|
Наби НАБИЕВ, "Красная звезда". |
За годы службы в Северо-Кавказском регионе мне довелось работать и общаться со многими замечательными и мужественными людьми, истинными патриотами Отечества, офицерами с большой буквы. Гибель военного коменданта Урус-Мартановского района Чечни генерал-майора Гайдара Гаджиева и обстоятельства, при которых произошла эта трагедия, потрясли всех, кто его знал и с ним работал.
День 29 ноября начинался как обычно. С утра Гаджиев побывал в комендантской роте, потом с охраной направился в здание районной администрации. Провел совещание с главами администраций. Ведь в последнее время были найдены несколько фугасов, имели место ночные обстрелы блокпостов и поселковых отделений милиции. Это все, конечно, не могло не беспокоить военного коменданта. При выходе из здания его окружили жители Урус-Мартана. Генерал ответил на вопросы и направился через площадь в сторону комендатуры.
Гаджиева окликнула молодая женщина. Но охрана преградила ей путь.
- Что вы, пускай подойдет, - не заподозрив худого, сказал комендант.
Еще секунда, и прозвучал мощный взрыв. Это произошло так внезапно, что никто ничего сразу не понял. Гайдар Маликович присел на колено, его подняли. На месте погиб разведчик-радиотелефонист разведывательного взвода комендантской роты рядовой-контрактник Сергей Рудов. По дороге в госпиталь от ранений скончался командир отделения комендантской роты, тоже контрактник, рядовой Виталий Афанасьев. Разведчик-снайпер разведывательного взвода комендантской роты младший сержант Виталий Танасюк до сих пор находится в госпитале. Взрыв был такой силы, что останки фанатички-камикадзе находили за 80-90 метров. Сейчас идет следствие. Известно, что теракт совершила Газуева Айза Вахиевна, 1984 года рождения. Ее муж воевал на стороне боевиков в Грозном.
Гайдара Маликовича с многочисленными минно-взрывными проникающими осколочными ранениями и ожогами доставили в райбольницу Урус-Мартана, где была оказана первая медицинская помощь. Все это время он не терял сознания, спрашивал о судьбе подчиненных. За жизнь генерала отчаянно боролись врачи. В Ханкалу немедленно была вызвана медицинская бригада. На вертолете Гаджиева отправили в Моздокский госпиталь. Пять часов длилась операция. Из тела генерала изъяли кусок стальной проволоки длиной 7 сантиметров, который буквально прошил все внутренности и застрял в сердце.
Это был физически сильный человек. После операции он еще прожил почти сутки. 1 декабря в 21 час 35 минут Гайдара Гаджиева не стало. Генерал-майор посмертно представлен к званию Героя Российской Федерации. У него остались жена и две дочери. Своего сына в последний путь народ Дагестана провожал со всеми почестями. Сейчас я вспоминаю слова погибшего военного коменданта Урус-Мартановского района, сказанные им однажды: "Я уверен, что братские отношения между дагестанцами и чеченцами будут восстановлены. Ради этого я и служу". Ради этого и отдал свою жизнь генерал-майор Гайдар Гаджиев.
...Он родился в горном селении Харахи Республики Дагестан. Был шестым ребенком в многодетной семье председателя колхоза, бывшего фронтовика. Отец искренне радовался избранному пути сына. Гайдар поступил на военно-политический факультет Ростовского высшего военного командно-инженерного училища. Долгие годы прослужил в ракетных войсках стратегического назначения. Довелось побывать в Северной Осетии и даже в Анголе. После окончания Военно-политической академии, занимал должности заместителя начальника политотдела, начальника политотдела ракетной дивизии, заместителя командующего ракетной армией по воспитательной работе. Затем офицер перевелся к себе на родину на должность заместителя командира по воспитательной работе буйнакской мотострелковой бригады.
Впервые судьба свела меня с ним в Махачкале, когда Гаджиев уже был заместителем военного комиссара Республики Дагестан. Гайдар Маликович произвел впечатление человека энергичного, требовательного не только к себе, но и к подчиненным. Я его не раз видел в деле. Благодаря полковнику Гаджиеву, я сумел за короткое время выполнить задание редакции. Встречался с представителями местной власти, руководителями предприятий, командирами воинских частей. И как результат нашей совместной работы весной 1999 года в "Красной звезде" вышла целая полоса, посвященная Республике Дагестан. А уже в августе в приграничных районах республики неутомимый Гаджиев создавал комендантские подразделения. О нем говорили: такой наведет порядок, ему все по плечу. Потом поехал в Чечню военным комендантом Урус-Мартановского района. И первое, с чем пришлось там столкнуться, - недоверие запуганных боевиками жителей. Кругом царили разруха и беспредел.
Чтобы начать мирную жизнь, нужно было как можно быстрее покончить с криминалом. Военный комендант маленькие рынки собрал в одну точку. Ввел сухой закон на территории района, мешал боевикам заниматься контрабандой оружия, наркотиков, топлива, спиртных напитков. Чеченцы Гаджиеву поверили. В районе наладили подачу газа, электричества, работу госучреждений и предприятий. Разминировали, вспахали и засеяли поля, собрали первый урожай. За короткий срок заметно поднялся жизненный уровень населения.
Искалеченные войной дети, не знавшие радости, вызывали у Гаджиева особую боль. За полтора года его пребывания в должности были восстановлены и начали действовать тридцать две школы. Даже учителей в школы комендант не разрешал принимать без его согласия. Но это было оправданно. Дудаевцы и масхадовцы пытались проталкивать своих людей на разные должности. Боевики использовали любую возможность, чтобы мешать налаживанию мирной жизни. За небольшие деньги они предлагали молодым людям устанавливать в школах и других учреждениях фугасы. На что Гаджиев отреагировал по-своему: собрал жителей на сход, показал фугасный снаряд и объяснил, сколько беды он может натворить.
После этого чеченцы сами приходили и сообщали об обнаруженных минах. В районе было установлено постоянное патрулирование, уголовных преступлений стало меньше. Этому во многом способствовали отлаженные действия всех "силовиков", которыми умело руководил военный комендант. Летом прошлого года в ходе поездки в Чечню министр обороны России Сергей Иванов вручил орден Мужества в то время еще полковнику Гаджиеву. По итогам боевой подготовки и воспитательной работы военная комендатура Урус-Мартановского района числилась среди лучших в Чеченской Республике. В комендантской роте за полтора года не было ни одного случая гибели личного состава из-за нарушения воинской дисциплины. Сослуживцы вспоминают Гаджиева с благодарностью. Он никогда не посылал неопытного офицера на задание. А вот собой рисковал. Под его руководством были успешно проведены 158 специальных операций и адресных проверок.
14 января 2001 года, к примеру, в ходе спецоперации, которую проводили полковник Гаджиев и его подчиненные в Урус-Мартане, были задержаны несколько членов незаконных вооруженных формирований. 3 февраля полковник Гаджиев лично организовал ликвидацию бандгруппы, причастной к похищению людей. Были задержаны боевики З. Эдаев, У. Андасов, Х. Андаев. 14 августа теперь уже генерал-майор Гаджиев смело и грамотно помогал сотрудникам поселкового отделения милиции населенного пункта Алхазурово, подвергшимся обстрелу бандитов. Благодаря его решительным действиям из района боестолкновения удалось эвакуировать шестерых сотрудников милиции, получивших ранения, и доставить их в Ханкалу. 19 сентября генерал-майор Гаджиев организовал подготовку и проведение оперативно-розыскных мероприятий, в результате которых были уничтожены боевики Умар Тогиев, Ибрам Сайдуллаев, Асхан Тимургаев.
Среди плененных было несколько полевых командиров, в том числе Дедиев и Сайдаев, терроризировавших местное население. Гаджиев и словом, и делом убеждал людей, что возврата к масхадовскому беспределу не будет. Встречался со старейшинами. Постоянно выступал по местному телевидению. А у боевиков с генералом были свои счеты. Его бронированный УАЗ не раз попадал в засады. Свидетельство тому - пробоина в лобовом стекле комендантской машины. Гаджиев успел убедить очень многих, что мир на чеченской земле достижим, возможен, если за это бороться сообща и решительно.
|