на главную страницу

24 Января 2002 года

Пульс планеты

Четверг

Союзники собираются "гостить" долго

Роман СТРЕШНЕВ,"Красная звезда".



В Афганистане начинается новая, будем надеяться, мирная жизнь. Предпосылки для этого есть: разгромлены движение "Талибан" и террористы "Аль-Каиды", создано новое правительство, выделяются немалые деньги на восстановление страны, оказывается широкая гуманитарная помощь населению и т. д.
Однако при этом, что характерно, в Центрально-Азиатском регионе существенно нарастает военное присутствие стран антитеррористической коалиции. В первую очередь Соединенных Штатов.
Проведение операции против международного терроризма в Афганистане стало для Вашингтона, похоже, удобным предлогом для закрепления своего влияния в странах Центральной Азии, хотя за океаном и открещиваются от наличия таких планов. Вот и на днях министр обороны Дональд Рамсфелд заявил о преждевременности всяких разговоров о развертывании постоянных военных баз США в бывших советских республиках Центральной Азии. Тем не менее он признал наличие американских интересов в регионе, а анализ конкретных американских действий здесь убедительно свидетельствует, что эти интересы реализуются, в том числе и в военной области.
Например, во время визита в Ташкент делегации от демократической партии США ее руководитель Джозеф Либерман заявил, что интересы его страны в Узбекистане будут отныне постоянными. Эти слова дополнил лидер демократического большинства в сенате США Том Дэшл, который, также находясь в Ташкенте, но несколько позже Либермана, заявил, что присутствие США в Узбекистане "носит не сиюминутный, а долгосрочный характер". А в последнее время частым гостем в республике стал командующий центральным командованием ВС США Томми Фрэнкс.
Вместе с тем специальный представитель президента Узбекистана в Афганистане Садык Сафаев опроверг слухи о заключении соглашения о создании в стране долговременных военных баз США. "Разговоры на эту тему не имеют под собой никакой почвы", - сказал он. В то же время Садык Сафаев отметил, что имеющееся соглашение между двумя странами "не определяет сроки" присутствия американских военных формирований в Узбекистане.
Официальный Ташкент также категорически опроверг утверждения о том, что правительство Узбекистана якобы ведет переговоры с НАТО о предоставлении альянсу узбекских военных баз. По словам высокопоставленных лиц, кроме авиабазы "Ханабад", где по соглашению между Узбекистаном и Соединенными Штатами временно дислоцируется ограниченный контингент военно-воздушных сил США численностью в 1.500 человек, "нигде больше на территории республики не находятся какие-либо вооруженные силы зарубежных стран".
В свою очередь в международном аэропорту Бишкека "Манас" готовятся к размещению ВВС США, Франции и Канады. Кроме того, решается аналогичный вопрос с представителями правительств Австралии, Италии и Южной Кореи. Предположительно в Киргизии будут размещены от трех до четырех тысяч иностранных военнослужащих, при этом все они получат статус административно-технических работников посольств. Планируется также построить в пригороде Бишкека склады для хранения боеприпасов и техники. В настоящее время в районе аэропорта находятся около 200 американцев и передовая группа французских военных из 10 человек, которые вместе с коллегами из США готовят базу для приема самолетов антитеррористической коалиции.
Вместе с тем министр иностранных дел Киргизии Муратбек Иманалиев заявил, что, как только завершится военная стадия антитеррористической операции в Афганистане, США будут сворачивать свое военное присутствие в Киргизии, но "существует договоренность о развитии наших двусторонних культурных и торгово-экономических связей". В то же время, как сообщает ИТАР-ТАСС, согласно официальным договоренностям между Бишкеком и Вашингтоном, Киргизия предоставляет свою территорию для размещения сил антитеррористической коалиции на один год. Однако после завершения этого срока обе стороны вправе его продлить. Стоит также отметить, что внешний долг республики составляет 1,5 млрд. долларов США, а, по расчетам специалистов, за одну взлет-посадку иностранного самолета киргизская сторона будет получать около 7 тысяч долларов США.
В Таджикистане сейчас находятся свыше 100 военнослужащих Франции. Ранее здесь также была группа итальянских специалистов и около 50 военнослужащих США.
Как заявил недавно начальник штаба ВС Франции Жан-Пьер Кельш, встречаясь с главой оборонного ведомства Таджикистана Шерали Хайруллоевым, его страна готова принять участие в реконструкции и восстановлении таджикского военного аэродрома, расположенного в прилегающем к Душанбе поселке Айни. Это произошло после того, как группа французских военных экспертов провела обследование технического состояния аэродрома. Начальник штаба ВС Франции не уточнил характер и степень участия французской стороны в реконструкции аэродрома. Вместе с тем, по оценке таджикских экспертов, затраты на полное восстановление этой военной базы с учетом стандартов НАТО составят примерно 50 млн. долларов США.
В начале января в Душанбе побывала также делегация сенаторов США. В ходе визита глава делегации конгрессменов Джим Колби заявил, что таджикские аэродромы будут использоваться для дозаправки, а не в долгосрочных целях, и что США перемещают свое военное присутствие "с одного места на другое, туда, где им будет более удобнее и эффективнее всего работать".
По словам госсекретаря США Колина Пауэлла, Казахстан предоставил США возможность использовать свои базы на время проведения антитеррористической операции в Афганистане. Однако Астана и Вашингтон, как говорится в заявлении МИД Казахстана, не заключали соглашения о размещении на территории Казахстана воинского контингента США. Правда, как заявил заместитель министра иностранных дел республики Кайрат Абусеитов, с точки зрения Казахстана, военное присутствие в Центральной Азии США и поддерживающей их коалиции "будет долговременным". По его мнению, всеми силами надо стараться сохранить "сегодняшний хрупкий мир" в Афганистане. Поэтому, считает дипломат, американское военное присутствие может "приветствоваться", если "оно оправдано и если ведет к сохранению стабильности и мирному развитию афганского общества".
В свою очередь руководство Туркменистана заявило, что республика активно участвует только в поддержке проводимых гуманитарных миссий, осуществляемых в отношении Афганистана. Что же касается военных акций, то, несмотря на все экономические выгоды от присутствия иностранных воинских контингентов, туркменское руководство придерживается жестких позиций. В начале января президент республики Сапармурат Ниязов отказал правительству Германии в просьбе предоставить на территории Туркменистана опорный пункт для немецких военных самолетов, оказывающих содействие международному контингенту войск в Афганистане. По словам туркменского лидера, республика не станет нарушать свои обязательства перед мировым сообществом и будет неуклонно следовать принципам позитивного нейтралитета, которые не позволяют Ашхабаду содействовать каким-либо военным силам в регионе.
Военное присутствие в странах Центральной Азии США и их союзников по НАТО не случайно. Данный регион для них весьма привлекателен не только с точки зрения гостеприимства, но и с точки зрения богатых природных ресурсов, тем более что и до бассейна Каспийского моря рукой подать. Контроль над углеводородными ресурсами - это прежде всего мощнейшие финансово-экономические рычаги, посредством которых Вашингтону предоставляется существенно влиять на геополитическую ситуацию не только в регионе, но и во всей Азии. Теперь же в недалекой перспективе данное влияние будет подкреплено весомой военной группировкой, базирующейся в самом сердце Центральной Азии.
Следует заметить, что США и другие страны НАТО все настойчивее предлагают странам Центральной Азии сотрудничать в области торгово-экономического и военно-технического сотрудничества. На этом фоне все чаще звучат заявления о проектах проложения новых трубопроводов через территорию Афганистана (здесь Вашингтон также создает долгосрочные военные базы) в обход России. Очевидно, что щедрые финансовые "вливания" США в страны Центральной Азии представляются весьма выгодными как с экономической, так и с геополитической стороны. Под знаменем борьбы с международным терроризмом и экстремизмом американцам представилась прекрасная возможность, и они вряд ли ее упустят.
Рост военного присутствия США, других стран НАТО в Центральной Азии, естественно, не остался незамеченным широкой российской общественностью. Различных высказываний, оценок, комментариев по этому поводу у отечественных СМИ предостаточно. И большинство из них сводятся прежде всего к тому, что центральноазиатские республики являются суверенными государствами и вправе сами решать вопросы о сроках и рамках иностранного военного присутствия на их территориях. А вот относительно того, как этот процесс сказывается и скажется в будущем на безопасности России, наблюдается разброс мнений. Если же их обобщить, то можно выделить две группы.
Одна видит в этом непосредственную угрозу безопасности России, утверждая, что, пока Москва выступает против продвижения НАТО на Восток, альянс уже по сути прошел даже дальше того: он оказался в южном подбрюшье нашей страны. По мнению этой группы, идя на присутствие военных баз США и НАТО на своей территории, центральноазиатские республики тем самым нарушают договоренности о коллективной безопасности, так как должны этот вопрос согласовывать с другими партнерами, в частности с Россией. А посему-де Москве надо резко выступить с требованием свернуть военное присутствие США и их союзников по НАТО в странах Центральной Азии после завершения антитеррористической операции в Афганистане.
Другая группа придерживается мнения, что безопасность России от западного военного присутствия в регионе только укрепилась. И в подтверждение тому приводят тот факт, что с помощью США и других стран НАТО удалось ликвидировать гнездо международного терроризма, которым служил талибский Афганистан, появилась возможность перекрыть наркопотоки, контролировать нелегальную миграцию. Вместе с тем эта группа также считает, что пребывание США и их союзников в регионе должно быть ограничено по времени завершением антитеррористической операции или же определяться некими международными соглашениями. Кстати, такого же мнения придерживаются и некоторые американские политики. В частности, конгрессмен, член комитета по вооружениям палаты представителей Курт Уэлдон высказал мнение, что администрации США следует согласовывать с Россией возможные планы долгосрочного размещения вооружений и военного присутствия на территории стран СНГ.
США не планируют создание постоянной военной базы в Центрально-Азиатском регионе, заявил главнокомандующий центрального командования сухопутных сил США генерал Томми Фрэнкс в Бишкеке.
При этом генерал отметил, что борьба с терроризмом, которая осуществляется в регионе членами антитеррористической коалиции, подразумевает создание условий, способствующих успешной борьбе с терроризмом. "Если нам потребуется остаться здесь на какое-то время, то мы будем обсуждать этот вопрос с руководством стран региона", - сказал Т. Фрэнкс. "Мы будем здесь находиться ровно столько, сколько потребуется", - добавил он.
Генерал ФРЭНКС: "Мы будем здесь находиться ровно столько, сколько потребуется".
"Интерфакс-АВН".


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker