на главную страницу

25 Января 2002 года

Тема номера

Пятница

Главное - оборона и экономика

На вопросы "Красной звезды" отвечает
государственный секретарь Союзного государства
России и Белоруссии Павел БОРОДИН

Владимир МОХОВ, "Красная звезда".



- Павел Павлович, наступивший год должен стать, как об этом говорят и Москва, и Минск, определяющим в строительстве Союзного государства. Народы России и Белоруссии должны понять, какой Союз мы создаем и как собираемся жить в нем...
- Союзное строительство имеет несколько аспектов. Это и экономика, и нормативно-правовое пространство, и границы, и оборона, и многое другое. Для начала приведу такие цифры. Товарооборот между Россией и десятимиллионной Белоруссией составляет сегодня 11 млрд. долларов. А российский товарооборот с полуторамиллиардным Китаем - 10,5 млрд. Это о чем-то говорит? Легко представить себе наши экономические взаимосвязи. Поставки топливно-энергетических ресурсов в Белоруссию на 90 процентов осуществляются из России. 75 процентов комплектующих машиностроительного комплекса Белоруссии идут в Россию. Словом, наши экономики настолько интегрированы, что без совместного народнохозяйственного комплекса нам не прожить. А политика, как известно, - концентрированное выражение экономики. С этой точки зрения взаимоотношения России и Белоруссии свидетельствуют о том, что постсоветское пространство, невзирая ни на что, будет восстановлено. Но, разумеется, уже в новом виде.
Сегодня президенты, правительства и парламенты наших государств заботятся прежде всего о будущем своих народов. Ведь для народа главное - быть востребованным, иметь работу, верить в завтрашний день. Обратите внимание, что в последнее время Президент России Владимир Путин уделяет социальным проблемам особое внимание. А эти проблемы не решить без оживления экономики, в том числе союзной. В этом плане делается немало.
Судите сами: в 1999 году бюджет Союзного государства составлял всего 800 млн. рублей, в нынешнем - 3,3 миллиарда. За два года он вырос в четыре раза. И не потому, что вопрос этот лоббировал Бородин или кто-то еще. Бюджет растет, когда развивается экономика, когда есть необходимые хозяйственные условия. В этом отношении можно привести и такие примеры. Если раньше по одной из союзных программ мы выпускали 10 тысяч телевизоров, то в прошлом году выпустили 1 млн. 250 тысяч. Если раньше мы вовсе не выпускали автомашин по стандартам "Евро-1" и "Евро-2", то сейчас мы их не только выпускаем, но и замахнулись на "Евро-3". Если когда-то мы производили всего 2-3 вида сельхозтехники, то теперь - 40 видов. И ее покупают в Европе, Америке, Африке. Это тоже о чем-то говорит. Придя два года назад на работу в Постоянный комитет Союзного государства, я посетил заводы, которые только включались в союзные программы. Все они в тот момент стояли. Сейчас эти заводы работают. А люди зарабатывают деньги, они востребованы.
Так что союзное строительство развивается. И взаимоотношения наших двух независимых государств - хороший пример для развития интеграционных связей с участием Украины, Казахстана, других стран СНГ.
- А насколько поспевает за экономикой политическая составляющая Союза? Бытует мнение, что здесь еще много неясного...
- Дело в том, что в информационном плане мы сегодня просто блокированы. Даже заседания Высшего Госсовета или Совета министров Союзного государства СМИ практически не освещаются. Народ весьма скупо осведомлен о том, куда движется союзное строительство. Если информация и дается, то в усеченном, а порой и искаженном виде.
На последних заседаниях высших рабочих органов Союза огромное внимание было уделено как раз политической составляющей. Мы получили задание подготовить проекты конституционных актов. И уже в феврале, буквально через месяц, на заседании Высшего Госсовета будет рассмотрен проект Конституционного акта Союзного государства. Ибо конституция - основополагающий закон любого государственного образования.
В Госдуме уже прошло два чтения законопроекта о выборах в парламент Союзного государства. Иногда возникают сомнения: в случае появления союзного парламента нужны ли будут парламенты России и Белоруссии? Это недопонимание.
Если государственное строительство любой страны ведется по сотням различных направлений, то союзное строительство мы предлагаем вести по девяти. Соответственно правовое поле, в котором будут работать и парламент, и исполнительные, и контрольные органы Союзного государства, ограничится только этими направлениями. То есть мы никак не ущемим полномочий высших законодательных органов России и Белоруссии. Мы строим свою работу на тех же принципах, что и, скажем, Евросоюз. Европа пришла к тому, что создала надгосударственные органы, решения которых - обязательны для выполнения. Но лишь по тому кругу вопросов, которые делегированы государствами, входящими в Евросоюз. Круг этот невелик, но крайне важен. Это прежде всего экономика и финансы. Мы идем в том же направлении. И политическая составляющая подчинена в данном случае экономике. В феврале будет рассматриваться порядок выборов в союзный парламент, создания органов исполнительной власти и контрольных органов. То есть все три ветви союзной власти получат зримые очертания.
Администрация Президента России, Правительство, министерства и ведомства достаточно серьезно готовят союзные документы, которые на нынешнем этапе носят межгосударственный характер. По каждому из вопросов находится решение. Не секрет, что экономики наших стран развивались по-разному. Выравнивание ценовой и тарифной политики, макроэкономических показателей, переход к единому платежному средству и эмиссионному центру, общему нормативно-правовому пространству требуют колоссального времени. Конкурентоспособность продукции, которую мы производим совместно, в том числе зависит от цен на энергоносители. Здесь тоже нужны единые правила игры. У нас работают таможенный, пограничный, оборонный и другие комитеты. Пусть тяжело, сложно, но союзное строительство уже преодолело две-три начальные ступени, которые ведут наверх.
- То есть вы не разделяете точку зрения политологов, считающих, что в союзном строительстве наметился некоторый застой?
- Застой наметился в освещении этого строительства в СМИ. Здесь есть определенная вина и Постоянного комитета. Слабо работает наша телерадиокорпорация, хотя она имеет приличные ассигнования на освещение союзного строительства. Здесь мы явно недорабатываем. Кстати, на заседании Высшего Госсовета Владимир Владимирович Путин весьма жестко подчеркнул, что для государственных СМИ союзное строительство должно быть приоритетным в информационной политике. Надеюсь, что мнение Президента России будет воспринято.
- Что сегодня мешает строить Союзное государство?
- "Туманный мост" между Европой и Россией, в который превратилась Белоруссия, очень выгоден жуликам всех мастей. Товарные потоки через Беларусь в Европу с учетом нефти, газа, металла, продуктов питания и т.д. превысили 200 млн. тонн в год. Через Боровичи в Москву ежесуточно направляются 1400-1700 машин, но доходят до Москвы в лучшем случае 300. Куда деваются остальные - непонятно. Это очень выгодно некоторым чиновникам. Так что туман у этого "моста" надо развеять. Россия ни через Украину, ни через Черное или Балтийское моря такого транспортного коридора не получит. Масштабные грузопотоки у нее только через Белоруссию. Когда же все будет прозрачно, многим дельцам делать деньги станет сложнее. А средства здесь крутятся неисчислимые.
(Окончание на 3-й стр.)
- По вашей оценке, две трети товарооборота между Россией и Белоруссией контролирует теневой капитал. Разве нельзя с этим бороться?
- А мы и боремся. Поэтому следует более выпукло освещать союзное строительство, раскрывать суть правовых актов, которые принимаются на межгосударственном уровне. Ведь это, повторяю, удар по тем, кто контролирует товарные потоки, занимается реэкспортом нефтепродуктов и реимпортом продуктов питания. Мы же не слепые, бываем на таможенных пунктах, присматриваемся. Идут, например, несколько фур, груженых по документам лесом-пиловочником. Согласитесь, смешно везти такой лес через Белоруссию в Россию, где этого добра хватает. На самом деле фуры забиты плазменными телевизорами, которые стоят от 8 до 20 тысяч долларов. Таможенные пошлины же платят за лес-пиловочник. Потому и не хотят сегодня многие менять устоявшийся порядок вещей...
- Не потому ли таможенные ведомства России и Белоруссии не всегда находят общий язык?
- Я не склонен винить здесь одних таможенников. Не только в них дело. Теневая экономика сегодня очень выгодна разношерстному бизнесу. В тени не надо платить налоги.
Что касается таможенных структур, то думаю, что в ближайшее время они договорятся. Таможенное законодательство обеих стран постепенно унифицируется. В этом году будут приняты новые соглашения в этой сфере. Предусмотрено строительство вычислительного центра, который будет контролировать все грузопотоки.
- Еще один враг союзного строительства - неразворотливые чиновники, способные "похоронить" любой вопрос...
- Иной раз они проявляют поразительную медлительность. Вопрос, который можно решить за день, мусолят месяц. Основой для чиновников должно стать государственное регулирование. Кроме того, надеюсь, что мы придем к программе занятости Союзного государства. Я имею в виду и транспортный коридор, и нефтяные, газовые потоки, и коммуникационную сеть, и энергосистему. Рано или поздно все это будет востребовано. С этой точки зрения географическое положение Белоруссии поистине уникально. Как я уже сказал, это своеобразный мост между Европой и Россией, а дальше - Азией. В советское время благодаря Транссибу мы получали ежегодно 15 млрд. долларов прибыли. Сейчас только один миллиард.
- Сегодня реализуются около 40 совместных производственных программ. Но на последнем заседании союзного Совмина речь шла и о новых проектах...
- Они связаны с высокими технологиями, наукой, рядом медицинских программ. Мы очень надеемся на новые проекты в сфере оборонной промышленности. Сегодня уникальная белорусская "оборонка" востребована недостаточно. Много интересных задумок в авиа- и машиностроении, химическом производстве. И таких совместных программ может быть множество. Это как снежный ком. Повторяю, за два последних года мы в четыре раза увеличили союзный бюджет, из которого финансируются совместные программы. И я надеюсь, что он еще вырастет многократно. На недавнем совещании мы договорились о подготовке новой программы автомобилестроения, первую такую программу завершаем в нынешнем году. Аналогичная программа разрабатывается в области химической и газовой промышленности. Как вы знаете, через Белоруссию будет проходить новая ветка газопровода в страны Европы. Через Белоруссию будет поддерживаться транспортное сообщение с Калининградской областью. Словом, работы впереди много.
- В СМИ по-прежнему много спекуляций по поводу "фактора Лукашенко". Как вы сами оцениваете этот фактор в деле строительства Союзного государства?
- Если бы я жил в Белоруссии (а у меня жена белоруска), то, наверное, молился бы на Лукашенко. Производство собственных энергоресурсов в республике - 10 процентов, своего хлеба - 40 процентов. При этом Белоруссия неплохо живет и по уровню жизни среди стран СНГ по оценке ООН занимает первое место, опережая Россию. Там работают предприятия, отнюдь не на ладан дышит сельское хозяйство. Изумительнейшая чистота, порядок, организованность в городах и селах. Люди работают повсеместно, уверенно смотрят в будущее. Недовольные, безусловно, есть. Но они есть везде, даже в цивилизованной Европе.
Хочу сказать, что на всем постсоветском пространстве в лице Лукашенко нашелся лишь один руководитель, который пошел не на формальный, а реальный союз с Россией. В результате мы строим Союзное государство, выгодное необходимое нашим народам.
- По общей оценке, российско-белорусская интеграция в военной области продвинулась наиболее далеко...
- Военные как никто понимают необходимость такой интеграции. У нас единое оборонное пространство, одна боевая техника, одна и та же подготовка офицеров. Нам нечего делить. Министры обороны России и Белоруссии быстрее всех нашли точки соприкосновения. Не случайно под первым номером в союзном строительстве стоит единая оборонная политика. Это один из основных приоритетов.
- Не секрет, что на Западе весьма настороженно воспринимают намерение России и Белоруссии жить в едином государстве...
- Это сложный вопрос... Американская экономика - одна из самых передовых. Нам есть чему у них поучиться. Но политика двойных стандартов, которую исповедуют в США, к сожалению, загоняет многие проблемы в тупик. Такие же стандарты присутствуют в отношении к союзу России с Белоруссией. Их надо преодолевать. Надо садиться и договариваться.
- В этой связи не могу не задать вот какой вопрос. Некоторые политологи назвали жесткой антисоюзной акцией ваш арест в нью-йоркском аэропорту и все, что за ним последовало. Есть мнение, что метили не столько в вас, сколько в российско-белорусский союз...
- Поймите правильно, если бы я действительно был в чем-то замешан, что-то имел в Швейцарии, Европе или Америке, меня бы никто и никогда оттуда не выпустил. Для меня сразу было ясно, что эта акция носит чисто политический характер и в ней заинтересованы определенные круги. К тому же некоторым деловым людям и в России, и в Америке просто не нравится, что появляются чиновники, у которых многое получается - от строительства геологоразведочных поселков до реконструкции Кремля. Я принял Управление делами Президента, где работали 10 тысяч человек, обслуживавших только президентский и правительственный аппарат. А оставил хозяйство, где работают 150 тысяч человек, обслуживающих все высшие федеральные органы власти. Это хозяйство строило и производило, обеспечивало людям рабочие места. Может, кто-то испугался, что такой же прогресс будет в строительстве Союзного государства? Все эти события - достаточно сложная комбинация, связанная как с союзным строительством, так и текущей политикой. Все мы не ангелы и в чем-то грешны. Но чтобы предъявлять человеку обвинение, необходим как минимум состав преступления. Когда его нет, получается разговор ни о чем.
- Павел Павлович, поскольку газета у нас военная, хотелось бы узнать о вашем отношении к Вооруженным Силам...
- Во-первых, я сам полковник запаса. В свое время, после окончания высшей партийной школы, стажировался заместителем начальника штаба танковой дивизии. Так что армейские проблемы знаю не понаслышке. Армия для России была и будет первейшим приоритетом в государственном строительстве. И я считаю, что государство наше, ведущие экономические круги, должны уделять особое внимание нуждам Вооруженных Сил. От этого зависит мощь державы, прочность, защищенность нашего Союзного государства.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker