на главную страницу

19 Января 2002 года

Геополитика

Суббота

Провал политики неолиберальной глобализации

Из выступления Президента Республики Куба Фиделя Кастро Руса по кубинскому телевидению



В середине 90-х годов (время, когда по всей планете распространялась неолиберальная глобализация) Соединенные Штаты как абсолютные хозяева международных финансовых учреждений накопили такие несметные богатства и мощь, каких еще не знала история. В результате мир вступил в совершенно новый этап "развития". Лишь незначительная часть экономических операций была еще связана с мировым производством и торговлей; ежедневно из спекулятивных операций, связанных с валютами и другими фондовыми ценностями, возникало три триллиона долларов; на биржах Соединенных Штатов цены акций росли как пена, часто безо всякой связи с прибылями и доходами предприятий.
Родились настоящие мифы: больше уже не будет кризисов, система может регулироваться, уже созданы соответствующие механизмы для того, чтобы непрерывно идти вперед и расти.
По мере того как создавались такие виртуальные богатства, они инвестировались, тратились и транжирились. Исторический опыт полностью игнорировался. Мировое население всего за сто лет выросло вчетверо.
В это же время миллиарды людей абсолютно не участвовали в этих богатствах и не пользовались ими. Они были поставщиками сырьевых материалов и источником дешевой рабочей силы, но не потребляли и не могли быть потребителями. Они не представляли собой рынка, не были почти бесконечным морем, куда вливалась огромная река продуктов, которые в условиях жестокой конкуренции выходили из все более производительных и создававших все менее рабочих мест машин, принадлежавших привилегированной и узкой группе промышленно развитых стран.
Похоже, никто не отдавал себе отчета в том, что от любого, казалось бы, незначительного события, происшедшего в экономике какого-либо региона мира, могла содрогнуться остальная часть строительных лесов мировой экономики.
Архитекторы, специалисты и администраторы нового международного экономического порядка, экономисты и политики по мере того, как их фантазия иссякает, уже не в силах понять, что утратили контроль над событиями. Все решают другие силы: силы крупных и все более могущественных и независимых транснациональных предприятий и упрямая реальность в ожидании, что мир изменится по-настоящему.
В июле 1997 года разражается первый большой кризис глобализированного неолиберального мира. "Тигры" распались...
В августе 1998 года происходит так называемый российский кризис...
В январе 1999 года, всего 5 месяцев спустя, - бразильский.
"Большой семерке", МВФ и Всемирному банку пришлось приложить совместно все свои усилия, чтобы помешать последнему кризису распространиться на всю Южную Америку, что нанесло бы сокрушительный удар фондовым биржам Соединенных Штатов.
На этот раз произошло неизбежное: кризис начался с Соединенных Штатов, сначала едва заметно. С середины 2000 года стали наблюдаться первые его симптомы при непрерывном снижении темпов промышленного производства.
Во втором квартале 2000 года рост валового внутреннего продукта составил 5,7 процента; в третьем квартале он вырос только на 1,3 процента.
Тем не менее в конце 2000 года точки зрения на перспективы и прогнозы мировой экономики были еще довольно оптимистичными. Однако вскоре действительность стала явно неблагоприятной.
В трех крупных центрах мировой экономики безо всякого исключения темпы роста снизились одновременно более чем вполовину менее чем за год. В частном случае Японии они сократились почти до нуля.
В течение второго квартала 2001 года американский импорт сократился на 13,9 миллиарда долларов, в то время как низкий уровень деятельности в остальном мире привел к сокращению экспорта на 9,1 миллиарда долларов.
Стоимость акций согласно основным биржевым индексам в течение 2001 года снизилась следующим образом: Доу-Джонс - 18,06%; Насдак - 66,42%; Standard & Poor's (S&P) - 28,48%. Это равно потере триллионов менее чем за год.
Втечение 2001 года Федеральный резерв девять раз снижал процентные ставки. Цель этого - удешевить стоимость денег, укрепить доверие потребителя и этим стимулировать экономическую деятельность. Такая неистовая частота выражает отчаяние...
В первом полугодии 2001 года промышленное производство в европейской зоне также демонстрировало непрерывное снижение.
Европейский комиссар по валютным делам заявил, что экономика Европы вырастет в этом году (2001-м- Ред.) только на 1,5 процента, а шесть самых влиятельных немецких институтов экономических исследований предсказали, что в текущем году рост в этой стране снизится до 0,7 процента, а в будущем - до 1,3 процента, заявив, что немецкая экономика на грани спада, что оказывает большое отрицательное влияние на Европу, поскольку Германия считается ее "экономическим локомотивом".
Как можно заметить, экономический кризис не является следствием терактов 11 сентября и войны против Афганистана. Кризис является следствием оглушительного и необратимого провала навязанной миру экономической и политической концепции: неолиберализма и неолиберальной глобализации.
Террористический акт и война не вызывают, а значительно углубляют кризис. То, что уже приближалось ускоренными темпами, обрушилось на всех несвоевременно и неожиданно. Теперь человечеству придется столкнуться с тремя весьма серьезными проблемами, взаимно усиливающими друг друга: терроризмом, войной и экономическим кризисом.
Если когда-либо требовалось неотложное сотрудничество всех стран, так это именно сейчас.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker