на главную страницу

18 Января 2002 года

Армия сегодня

Пятница

Взлетная полоса для ВВС

Беседу вела Ольга БОЖЬЕВА,"Красная звезда".



В жизни каждого офицера рано или поздно наступает момент, когда по возрасту приходится оставлять военную службу. Вот и главнокомандующий Военно-воздушными силами генерал армии Анатолий Михайлович Корнуков недавно шагнул за 60-летний рубеж своей жизни. Он уходит со своего поста с достоинством, как человек, который честно и добросовестно выполнил свой долг перед Родиной, армией, товарищами по оружию. Нет сомнения, что его огромнейший опыт, приобретенный за долгие годы службы, будет востребован и дальше.Свое последнее интервью в должности главкома генерал армии А. М. Корнуков дал "Красной звезде". Анатолий Михайлович излагает в нем свой взгляд на то, как ВВС обретали свой нынешний облик.

- Какой вектор развития ВВС как вида Вооруженных Сил?
- Идет не только сокращение, но и формирование новых частей и соединений. Создано новое объединение ВВС и ПВО. Часть полков, входящих в состав смешанных авиационных дивизий, перейдет в непосредственное подчинение командующих армиями. Прежде всего это коснется разведывательной и бомбардировочной авиации. Организационно-штатные мероприятия из плана строительства на 2002 год выполнены уже на 15-20 процентов. В феврале мы будем присутствовать при вручении Боевого знамени 16-й воздушной армии. И все же сокращения еще предстоят. На 20 процентов уменьшится численность "чиновничьих", управленческих структур, в том числе и в главкомате ВВС.
Это предполагает решение многочисленных социальных вопросов, связанных прежде всего с жилищными проблемами военнослужащих. Но здесь ВВС всегда были впереди. За 4 года мы построили и сдали около 40 тысяч квартир, только за прошедший год наши военнослужащие получили их более 8 тысяч, что в сумме больше, чем во всех других родах и видах Вооруженных Сил вместе взятых.
- Такой высокотехничный вид Вооруженных Сил, как ВВС, должен быть мобилен и легко управляем. Это возможно лишь при создании единой автоматизированной системы управления (АСУ). Что сделано за годы реформирования в этой области?
- Все время шла очень настойчивая работа над тем, чтобы "закольцевать" воедино ударные и оборонительные средства двух видов. На сегодняшний день все фрагменты единой АСУ ВВС созданы, сейчас проходят ее испытания в различных родах авиации. Серьезная проверка оперативно-стратегического звена автоматизированного управления пройдет в феврале, когда впервые в истории ВС России под руководством Генштаба с единым видом ВС пройдут КШУ, где будут проверены все элементы оперативно-стратегического автоматизированного управления.
- Сказались ли структурные изменения на интенсивности боевой подготовки войск?
- Да, она значительно возросла. Благодаря объединению ВВС и ПВО сложней стала степень выполняемых задач, поскольку практически все учения проводятся родами войск совместно. В 2001 году, например, увеличилось число частей, которые были подняты внезапно и выведены на полигон для решения боевой задачи. Такой проверке подверглись 10 зенитных ракетных и 5 истребительно-авиационных полков, несущих боевое дежурство. Все они успешно справились с задачей. Части РТВ только за этот год провели около 300 различных учений во взаимодействии с ЗРВ и авиацией. ЗРВ в течение прошлого года выполнили более 170 тактических задач. Во фронтовой авиации прошли более 30 ЛТУ, половина истребительных авиаполков отстрелялись по воздушным целям, летчиками штурмовых и бомбардировочных полков фронтовой авиации выполнено более 200 боевых применений с использованием как управляемого, так и неуправляемого оружия.
Ритмично выполняла задачи дальняя авиация. К сожалению, международные события, связанные с террористическими актами в США, не позволили полностью выполнить план КШУ у "стратегов". Но во взаимодействии с морской ракетоносной авиацией Тихоокеанского и Северного флотов мы провели 10 успешных пусков боевых ракет. Надводные цели были поражены с первых же залпов.
Впервые за 10 лет возобновлены учебные сборы с военнослужащими запаса, что очень важно, так как за эти годы мы неуклонно теряли подготовленный резерв.
ВВС, несмотря ни на какие структурные изменения, никогда не сворачивали оперативную боевую подготовку органов управления и войск. Только в прошлом году мы провели около 400 таких мероприятий. И это при том, что свыше 150 частей подверглись организационно-штатным изменениям.
Уверен, ВВС уже к концу 2002 года станут мощным, универсальным, высокоэффективным видом ВС, способным решать задачи по обеспечению военной безопасности России, как на региональном, так и на глобальном уровне.
- Как вы считаете, удалось ли вам - летчику, в условиях недостаточного финансирования, остаться объективным при формировании структуры единого вида, не создавая преимуществ развития, например, авиации за счет ЗРВ? Или здесь все же были какие-то приоритеты?
- Приоритет только один - эффективное выполнение боевой задачи. При оптимизации структуры, мы в первую очередь руководствовались боевыми возможностями каждого рода. Так, при отражении воздушного нападения истребительный авиаполк при радиоэлектронном и огневом противодействии может уничтожить за вылет 6-8 самолетов противника, а зрп сбивает 18-24. Безусловно, при планировании операции отражения приоритет будет отдан ЗРВ, в силу большей эффективности. Поэтому, несмотря на то, что я сам - летчик, старался не преследовать здесь корпоративного интереса. Хочу на будущее подчеркнуть важность сбалансированного развития всех родов войск внутри единого вида. А ЗРВ были, есть и остаются основной огневой силой ВВС, решающей три четверти задач по уничтожению средств воздушного нападения противника.
И в вопросах организации боевой учебы мы всегда старались учитывать этот факт. Если, например, в 1997 году лишь 20 процентов зрп привлекались на тактические учения с боевой стрельбой, в 2000 году эта цифра составила 40 процентов, то в 2001 году более половины частей провели такие учения. В 1998-1999 годах эффективность боевого применения была тревожной, на уровне 0,7-0,8. Это значило, что до трети целей могли пройти без воздействия. Эффективность к 2002 году значительно выросла: 0,95-0,97. И я полагаю, есть тенденция, что ЗРВ выйдут на стопроцентную эффективность.
- А каков средний налет летчиков ВВС?
-Я не склонен выводить средние арифметические данные, хотя коли уж так принято, то назову. Но сначала должен отметить, что почти треть летного состава имеет налет более 100 часов, что полностью гарантирует выполнение боевой задачи в любых условиях дня и ночи. Ну а если традиционно разбить эти цифры на всех летчиков, стоящих на штатных должностях, то получится: в истребительной авиации -15 часов; в штурмовой - более 20; в бомбардировочной - 14; в дальней авиации - более 22; в военно-транспортной - примерно 50 часов.
- Как решаются задачи боевого дежурства в системе ПВО?
- Мы отмечаем возросшую напряженность несения боевого дежурства. В этом году отмечено 30 случаев нарушения порядка использования воздушного пространства. Дежурными силами ПВО обнаружено и проведено более 150.000 воздушных объектов, из них 70 процентов - иностранные самолеты, среди которых 4.000 - разведчики. Для пресечения возможного вторжения воздушных судов сопредельных государств примерно 120 раз приводились в готовность №1 подразделения ЗРВ, более 2.500 раз - РТВ, почти 70 раз поднимались для предотвращения нарушения воздушных границ авиационные экипажи. Интенсивность полетов самолетов-разведчиков продолжает оставаться высокой в Баренцевом, Японском морях и акватории Тихого океана, прилегающей к Камчатке.
- Каковы перспективы модернизации и поступления в войска новых образцов вооружения?
- В авиации пока основной упор делается на модернизацию. Есть все основания полагать, что к 2004 году не менее четверти самолетного парка ВВС составят машины поколения "4+". Переход к технике пятого поколения - следующий этап. Модернизированные Су-27, Су-30, МиГ-29 выполняют задачи информационного обеспечения, истребительного противодействия, ударные функции. Су-24 после доработки будет иметь качественно новые характеристики.
В интересах развития дальней авиации фирмы-разработчики и заводы-изготовители готовы к модернизации Ту-160 под обычное высокоточное оружие.
В военно-транспортной авиации предлагается модернизировать Ан-124 до уровня Ан-124-100. Часть Ил-76 оснащается новыми двигателями ПС-90А. Новый Ил-76МФ к концу года пойдет в серию.
Подписан акт предварительных испытаний по среднемагистральному самолету Ан-70. Это сообщение должно особенно заинтересовать наших бывших партнеров из Западной Европы. Его производство разворачивается на территории России, часть комплектующих и документация поступят с Украины. К 2007-2009 годам на вооружении ВВС планируется иметь 160 Ан-70.
Продолжается модернизация ЗРК С-300 до уровня "Фаворит-С". В работе по созданию ЗРК "Триумф" из-за недостаточного финансирования произошла вынужденная задержка, но его "родная" ракета готова и скоро пройдут ее испытания. Комплексы ближнего боя типа "Панцирь" также вскоре поступят в войска.
Для РТВ приобретается нескольких образцов новейших радиолокационных комплексов. С приемом на вооружение станций нового поколения недостаток средств радиолокационной разведки, особенно в районах Крайнего Севера, будет ликвидирован.
- Ожидается ли поступление новой техники в летные училища взамен чешских самолетов Л-39?
- Я уже говорил и повторяю - никакого учебно-тренировочного самолета ВВС не нужно! Зачем нам "голуби мира"? Мы нуждаемся в машине, которая учила бы не только летать, садиться, пилотировать, но и "работать" по воздушным и наземным целям. Сейчас проходит тендер, проекты будут представлены уже в этом месяце, выберем тот вариант, который устроит ВВС по критерию "эффективность - стоимость - реализуемость".
- В 2001 году практически все средства, выделенные американским ВВС для приобретения нового оружия, использовались на закупку бомб и ракет с точным наведением на цель. Как у нас обстоят дела с производством такого вооружения?
- Для нас это тоже очень важно, так как отсутствие средств поражения тормозит развитие авиации и ЗРВ. Идут испытания управляемых ракет воздушного базирования класса Х-29. Для дальней авиации созданы несколько новых ракет, сделан заказ на производство последующих партий. Вызывает беспокойство лишь производство обычных авиабомб и частично управляемого вооружения для фронтовой авиации.
Для ЗРВ у нас есть ракеты, которые прослужат еще довольно долго. После испытаний новой системы, комплексы С-300 постепенно начнут заменяться "Триумфом" с качественно новыми ракетами большой, средней дальности и ближнего боя. Они будут межвидовыми, наверняка заинтересуют флот и займут место на борту некоторых фронтовых самолетов.
- Что вы считаете главным для ВВС в ближайшей перспективе?
- Разумеется, я отдаю себе отчет в том, что воплотить все намеченное будет очень непросто. Главное - не допустить снижения боевой и мобилизационной готовности войск. В ходе объединения ВВС и ПВО нам это удалось. Я благодарен всем, кто был рядом - и военнослужащим, и гражданским специалистам, тем, кто помогал и поддерживал меня и ВВС. Я ухожу с чувством выполненного долга. Уверен, что накопленный опыт даст возможность без потерь и потрясений решать и новые, не менее сложные задачи. Это в свою очередь позволяет максимально сохранив и нарастив боевой потенциал, выйти на прямую, которая, надеюсь, станет взлетной полосой для ВВС России.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker