнал, что война обожгла своим суровым дыханием и душу Гали-дошкольницы. В сорок втором, когда враг приблизился к Ворошиловграду (ныне Луганску), она вместе с матерью и старшей сестрой эвакуировалась на восток, а отец остался в городе подпольщиком.
Между тем во дворе школы продолжался праздник, яркий и красочный, с морем цветов, которые вручались ветеранам и возлагались к подножию обелиска героям. Этой частью праздника блистательно (не побоюсь этого слова!) управлял один из преподавателей школы в парадном мундире полковника с орденами и медалями - Плешаков Валерий Александрович. Кто он, однофамилец директора? Оказалось, муж. Вместе с ним она вдоволь поколесила по дальним гарнизонам, глубже познала всю значимость воинского труда, ответственность людей в погонах за безопасность страны. Это не раз помогало ей сначала в нелегком подвижническом труде простого преподавателя, а потом, с 1986 года, и директора школы.
Возле директора сплотился дружный коллектив педагогов- единомышленников. Среди них - Тунева Ольга Михайловна, Кнышева Елена Игоревна, Бондаренко Валентина Владимировна, Прошута Елена Ивановна и другие. Но были и такие, кому новые требования показались непомерно высокими. Они в знак протеста покидали школу, и с ними расставались без сожаления.
В смутное перестроечное время в некоторых школах шарахнулись в крайности, ставя под сомнение испытанные принципы педагогики. Свертывали героико-патриотическую работу, закрывали музеи и комнаты боевой славы: дескать, помещения нужны.
В 230-й не поддались этим настроениям. Свою позицию директор сформулировала кратко, но предельно ясно: без патриотизма нет крепкого государства, развитого общества и настоящего гражданина. В школе к тому времени уже функционировал музей боевой славы. Многие экспозиции в нем посвящались 109-му авиаполку, подвигу Сергея Милашенкова. Что теперь делать с музейными ценностями - сдать на склад, в архив? "Музею быть!" - твердо решила директор. А в героико-патриотическую работу поистине неоценимый вклад вносит полковник запаса Плешаков.
Неизменным осталось и самое сердечное, уважительное отношение к ветеранам. Они по-прежнему дорогие гости в школе и выступают с воспоминаниями о войне, боевых делах прославленных однополчан - Героя Советского Союза гвардии капитана Виктора Беликова, гвардии капитана Виктора Сидорина, гвардии старшины Алексея Уварова и других. Ветераны проводят уроки мужества, напутствуют тех, кому идти на военную службу.
Памятной вехой в истории школы стал девяносто пятый год. На Всероссийском конкурсе по его итогам 230-я вышла в число победителей и получила диплом "Школа года". А в следующем году успех был закреплен и коллектив награжден вторым дипломом. Галине Митрофановне Плешаковой присвоили почетные звания "Директор года" и "Заслуженный педагог". В девяносто седьмом 230-я третий раз подряд получает диплом "Школа года". Это был успех, завоеванный большим, разносторонним и упорным трудом. Важной составной частью в нем стало и героико-патриотическое воспитание учащихся. Педколлектив убедился: курс взят правильный.
Все эти годы вместе с однополчанами я не раз бывал в школе. Мы с радостью отмечали, что патриотическое воспитание подростков в ней непрерывно улучшается. На праздники Победы сюда приходят не только родители учащихся, но и жители микрорайона.
И еще один праздник для нас, ветеранов, стал обязательным - 23 февраля. В этот день мы рассказываем в классах о боевых традициях наших Вооруженных Сил, об армейской службе и о том, как к ней лучше готовиться. И еще одним новым делом загорелись в школе - созданием на базе музея гражданско-патриотического объединения "Милашенковцы". В него войдут учителя, учащиеся, их родители, жители микрорайона. Главная цель - воспитание настоящих патриотов Отечества. Первым шагом активистов объединения стало участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных 60-летию нашего контрнаступления и разгрома врага под Москвой.
Сергей Милашенков не ушел из памяти и сердец своих земляков - они назвали его именем одну из улиц в Северо-Восточном округе столицы. Он вернулся и в свою школу как символ и живой образец патриотизма, мужества, доблести защитника Родины. "Мы - милашенковцы", - с гордостью произносят сегодня ученики 230-й. По примеру летчика-героя они сверяют свою жизнь, идеалы и поступки.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker