на главную страницу

19 Января 2002 года

Геополитика

Суббота

Чтобы не увязнуть в болоте



Генри Киссинджер - один из патриархов политической мысли США, госсекретарь в администрации президента Картера - в особом представлении не нуждается. Он по-прежнему один из тех столпов США, кто определяет ход американской внешней политики. В начале ноября 2001 года он выступил со статьей во влиятельной американской газете "Вашингтон пост" (приводим ее с некоторыми сокращениями, касающимися традиционных для США упреков в адрес Ирака и Ирана).

Сейчас, когда война против движения "Талибан" набирает обороты, важно взглянуть на нее в нужной перспективе. Президент США Буш-младший красноречиво описал цель войны как уничтожение государственного терроризма. Эта война при всей ее новизне все же позволяет дать четкое определение победы. Террористы безжалостны, но немногочисленны. Они не могут постоянно контролировать никакую территорию. Если силы безопасности всех стран начнут их преследовать, если ни одна страна не захочет дать им прибежище, они станут изгоями и будут вынуждены тратить все больше сил на элементарное выживание. Если они попытаются захватить часть страны, как в определенной мере произошло в Афганистане и Колумбии, для их преследования можно будет использовать военную силу.
Ключом к антитеррористической стратегии является лишение террористов безопасных убежищ... Даже вроде бы дружественные страны, которые поддерживают общую стратегию Соединенных Штатов, например Саудовская Аравия, иногда вступают в молчаливые сделки с террористами, если только акции террористов не направлены против правительства страны пребывания. Серьезная антитеррористическая кампания должна нарушить эту причинную связь.
Многие из правительств, укрывающих в своей стране террористов, знают много больше, чем были готовы сообщить другим правительствам до событий 11 сентября. Должны быть созданы побудительные мотивы для обмена разведывательной информацией. Антитеррористическая кампания призвана усовершенствовать сотрудничество в вопросах безопасности, прервать финансовые потоки, нарушить связь террористов и подвергнуть страны, которые обеспечивают их безопасным убежищем, давлению, включая в исключительных случаях также военное давление.
Сразу после нападений на американскую территорию администрация Буша-младшего противилась требованиям о немедленном проведении военной акции против известных террористических центров. Вместо этого государственный секретарь США Колин Пауэлл очень умело создал глобальную коалицию, которая делает законным применение военной силы против Афганистана...
Однако стратегия фокусирования на Афганистане таит в себе две опасности. Первая - это то, что присущие этой стране сложности, связанные с географическими особенностями, в частности с отсутствием дорог, а также с хаотической политической системой, могут отвлечь коалицию от конечной цели уничтожения международного терроризма. Хотя ликвидация бен Ладена и его сети, а также тех, кто ему помогает, явилась бы важным символическим достижением, это всего лишь первое сражение в том, что должно рассматриваться как длительная и безостановочная мировая кампания.
Вторая задача - избегать соблазна рассматривать сотрудничество по Афганистану как достаточное условие для достижения конечной цели и пресекать попытки использовать это сотрудничество как алиби для того, чтобы уклониться от необходимых последующих этапов.
Вот почему следует ограничить военные операции в Афганистане задачей разгрома движения "Талибан" и ликвидации сети бен Ладена. Если мы станем использовать вооруженные силы США для "строительства нации" или для умиротворения всей страны, то попадем в болото, сравнимое с тем, в котором увяз и лишился сил Советский Союз.
Вероятным, пожалуй, оптимальным исходом следует считать центральное правительство в Кабуле с ограниченными властными полномочиями, при наличии в большинстве районов страны племенных автономий. Это правительство следует формировать под эгидой Организации Объединенных Наций, при щедрой экономической помощи США и других индустриально развитых стран. Может быть, создана контактная группа из представителей соседних с Афганистаном стран (без Ирака), Индии и США, а также тех союзников по Организации Североатлантического договора, которые участвовали в военных операциях...
Критический этап американской антитеррористической стратегии начнется, когда военная кампания в Афганистане будет близка к завершению, и его фокус должен быть вне Афганистана. К тому моменту коалиция будет испытывать трудности. До сего времени удается избегать вопроса о долговременных целях с помощью формулы, постулирующей, что члены глобальной коалиции сами выбирают степень своего участия.
Руководство коалиционными усилиями "по выбору" было успешным, пока от членов коалиции требовалось немногим более, чем подтверждение своей оппозиции терроризму в принципе. Дальнейшая полезность будет зависеть от того, как будут определены коалиционные обязательства на следующий этап. Следует ли морскому конвою идти со скоростью самого тихоходного судна или же некоторым участникам будет разрешено плыть самостоятельно?
В первом случае усилия коалиции постепенно станут определяться компромиссами с минимальным общим знаменателем, которые погубили инспекционную систему ООН в Ираке и вскоре станут причиной отмены санкций ООН против этой страны. В альтернативном варианте коалицию можно рассматривать как группу, объединенную общими целями, но допускающую автономные действия при наличии такого консенсуса, которого удастся достичь, или в экстремальном случае разрешающую Соединенным Штатам действовать в одиночку.
Президент Буш-младший часто и сильно подчеркивал, что полон решимости распространить антитеррористическую кампанию за пределы Афганистана. В нужное время он дополнит свои политические высказывания конкретными предложениями. Это будет точка, которая определит масштабы действующей коалиции...
Условия для международной поддержки жесткой стратегии существуют. Как следствие нападений на Соединенные Штаты отмечается исключительное совпадение интересов среди крупных держав. Никому не хочется оказаться уязвимым для нападений держащихся в тени группировок, которые появились повсюду, от Юго-Восточной Азии до окраин Европы. Немногие государства имеют в своем распоряжении силы и средства для того, чтобы защищаться в одиночку.
Союзники по НАТО закончили дискутировать вопрос о том, существует ли еще сегодня, после окончания "холодной войны", нужда в структуре атлантической безопасности. Наши азиатские союзники, Япония и Корея (Южная. - Прим. ред.), будучи демократическими и индустриально развитыми странами, разделяют это убеждение.
Индия, которой серьезно угрожает внутренний исламский фундаментализм, может многое потерять, если свернет с общего генерального курса. Россия усматривает общий интерес по причине наличия прилегающих к ней с юга исламских регионов. Китай разделяет аналогичную озабоченность в отношении своих западных регионов и, кроме того, имеет дополнительные причины желать положить конец глобальному терроризму задолго до Олимпийских игр 2008 года в Пекине.
Как это ни парадоксально, терроризм вызвал к жизни чувство всемирного единения, чего не удавалось добиться теоретическими призывами к новому мировому порядку. В исламском мире отношение (к борьбе с терроризмом. - Прим. ред.) двойственное.
Америке следует проявлять больше понимания в отношении таких ее традиционных друзей, как Саудовская Аравия и Египет. Их лидеры хорошо понимают, что пошли на некоторые компромиссы, которые были им навязаны жестокими внутренними потребностями.
Однако существуют пределы, за которые серьезная политика не может заходить. Нет никаких оснований относиться как к членам коалиции к тем странам, в которых находящиеся под государственным контролем средства массовой информации проповедуют и оправдывают терроризм, к тем странам, которые не делятся разведывательной информацией, имеющей жизненное значение для безопасности потенциальных жертв и позволяют террористическим группировкам действовать с их территории...
Война с терроризмом - это не только преследование террористов. Это прежде всего защита ныне появившейся экстраординарной возможности перестроить международную систему (курсив ред.). Страны Организации Североатлантического союза, осознав общую для всех опасность, могут переопределить общие для них цели. Отношения с бывшими противниками могут пойти дальше ликвидации наследия "холодной войны" и найти новую роль для России в ее постимпериалистической фазе и для Китая, который сегодня приближается к статусу великой державы.

Открытым текстом
Збигнев БЖЕЗИНСКИЙ: Россия не сможет пойти своим путем
"Исходя из геополитического положения России, я не думаю, что она "сможет идти своим собственным путем", если это подразумевает отсутствие тесных отношений сотрудничества с евроатлантическим сообществом. Геополитическая ситуация, в которой находится Россия, очень сложна и содержит в себе потенциальные опасности. Как я уже говорил, если Россия не обретет тесных связей с евроатлантическим сообществом, то в какой-то момент идея генерала де Голля о "Европе до Урала" станет реальностью, причем не той, которая могла бы понравиться большинству россиян". "НГ". 21.12.2001 г.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker