|
Виталий ХЛЮПИН, кандидат политических наук. |
Кто он - сумрачный бородач, заполнивший собой экраны телевизоров по всему миру? О неуловимом и ужасном "шейхе террора", бен Ладене, за считанные месяцы написано больше, чем о некоторых руководителях крупных европейских государств за всю их политическую карьеру. Совершенно неожиданно последователи "непримиримого араба" обнаружились буквально по всему миру, взрывали американские посольства в Африке, вели к победе талибов в Афганистане, через своих близких идейных родственников - "ваххабитов" терроризировали Россию.
Сначала СМИ, а затем и общественное мнение ряда стран захлестнула волна ваххабито- и шире - исламофобии. Что это? Только рефлексия страха или элемент рациональной политики? Попробуем отделить зерна от плевел.
Религиозный экстремизм имеет место в каждой мировой и не мировой конфессии. Без разницы, в буддизме, христианстве или индуизме берут свои корни тоталитарные и изуверские секты, различные "Богородичные братства", "Аум синрике" и т.п. Ислам в лице своих официальных представителей никогда и не в одной стране мира не брал на себя ответственность за тактику террора. Ваххабизм как известное с прошлого века течение ислама и государственная религия в Саудовской Аравии также не имеет никакого отношения к дагестанским и узбекским "ваххабитам".
Отсюда безусловен и правомерен вывод - не надо, особенно в России, создавать исламский жупел, ни к чему разжигать исламофобию в отчасти (и весьма значительной части) исламской стране. Замученные карамахинскими изуверами пленные дагестанские омоновцы, тоже были мусульманами, как и солдаты российских войск из Татарии и Башкирии, воевавшие плечом к плечу с русскими парнями в Грозном, Ботлихе и Новолакском.
Вместе с тем последний год многострадального XX века действительно прошел под знаком религиозного террора. Согласованность действий террористов позволяет всерьез обратиться и к версии о мировом координационном центре.
Но в чем причины террористической волны конца 1990-х годов? Выскажу крамольную мысль: в чем-то виноваты и жертвы. Естественно, не рядовые граждане, а политики государств, против которых направлено острие террористических ударов.
Сколько Россия "умиротворяла" Басаева. Кто только не садился за стол переговоров с чеченскими бандитами (полевыми командирами), тем самым поднимая их значение. Именно российские СМИ сделали для пропаганды "шариата" больше, чем все чеченские "ваххабиты" вместе взятые. Другой вопрос: корыстно или по глупости.
Современный "исламский" терроризм возник не вчера и не на пустом месте. Возник как ответ на стремительное ухудшение социально-экономической ситуации, обрушение привычного уклада жизни, потерю приоритетов и безысходность существования рядового, "среднего" человека. Хотя далеко не каждый террорист есть эдакий неудачник, аутсайдер. Напротив, безвольные и слабохарактерные становятся бомжами.
Современный террорист многолик. Еще со времен "Народной воли" и подобных организаций, всерьез взявших на вооружение тактику индивидуального террора, замечено: руководители организаций - обычно люди весьма образованные - представляют собой если не верхние, то никак и не нижние слои социальной иерархии. В террор идет интеллигенция, средняя и мелкая буржуазия и идет от осознания того, что иным путем добиться якобы ничего нельзя. Нельзя в частности удовлетворить свои амбиции, нельзя вообще достигнуть чего-либо значительного в обществе, где все уже поделено. Именно образованные люди, с извращенной моралью и изощренным умом превращаются в бен Ладенов.
Иное дело "пехота" террористических организаций, рядовые фанатики, готовые на все, вплоть до самопожертвования. Природа их появления такая же - социальная неустроенность, нищета, ущемленное национальное или религиозное чувство, умело кананизированное "вождями" в образ "врага", который и виноват во всем. Рядовой террорист живет не умом, а чувствами. В его упрощенном сознании сформировался и закрепился предельно простой стереотип, и выбить его оттуда обычно удается только пулей.
Неоислам "покупает" на простые и понятные вещи - мир без богатых и бедных, социальная справедливость, реальное равенство, взаимопомощь. Все эти, безусловно, святые вещи проповедовались пророком Мохаммедом и закреплены в коранических сурах, но нельзя, никак нельзя вернуться к святым истокам по дороге, усеянной трупами и залитой кровью. Мохаммед любил людей больше, чем власть. В нашем случае - все наоборот.
Действующие по всему миру "исл
амские террористы" представляют собой передовой отряд, призванный на войну определенными политическими элитами известных государств. Таким образом, оттертая на второй план периферийная политэлита пытается компенсировать свою ущербность. Обладающие средствами "кровавые принцы", какие-нибудь семнадцатые сыновья наследственных правителей или третьи зятья "пожизненных президентов"... Как им еще прийти к власти, удовлетворить непомерное честолюбие? Только путем дестабилизации ослабленных или объективно неспособных к продолжительному существованию политических режимов.
А теракты против великих держав или кажущиеся на первый взгляд бессмысленными операции против мирного населения призваны дестабилизировать противника, запугать, поднять собственную важность и значительность в глазах "заказчика", а обычно все это сразу и в совокупности.
Видимо, наиболее близким к пониманию современного мироустройства оказался известный политолог Самуэль Хантингтон. По крайней мере его схема цивилизационных разломов, по границам которых и протекает большинство современных конфликтов, наиболее полно описывает и понятно объясняет существующие реалии.
Как землетрясения по границам тектонических плит, так и религиозные конфликты по этноконфессиональным стыкам, охватили широкой дугой Евразию. От Боснии и Косово, через "проблемную" Македонию в Турцию и турецко-иракский Курдистан, Кавказ (черными опухолями армяно-азербайджанского, грузино-абхазского и чечено-российского противостояния), затем через Каспийское море Узбекистан, Киргизия, Южный Казахстан, оказавшийся ныне в эпицентре мировых событий Афганистан, Таджикистан, Кашмир, где конфликту не видно конца и далее - по затухающей в Тибет и Синьцзян.
Цепочка взрывов бикфордовым шнуром разрезает Евразию надвое, втягивая в процесс горения все новые и новые регионы.
Но проблемы терроризма не решаются, никак не решаются обычными военными мерами и тем более путем переговоров. Для террористов в борьбе с "неверными" морали нет, если на договоры и идут (как в Хасавюрте), то лишь в виде тактического хода. Поэтому всерьез бороться с терроризмом можно, как это ни прискорбно, только такими же мерами.
Уничтожить предстоит не только самих террористов, но и социально-экономические условия, их породившие.
|