на главную страницу

22 Января 2002 года

Азимут

Вторник

Школа военных профессионалов



Начнем с небольшого экскурса в историю: в 1863 году большинство российских кадетских корпусов были преобразованы в военные гимназии. Они, по словам замечательного историка Русской армии А.А. Керсновского, оказались "заведениями с чисто гражданским укладом жизни... В корпусах воинский дух развивался смолоду. В военных гимназиях же штатские воспитатели стали развивать в питомцах тягу в университет". К сожалению, аналогичная ошибка, по мнению многих наших читателей, была допущена вновь - в процессе недавнего реформирования военной школы. В результате Московское высшее общевойсковое командное орденов Ленина и Октябрьской Революции, Краснознаменное училище имени Верховного Совета РСФСР сегодня безлико именуется военным институтом. Впрочем, главная беда не в этом...

- В прежние времена учебные программы готовились по многу лет, и принятие новой программы становилось очень важным событием. Теперь все изменилось, а в результате в данное время мы учимся... по трем программам. Как понимаете, качеству обучения это не способствует. Так, в 1996 году нам "наверху" утвердили учебную программу, в которой вообще забыли, что мы готовим... военного человека! Военные дисциплины из нее были исключены до третьего курса, - рассказывает заместитель начальника Московского военного института полковник Владимир Моцарь. - Только в 2000 году программу пересмотрели, возвратив в нее наконец нормальную логику: то есть сначала идет подготовка солдата, потом - командира отделения, потом - командира взвода, роты и, наконец, комбата. Теперь уже есть и программа 2001 года... По этим программам мы вновь готовим, я считаю, действительно нормальных офицеров и профессионалов.
- Слово "профессионал" применительно к армии сегодня у всех на устах. Как лично вы это понимаете?
- По-моему, офицер-профессионал - это человек, который сам может делать все то, чему учит подчиненных. И сделать лучше всех! Его знания и умения должны быть на таком уровне, чтобы не было никаких сомнений в том, что он готов и может выполнить любую задачу, поставленную перед ним его командиром, министром обороны, российским правительством, Верховным Главнокомандующим. Я понимаю это так.
Соответственно, как будет подготовлен в профессиональном плане офицер, на таком уровне будут подготовлены и его подчиненные. Ведь армия в конечном счете - это зеркальное отражение тех людей, которые учат.
- Вы сказали, что изменение программы привело к изменению приоритетов в обучении курсантов?
- Да, основной в соответствии с требованиями министра обороны и главкома Сухопутных войск упор в учебе сделан на практическую направленность в подготовке будущих офицеров...
- Подчеркнем - именно офицеров, а не просто "всесторонне образованных людей", на что еще недавно вдруг стала брать курс наша система военного образования?
- Скажу еще раз: мы готовим нормальных военных профессионалов, и для этого в училище есть все возможности. Наши выпускники - это хорошо подготовленные люди для Вооруженных Сил. А так называемый гражданский диплом, я считаю, вряд ли соответствует уровню тех требований, которые предъявляются "на гражданке". Там это уровень сотрудника охраны - максимум какого-то руководителя охраны. Не более.
- То есть тем, кто хочет получить диплом и уволиться, поступать к вам не имеет смысла?
- Думаю, что так. Недаром же в последние два года количество выпускников, желающих уйти из армии, резко сократилось... Так, из прошлого нашего выпуска не прибыли к новому месту службы всего семь человек, остальные лейтенанты поехали туда, куда их направили. Армия верит президенту, обещающему обеспечить военнослужащим достойный уровень жизни.
- Кто сейчас составляет основной контингент ваших курсантов?
- В основном сюда поступают дети военнослужащих. Есть семейные традиции, они до сих пор живут и имеют очень большое значение в нашей жизни. К тому же людям военным не по карману учить детей в престижных гражданских вузах, вот и направляют их туда, где учат бесплатно... Немало у нас также ребят с периферии - хороших, добросовестных ребят, которые нормально учатся, - чьи родители тоже не имеют средств, чтобы оплатить детям высшее образование. Поэтому сегодня они также поступают в наши военные институты. Может быть, основывая новые военные династии...
- Никак все же не могу привыкнуть к этому словосочетанию: "военный институт"...
- Думаю, что и не надо. Обещают, что училищу скоро вновь возвратят его славное наименование.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker