на главную страницу

24 Января 2002 года

Культура

Четверг

Уроки "старой школы"

Виктор ЕВДОКИМОВ.



"Старая школа" - так называется художественная студия, которой руководит известный художник-марочник Борис ИЛЮХИН. Он автор более сотни почтовых миниатюр, ведущий художник издательско-торгового центра "Марка" - основного производителя государственных знаков почтовой оплаты в России.

- Борис Семенович, с чего начинается процесс создания марки - произведения искусства, которому будет суждено разлететься с почтовыми отправлениями по всему свету, осесть в альбомах филателистов?
- Создание портрета проходит несколько этапов, и первый - это заказ, который делает художнику государство в лице издательско-торгового центра "Марка". Как правило, он носит устный и неопределенный характер, но кое-какие критерии есть. Портрет должен быть похож на оригинал. То есть художник "свободного полета" такой заказ не получит. Здесь недопустим авангардизм или абстракционизм. Поэтому и рисунок выполняется в основном по фотографиям или прижизненным портретам. Прижизненным потому, что один из принципов создания марок - это то, что они посвящены умершим людям. Исключения очень редки. Это космонавты или отдельные политические деятели, такие, например, как Нельсон Мандела.
Иногда вместе с заказом оговариваются определенные условия. Так, при создании марки "200-летие перехода войск А.В. Суворова через Альпы", которую выпускали совместно со Щвейцарией, наши компаньоны попросили не изображать на миниатюре оружие, так как это вредит имиджу нейтральной страны. Таким образом политика вторгается в историю и искусство.
- Как же проходит работа над портретом, ведь картина - это идея, а не фото?
- Здесь и начинается второй этап - создание эскизного ряда. Он, пожалуй, самый сложный. Идет работа над образом того человека, которого надо изобразить. Для этого берутся бытовые фотографии, портреты, а иногда даже посмертные маски. Но зачастую фотографии, особенно парадные, лишены жизни. С них серьезно смотрят одинаковые, розовощекие, не по годам моложавые лица. А на масках отсутствует мимическое напряжение, да и отпечаток смерти искажает черты. Поэтому оба эти первоисточника можно брать лишь как основу.
- Да, трудно представить таких людей, как Петр I, Александр Суворов, без воли, движения, искры в глазах...
- И здесь есть еще одна сложность. Еще один принцип марочного портрета - это не изображать на них эмоции, сильные душевные порывы. Но передать внутренний мир художник обязан. Поэтому обращаемся к архивам, встречаемся с женами, детьми наших героев, участниками событий и очевидцами. Приходится бывать на местах, как говорят, "боевой славы". Так пришлось пройти по швейцарским Альпам, чтобы проследить героический путь Суворова, своими глазами увидеть "Чертов мост" и рядом с ним памятник русским "чудо-богатырям".
После такой незаметной, но кропотливой работы у автора в голове уже есть однозначный ответ: кто есть кто. Ведь художник мыслит ответами на вопросы. Говорят, что ангел за плечами диктует ему, как писать. Сама работа руками длится недолго, часов 5-6. А иногда приходится делать до 100 эскизов, как это было с серией "Разведчики".
- А сколько же всего длится про
цесс создания марки?
- Как правило, не менее полугода. А художественная ее часть - две недели, месяц. Причем здесь действует еще один принцип. Разглашать сюжет или даже тему будущей миниатюры до ее выхода в свет запрещено. Поэтому мы с вами можем говорить о марках лишь в прошедшем времени.
- Традиционный вопрос о ваших творческих планах.
- О создании будущих марок говорить не могу. Вы знаете, что это "табу". Но, к счастью, я не только работаю над почтовыми миниатюрами. Я и писатель, увлекаюсь поэзией, руковожу художественной студией, которую унаследовал от своего педагога. На базе детской библиотеки Гагаринского района столицы действует музыкальный салон, где два раза в месяц проходят музыкально-просветительские вечера. Собираются там те, кто любит искусство и ценит "души прекрасные порывы". А, кроме того, я пишу портреты, в том числе и для иностранных заказчиков.
- Кто больше вас удовлетворяет?
- Мне кажется, что зарубежные ценители интереснее. И не потому, что у них кошелек толще. Им интересен взгляд на них русского художника. Они понимают, что я показываю иногда не совсем привлекательные их черты, и относятся к этому снисходительно.
- Всем ли можно присутствовать на ваших салонах?
- Вход свободный. Но есть одно условие. Каждый читает стихи собственного сочинения или свои любимые. Приходите.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker