на главную страницу

22 Января 2002 года

Военно - политическое обозрение

Вторник

Кулак супердержавы станет еще тяжелее

Вадим МАРКУШИН.



Скачок бюджета Пентагона
Поборники прогрессивного увеличения военных расходов в Соединенных Штатах не без помощи великодержавной риторики добились от администрации Белого дома немало. В прошлом году они с успехом провели кампанию в пользу строительства "армии, достойной супердержавы". В результате по сравнению с 2001 годом военный бюджет вырос почти на 30 миллиардов долларов. Темпы роста, таким образом, чуть ли не удвоились: предыдущее увеличение военных расходов составило 18 миллиардов. Подписанный президентом Джорджем Бушем закон о военном бюджете на 2002 год предусматривает выделение на нужды национальной обороны 318 миллиардов долларов.
Зафиксированный рекордный скачок в финансовом обеспечении военных программ, хотя и уступает наиболее амбициозным требованиям военно-промышленного лобби (в этих кругах речь ведут об увеличении военных расходов на 60 миллиардов долларов ежегодно!), тем не менее свидетельствует о весьма внушительных переменах в настроениях президента и его команды, произошедших в последние месяцы. Ведь случилось то, что год назад казалось невероятным. Джордж Буш, по сути, отказался от своего прежнего видения перспективной военной политики, подразумевающей поступательное сокращение затрат на национальную оборону, диктуемое требованиями постконфронтационной эпохи. В эту пору в прошлом году американские газеты писали о "жестком и внезапном вызове", брошенном новым хозяином Белого дома конгрессменам и военным, которые считают, что американские вооруженные силы нуждаются не просто в увеличении ассигнований - им нужны крупные и быстрые вливания денежных средств. И что только таким путем страна может остаться мировой супердержавой.
Вообще, судя по тональностям в американской прессе, характерным для зимы и весны прошлого года, Буш-младший был настроен весьма и весьма скептически в отношении настоятельных требований военной партии в конгрессе. Он не принимал за чистую монету аналитические выкладки, которые подводили нужную базу под форсированную модернизацию практически всего технического парка вооруженных сил. Он не воспринимал всерьез основной довод верхнего эшелона Пентагона, гласивший, что без резкого финансового рывка нельзя повернуть вспять опасный спад военной мощи Соединенных Штатов. Ситуация складывалась даже так, что руководство министерства обороны принялось рассматривать возможность занижения предложений по военному бюджету. Генералы прикинули и мудро решили, что лучше сократить свои заявки, чем наивно рассчитывать на удовлетворение оптимистических запросов.
Под нажимом военного лобби дело шло к тому, что рост расходов на национальную оборону мог составить каких-нибудь 5 или 10 миллиардов долларов. Однако все повернулось совершенно неожиданным образом.
11 сентября
Этот день вошел в календарь не только страшной трагедией. Он стал моментом истины, подняв в Америке неслыханную после нападения на Перл-Харбор волну патриотизма. Американцы в одночасье поняли, что они никакие не Божьи избранники, защищенные от остального грешного мира океанами. Что они стоят перед лицом тех же угроз и что им следует спуститься на землю и со всеми прочими цивилизованными народами всерьез взяться за борьбу с терроризмом.
Военная партия в США сориентировалась в новой ситуации мгновенно. Она поняла, что настал ее звездный час, не использовать который способны лишь безнадежные романтики. Речь президента перед общенациональной аудиторией, в которой он расставил совершенно новые акценты в грядущей политике, раскрывали широкий оперативный простор для тех, чьи экономические интересы связаны с оборонными программами. Мощное наступление на международный терроризм, к подготовке которого Вашингтон приступил с чисто американским размахом, сулило военно-промышленным корпорациям настоящий бум в заказах.
Так оно и получилось. Военная составляющая антитерроризма оказалась ведущей среди всех прочих усилий. Страх перед всепроникающей способностью террористической мафии и ее беспределом сделал свое дело. Американские граждане вновь с надеждой обратили свои взоры на армию и готовы на любые издержки, только чтобы она свернула шею гидре терроризма.
В общем положение дел с отношением к расходам на военные нужды радикально изменилось. А твердая решимость администрации США не ограничиваться Афганистаном в проведении широких военных акций под флагом борьбы с терроризмом открыла долгосрочную перспективу для модернизации вооружений, замены реализованных арсеналов новыми партиями бомб и снарядов, отработки учебно-боевых задач в условиях различных театров военных действий. Более того, борьба с терроризмом теперь стала веским аргументом в пользу расширения военного присутствия США за рубежом. И здесь мы видим, насколько цепко Пентагон ухватился за эту возможность, превратив в течение нескольких недель Центральную Азию в свой опорный пункт.
Наконец, в соответствии с новыми представлениями об эффективности защиты США от внешних гипотетических угроз было решено идти вперед, невзирая ни на какую критику, в деле строительства национальной противоракетной обороны.
НПРО и ядерный акцент
Выступая 10 января в Пентагоне на церемонии подписания военного бюджета на 2002 год, Джордж Буш обратил внимание в первую очередь на исследовательские программы в оборонной сфере. На них выделено почти 50 миллиардов долларов, 8 из которых приходится на работы, связанные со строительством национальной противоракетной обороны. "Наша страна должна смотреть далеко в будущее и использовать свое технологическое преимущество для создания новых поколений вооружений", - отметил глава Белого дома.
Обоснованные возражения некоторых американских экспертов, считающих затею с НПРО эфемерной, приняты во внимание не были. Они попросту утонули в пучине холодных эгоистических расчетов корпораций, коим предстоит участвовать в работах "по принципиально новому направлению" и получать на это солидные куски из бюджета. Официально объявив о выходе из Договора по ПРО 1972 года, Вашингтон активизировал усилия исследователей и испытателей на направлении, к которому другие мировые державы (Россия и Китай в том числе) относятся скептически. В частности, они по-прежнему полагают, что для нейтрализации будущей системы НПРО потребуется на порядок меньше затрат, чем на ее создание. Вопрос же о вероятности такого рода усилий со стороны соперников представляется излишним, поскольку технологическое соревнование - непременный атрибут мирного сосуществования даже заклятых союзников.
Между тем абсолютно четкого понимания, какой именно должна быть НПРО, у американских специалистов нет и по сей день. Они действуют по старозаветному принципу: сперва ввязаться в бой, а там будет видно. Первые испытания противоракет, которые, пролетев несколько тысяч километров, должны были поразить цели над океаном, усилили сомнения конструкторов, что на практике все будет происходить так же ловко, как в компьютерных играх. Стало ясно, что возможности высокоточных систем небеспредельны и что прорыв сквозь "непроницаемую" космическую защиту хотя бы одной из сотен боеголовок противника означает нанесение непоправимого ущерба. В силу этого стало пробивать себе дорогу мнение сторонников "упрощенного" подхода к ПРО, настаивающих на применении противоракет с ядерной начинкой. Фактор точности попадания в данном случае уступает свою ключевую роль тотально истребительному эффекту ядерного взрыва. И если в конце концов американцы внесут такую поправку в создание НПРО, это приведет к активизации работ на ядерном направлении. А тут у США есть известный запас прочности - их отказ от ратификации Договора о всеобъемлющем прекращении ядерных испытаний. При этом последние сообщения на данную тему свидетельствуют как раз о намерениях Вашингтона держать в готовности полигон в Неваде, известный как место подземных испытаний.
Однако все это вовсе не значит, что США каким-то образом ослабят работы по дальнейшему совершенствованию высокоточного оружия. Скорее наоборот, хирургические удары, способные парализовать управление войсками и в целом страной, остаются в стратегических разработках их главной сутью. Американцы тут уже немалого достигли, но еще большего могут достигнуть в будущем. На это у них есть и деньги, и великодержавные амбиции. Хотя, конечно, всякое оживление в исследовательских работах как в сфере ядерных средств, так и в сфере высокоточного оружия чревато новым всплеском глобальной гонки вооружений. И здесь грозит проявиться острое противоречие между широко рекламируемыми усилиями США в области нераспространения ядерных и ракетных технологий и их попытками уйти в отрыв от остальных в деле изготовления все более и более изощренных средств защиты и нападения.
Противоречие есть и в том, что касается сокращения стратегических наступательных вооружений. Объявив о радикальном шаге в этом направлении, американцы теперь уточняют, что ядерные боеголовки они будут лишь снимать с ракет, а не ликвидировать. Иными словами, речь идет о снижении степени оперативной готовности к применению дежурных средств. Но ведь эту готовность при необходимости можно опять повысить, "привинтив" снятые боеголовки к тем же ракетам.
Военная дубинка весит больше золотой
"Ведя глобальную антитеррористическую кампанию, наши вооруженные силы должны располагать всеми средствами и всем необходимым оружием для выполнения своих задач", - сказал президент США, выступая в связи с подписанием вышеупомянутого документа. В обстановке, когда американское блаженство сменилось тревогой и неуверенностью, никто и не возражает против этих пафосных слов главы администрации. Богатая Америка не хочет утруждать себя рачительными размышлениями насчет того, нужна ли ей в действительности военная мощь такого масштаба для подавления терроризма. Страх перед новыми атаками террористов-фанатиков, похоже, сковал знаменитый американский прагматизм, который в другое время опирался бы на более рассудительную логику. А именно: для удушения терроризма более пригодны финансовые рычаги, чем крылатые ракеты и глубинные бомбы. Хотя одно не исключает другое. Но, как говорится, времена не выбирают. И поэтому происходит то, что происходит: под знаменами антитерроризма начинается новый виток модернизации вооруженных сил.
О ее размахе и стоимости можно судить по отдельным проектам, о которых сообщали американские СМИ. Взять, к примеру, военно-воздушные силы. Здесь существует проект истребителя F-22, который должен прийти на смену F-15. Каждый новый экземпляр сверхзвуковой машины обойдется казне, как утверждают, в 180 миллионов долларов. Не менее внушительные затраты планируется сделать и в ходе модернизации военно-морских сил. Число боевых кораблей уменьшится на треть, зато возрастут их огневая мощь и маневренность. Морской пехоте обещают вместо вертолетов времен вьетнамской войны самолеты вертикального взлета. Стоимость программы - 30 миллиардов долларов. В свою очередь сухопутчики рассчитывают получить более 1.200 вертолетов "Комэнч" суммарной стоимостью почти в 40 миллиардов долларов. Есть еще программа создания универсального парка истребителей "Джойнт страйк", на которую Пентагон планирует израсходовать около 200 миллиардов.
Суммы, как видим, астрономические. Из бюджета 2002 года на закупку вооружений и боевой техники будет выделен 61 миллиард долларов. Еще более значительные средства, судя по настроениям в конгрессе и Пентагоне, пойдут на переоснащение вооруженных сил США в последующие годы. Спрашивается, на усмирение какого терроризма выплавляется такая тяжелая дубина? Существуют ли вообще такие реальные угрозы на планете, для нейтрализации которых эта дубина может понадобиться? В сегодняшней Америке эти вопросы остаются без ответов. Напуганная держава смиренно шествует за передовым отрядом в лице военно-промышленного комплекса.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker