|
Юрий БЕЛИЧЕНКО, "Красная звезда". |
Позволю себе сперва вернуться в начало 90-х годов утекшего века, полных смуты, социальной вражды и политической неразберихи. Человеческая природа обладает прекрасным защитным свойством: притуплять со временем остроту прежних чувств. Не окажись его, люди просто не выдерживали бы копящихся в их судьбах бед, сомнений и противоречий. Приоткрываю вот сейчас какую-то невидимую заслонку памяти, и оттуда, из начала 90-х, доносятся гулы митингов, публичные истерики политиков, рвущих на куски страну и хающих собственную армию, сердце вновь чувствует боль и тревогу, глаза видят стариков, просящих подаяния, грязные, пахнущие порохом улицы, пустые магазины. Мы все, каждый по-своему, виноваты в этом. Мы это прошли, пережили и начинаем потихоньку забывать в новых заботах дней нынешних.
Но пережили и выжили не все. Одним из тех, кто не пережил и не выжил, был замечательный русский писатель Валентин Саввич Пикуль, умерший в июле 1990-го в уже одуревшей от русофобии Риге. Сердце не выдержало.
Переживший школьником-подростком первый страшный год Ленинградской блокады, вывезенный потом из города по ладожскому льду в Архангельск, он сбежал из дома, чтобы поступить в Соловецкую школу юнг. И уже в декабре 1942-го принял присягу и был направлен на эскадренный миноносец "Грозный". Воевал на нем до Победы. Вернулся с тремя медалями. И с тех пор решил посвятить себя писательскому служению Российскому флоту. Человек-подвижник, он организовал свою последующую жизнь так, чтобы вся она была посвящена избранной цели и любимой работе.
Писательская судьба Валентина Пикуля оказалась непростой: идеи державности, воинской чести и русского национального патриотизма принимались в штыки ревнителями советской государственной идеологии, замешенной на интернационализме. Пикуль как рудокоп открывал перед нами драгоценные пласты пребывавшей в общественном забвении российской истории. На его морских романах "Океанский патруль", "Моонзунд", "Реквием каравану РQ-17", "Три возраста Окини-сан", "Крейсера" и других воспитывало себя несколько послевоенных поколений флотских офицеров. Да и не только флотских.
Спустя несколько лет после смерти писателя мне довелось принять участие в вечере, посвященном его памяти. Состоялся он в Главном штабе ВМФ. На вечере присутствовала вдова писателя Антонина Ильинична, фронтовые товарищи Валентина Саввича, его соратники по писательскому труду и, конечно же, военные моряки. Там среди прочего другого и прозвучало мною впервые услышанное предложение: присвоить имя Валентина Пикуля одному из новых кораблей ВМФ. Предложение единодушно было поддержано собравшимися.
Но мало ли, право, благих предложений звучит на таких вечерах! Дистанция между ними и делом чаще всего непреодолимая. Показалось поначалу, что и это намерение из их числа. Время-то было смутное, военный бюджет трещал по швам, и не то что на строительство новых кораблей - на денежное содержание офицеров и мичманов средств постоянно не хватало.
Тральщик "Валентин Пикуль" начали было строить, но сделали только корпус, который надолго замер у заводской стенки в качестве "долгостроя". Как некий символ российской государственности тех времен. Общероссийская общественная организация "Движение в поддержку флота" не раз поднимала вопрос о необходимости завершения строительства корабля. И даже призывала всем миром собрать на это средства. Но много ли добровольных пожертвований можно извлечь из наших скудных карманов? А занятым дележом общенародного достояния олигархам до нужд Российского флота никакого дела не было.
И все-таки свершилось! В минувшее воскресенье, 20 января 2002 года, в городе Ломоносове Ленинградской области состоялся торжественный подъем российского Военно-морского флага на морском тральщике "Валентин Пикуль". Тральщик построен на Средне-Невском судостроительном заводе в поселке Понтонный под Санкт-Петербургом.
"Подумаешь, тральщик!" - воскликнет скептик, коих у нас хватает. Мол, это же ничтожно мало в масштабах флота. Добро бы авианосец - тогда и был бы повод радоваться! И напомнит времена, когда советские корабли и субмарины бороздили все мировые океаны. Все так. Но история движется не линейно. Она копит в себе важные государственные, военные и нравственные уроки, которые надо помнить, ошибки, которые не следует повторять, но никогда не поворачивает вспять и не является поводом для ностальгии. "Сравнивая прошлое с настоящим (и делая выводы на будущее), - писал Валентин Пикуль, - читатель должен знать, что наше государство не имело блаженных времен, а жизнь русского народа всегда была сопряжена с преодолением неслыханных кризисов". Очередной из них, уж простите, напомню, пришелся как раз на последнее прожитое нами десятилетие. Десять лет мы только теряли. А теперь начинаем приобретать. Помалу: по нескольку нелишних десятков рублей в карманах, по малым, но растущим процентам валового национального дохода в экономике, по новому, пусть малому, кораблю в составе ВМФ. Но ведь и сам флот начинался когда-то с малого ботика Петра. И потому событие это - подъем флага на новом корабле - долгожданное для тех, кто любил и помнит писателя Валентина Пикуля, для всех патриотов Отечества.
О том, что жизнь не стоит на месте, что в ней все чаще случаются события, внушающие оптимизм, стало в очередной раз заметным и в декабре прошлого года, когда в Северодвинске в присутствии Президента России В.В. Путина был поднят флаг на новой российской многоцелевой атомной подводной лодке "Гепард". Наблюдая за церемонией с экранов телевизоров, общество как бы выходило из шока, в который ввергла его трагедия атомной подводной лодки "Курск". Тогда же было сказано о перспективах строительства для флота корветов нового поколения. Нетрудно понять, что за этими перспективами - показатель общей стабилизации экономики в нашей стране и открывшиеся для государства возможности финансово обеспечить государственный оборонный заказ в области кораблестроения. Что утвержденные Президентом России "Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года" и "Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года" реально начали действовать.
Важно и то, что именно писатель Валентин Пикуль как бы передает свое земное и фронтовое флотское имя новому кораблю. Название корабля всегда несет в себе важный духовный смысл и заряд. А здесь - тем более. Жизнь Пикуля и все его творчество - наглядный урок осмысленного патриотизма, который, не сгибаясь перед трудностями, ищет свою опору в традициях долга, мужества, достоинства и чести, завещанных нашими предками. Только таким и может быть нравственный вектор заново осознающего себя Российского флота.
...Вспоминаю ненастный берег Рижского залива возле бывшего Дома творчества Союза писателей СССР в Дубултах и последний, увы, семинар молодых армейских и флотских писателей, состоявшийся там в середине 80-х. К участникам его приехал тогда Валентин Пикуль. После обстоятельного творческого разговора все мы вышли на берег, чтобы сфотографироваться с писателем. С залива дул ветер, и Валентин Саввич как бы окунал в этот ветер свое угловатое, крупное лицо. Напутствуя нас, он желал нам долгого и успешного плавания в литературном и житейском море. И заново переживая те мгновения сейчас, мне хочется сказать: "Доброго плавания тебе, тральщик "Валентин Пикуль"! Боевой удачи тебе, пахарь моря!"
* * *
По словам главного инженера Центрального морского конструкторского бюро "Алмаз" Александра Лазарева, у "Валентина Пикуля" много перспективных качеств, он обладает современным минно-тральным вооружением, приемлемыми характеристиками по физическим полям.
Бюро продолжает работать по этой тематике, есть достижения, которые будут внедрены в следующем проекте тральщика 02668, строящегося на том же заводе. В частности, разработано устройство, позволяющее определять тип мины по курсу корабля на безопасном от него расстоянии.
Впоследствии "Валентин Пикуль", подчеркнул Александр Лазарев, также может пройти подобную модернизацию, что существенно повысит его боевые возможности. При соответствующем заказе ЦМКБ "Алмаз" готово выполнить эту работу. Пока же, как только позволит ледовая обстановка, командир тральщика капитан 3 ранга Александр Бойко поведет корабль в Новороссийск, где он войдет в состав военно-морской базы.
Капитан 2 ранга Василий ФАТИГАРОВ.
Около 95 процентов продукции Средне-Невский судостроительный завод выпускает по линии государственного заказа в интересах Министерства обороны. В частности, в 1999 году завод построил корабль "Молния", который вошел в состав бригады ракетных кораблей Балтфлота. В 2000 году состав Кольской флотилии Северного флота пополнил морской тральщик "Гуманенко" водоизмещением 1.260 т, который принимал активное участие в операции по подъему атомохода "Курск".
По словам генерального директора завода Виктора Пылева, "примерно через год планируется к сдаче еще один корабль класса "Молния". Разработан и готовится к сдаче тральщик, корпус которого выполнен из стеклопластика, планируется также выпустить тральщик четвертого поколения "Агат".
("Интерфакс-АВН".)
|