на главную страницу

24 Января 2002 года

Тема номера

Четверг

Товарищ Сухов, вам поручается...

договориться с деятелями культуры и меценатами о возрождении отечественного военно-патриотического кино

Аркадий ПИНЧУК,член Союза писателей России,заслуженный работник культуры РФ.



Что с нами происходит? Который год буквально вся Россия стонет от экранного насилия: от стрельбы, взрывов, мордобоя, ручьями льющейся крови. По меткому выражению одного режиссера, "с топором на телевизор кидается". И все с искренним недоумением спрашивают:
- Ну а где же наши герои? Где ребята, что получили Золотые Звезды за Афган и Чечню? Не дуриком же их представляли к самым высоким наградам Родины! Почему мы ничего не знаем о подвигах российских парней и девчат? Почему нас учат жить исключительно западные супермены? А если НАШИ, так обязательно криминальные авторитеты, и обязательно работающие по лекалам голливудских режиссеров: та же стрельба, те же драки, то же насилие и те же реки крови. Неужто в России все таланты поумирали?
Все эти вопросы я напрямую задавал одному из руководителей творческого объединения "Ленфильм" Николаю Карбуле. Он как раз в то время курировал съемки телесериала "Бандитский Петербург".
- Все у нас есть! - в сердцах отмахивался от моих назойливых приставаний Николай Григорьевич. - И талантливые режиссеры, и популярные артисты, и многие традиции не потеряны, даже готовые сценарии лежат в портфеле. Денег у нас нет! А кто платит, тот и музыку заказывает...
Два года назад Николай Карбула, как бывший офицер, обратился ко мне с просьбой написать литературный сценарий для многосерийного телефильма из жизни современной Российской армии. Как писатель с кинематографическим опытом - по моим сценариям было снято три художественных фильма - я сразу согласился и взялся за работу. Мой писательский блокнот с названием "Чеченские сюжеты" давно ждал внимательного изучения. Там были рассказы участников войны, были крутые фабульные повороты, самобытные характеры, неожиданные детали быта. Была там непридуманная история о подвиге вертолетного экипажа, который буднично, но честно и самоотверженно делал свое дело, не считая его героизмом. Эта история и легла в основу литературного сценария.
На киностудии материал одобрили без замечаний. Я подготовил творческие заявки еще на шесть серий, и киностудия воодушевленно начала поиск средств на создание телевизионного сериала. Были отправлены письма в военное ведомство.
Нет, не денег просили кинематографисты. Финансовое положение армии на студии знали. Они надеялись на заинтересованное участие, на посильную помощь армии в организации съемок с личным составом, боевой техникой. Мне, как человеку, отдавшему армейской службе более полувека, как писателю, посвятившему все свое творчество человеку в погонах, было чрезвычайно горько узнать, что посланные студией письма были заволокичены и оставлены без внимания. Николай Карбула несколько раз ездил в Москву, стучался во многие двери военного ведомства - не достучался, не открыли. Мне он разочарованно сказал:
- Даже если я найду деньги на этот сериал об армии, при таком незаинтересованном отношении к нашей работе мы потерпим полный провал. Будет не кино, а профанация. Я переключаюсь на сериал о милиции. МВД идет нам навстречу в любых вопросах. Искренне жалею, что ваш труд пропал даром.
Я подробно рассказывал в "Красной звезде" от 16 декабря 2000 г. в статье "Хочется верить", как много и заинтересованно помогали Министерство обороны и Главное политическое управление Советской Армии в создании моих фильмов "Потому что люблю", "У меня все нормально" и "Дело настоящих мужчин".
Не скрою, были в этом заинтересованном внимании и определенные издержки, когда по идеологическим мотивам по живому резались сценарии и даже готовые ленты, были случаи, когда весьма популярные сегодня картины достаточно долго ждали разрешения на широкий показ ("В бой идут одни старики", "Женя, Женечка и "Катюша", "Укрощение огня", "На войне, как на войне", "Белорусский вокзал"). Было немало лент, испорченных цензурой. Но было и немало картин, которые уважительно и с любовью рассказывали о наших соотечественниках, которые однажды и навсегда избрали для себя профессию "защищать Родину". Достаточно назвать только один фильм "Офицеры", ставший кинематографической классикой, и уже не надо доказывать и убеждать, что армейская тематика - благодарнейший материал для создания экранного образа нашего современника.
Недавно у меня состоялся разговор с одним уважаемым мною руководителем, который может оказать помощь как в создании фильма, так и в его продвижении на телеэкран. Как и многие другие, он убежден, что "нормальному" телезрителю сегодня интересны только крутые боевики, населенные безжалостными суперменами, и "чтобы телеэкран был красным от крови".
- Именно эти фильмы дают телевидению высокие рейтинги, - сказал он без тени сомнения, - а высокие рейтинги привлекают рекламодателей, взвинчивают цены на пропаганду прокладок, мыла, жевательной резинки и прочего высокорентабельного барахла.
По поводу рейтингов южноамериканских сериалов и старых советских фильмов, которые сегодня для многих телезрителей как отдушина, как глоток свежего воздуха, мой знакомый непоколебимо утверждает:
- Эта мелодраматическая сентиментальщина специально рассчитана на кухонных домохозяек, которым постоянно нужен "Ферри" и "Тайд".
Чувствуете? Рейтинг, определяющий стоимость показа рекламных роликов, стал главным критерием телевизионного репертуара. Невольно задаешь себе вопрос: как это нам удалось прожить столько десятилетий без телерекламы, не зная, как чистить зубы и с помощью какого шампуня избавляться от перхоти?
Бывая по журналистским обязанностям в воинских частях, не могу, без сомнения, не думать о людях, для которых любовь к своему Отечеству ярко представляется не в краснобайстве и славословии, а в конкретном деле, в преданном служении Родине, в самозабвенном выполнении обязанностей по укреплению обороны страны. Униженные нищенским содержанием, живущие нередко за чертой бедности, они тем не менее ежедневно вершат свой незаметный подвиг, закрывая человеческим фактором зияющие бреши в оборонном рубеже России.
Это ли не материал для кинематографа? А подвиг, совершенный в бою с чеченскими бандитами десантниками 6-й роты! Сколько там было характеров, биографий, поступков! Сколько благородства и мужества, нечеловеческой стойкости и отваги, любви и верности! А трагедия "Курска"? А полная риска работа воинов МЧС? Драматические коллизии нашей "оборонки" просто неисчерпаемы для экранных героев. Горьковский тезис о том, что в жизни всегда есть место подвигу, не только не изжил себя, он стал хрестоматийным.
И когда говорят: "А кто напишет сценарий о современной Российской армии?", хочется крикнуть: "Полноте!" Есть Студия военных писателей, есть ассоциация писателей-баталистов и маринистов, еще готовы поработать на армейскую тему старые и закаленные сценаристы - был бы заказ, появился бы заинтересованный спрос. И главное - пришло бы, наконец, понимание, что кино с уважительным отношением к армейской теме, к героике вообще нужно стране в первую очередь для того, чтобы она сама себя уважала, чтобы помнила ИМЯ СВОЕ.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker