на главную страницу

25 Января 2002 года

Комментарий дня

Пятница

На те же грабли?

Владимир МОХОВ, "Красная звезда".



...Года четыре назад, во время командировки в зону грузино-абхазского конфликта, вместе с начальником южной зоны безопасности Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ) мы пытались переехать мост через Ингури, заблокированный грузинскими беженцами. Российский полковник опаздывал на очередную четырехстороннюю встречу, которая должна была состояться на противоположном берегу реки. Злился. Чертыхался. Пытался убедить возбужденных людей в том, что он должен выполнять свои служебные обязанности. Кстати, ради них же самих, ради того, чтобы снова не началась война. Доводы не подействовали. Пришлось переходить мост пешком, а затем, на другой уже машине, добираться к месту назначения.
Года три назад во время такой же командировки такой же российский полковник говорил мне, что подъездные пути к тому самому мосту каждую ночь минируют, и саперы с утра пораньше отправляются искать смертоносные "сюрпризы". На одном из них подорвалась чья-то корова, на другом - местный житель. В зоне конфликта шла активная минная война...
Время идет, а ничего не меняется. На днях стало известно, что грузинские "партизаны" из отряда "лесные братья" снова заминировали на левом берегу Ингури подступы к наблюдательному посту российских миротворцев. Фактически блокировали их. Чего ради - поди разберись. Снова головная боль для командования КСПМ. Снова думай, русский полковник, как сохранить своих людей, "не обидеть" и не спровоцировать на боестолкновение обнаглевших донельзя "партизан", не допустить дополнительного обострения ситуации, которую сознательно пытаются обострить. Если не взорвать.
После того как официальный Тбилиси фактически признал, что заменить российских "голубых касок" сегодня некем, продлив их мандат еще на полгода, казалось, что обстановка нормализуется. Но не тут-то было. Умелые сценаристы опять, в который уже раз, организовали шумные акции с участием беженцев. Требования звучат все те же: отодвинуть позиции КСПМ в глубь абхазской территории, от реки Ингури к реке Галидзга, придать миротворцам полицейские функции. Если этого не произойдет - немедленно потребовать выполнения решения грузинского парламента о полном выводе российских солдат и офицеров из зоны конфликта.
Наблюдатели отмечают, что нынешнее обострение возникло сразу после того, как представители грузинской и абхазской сторон наконец договорились и подписали протокол о сроках и порядке отвода грузинских подразделений из верховий Кодорского ущелья. Напомним, что их нахождение там противоречит достигнутым ранее грузино-абхазским договоренностям. В Сухуми прозрачно намекнули, что если Тбилиси не будет их выполнять, дело может кончиться новым кровопролитием. Абхазская сторона, в свою очередь, пообещала вывести свою тяжелую боевую технику из нижней части ущелья, а также из района Ткварчели.
Документ этот некоторыми политическими силами в Тбилиси был охарактеризован как "пораженческий". Большинство местных парламентариев посчитали его "недопустимой уступкой" сухумским властям и свидетельством полной потери контроля над Кодорским ущельем. Однако позиция международного сообщества в этом отношении абсолютно противоположна.
Продолжающееся присутствие грузинских войск в Кодорском ущелье серьезно осложняет обстановку в зоне грузино-абхазского конфликта. Такой вывод содержится в докладе генерального секретаря ООН Кофи Аннана, посвященном положению в Абхазии. По его мнению, грузинской стороне следует как можно скорее вывести свои подразделения из Кодорского ущелья.
Вместе с тем существенным шагом вперед генсек ООН назвал завершение его специальным представителем по Грузии и членами "группы друзей генерального секретаря ООН по Грузии" работы над документом о распределении полномочий между Тбилиси и Сухуми. Однако сохраняющиеся возражения против отдельных положений этого документа серьезно осложняют процесс мирного урегулирования конфликта, отмечается в докладе. В этой связи Кофи Аннан напомнил грузинским и абхазским руководителям, что им следует воспользоваться представившейся возможностью и начать процесс переговоров, в рамках которых стороны сами будут вырабатывать вариант разрешения существующих между ними противоречий.
Иными словами, генсек ООН в очередной раз дал понять, что за самих грузин и абхазов договариваться никто не станет. В этой ситуации более чем странной остается позиция президента Грузии. С одной стороны, он проявил политическую мудрость и вопреки решению парламента пошел на продление мандата КСПМ до 31 июля нынешнего года. (Выбор в данном случае у него был невелик: либо соглашаться с присутствием российских "голубых касок", которые готовы уйти по первому же требованию грузинской стороны, либо готовиться к новой войне, которая неминуемо разразится в случае вывода миротворцев). С другой же стороны, Эдуард Шеварднадзе публично поддержал участников новой акции у моста через Ингури, заявив, что его позиция в отношении формата миротворческой операции в Абхазии целиком совпадает с требованиями митингующих.
Пусть так, но при чем здесь, простите, наши солдаты и офицеры? Характер их функций и полномочий на политическом уровне никто не изменял. Принципиально новых задач никто не ставил. Почему грузинские власти позволяют каким-то "партизанам" подвергать опасности их жизни? Или "лесные братья" выполняют в данном случае явный политический заказ? Или просто-напросто выпускается пар, а президент Грузии, не желая окончательно испортить отношения с парламентом, пытается показаться хорошим "и вашим, и нашим"?
Складывается впечатление, что вместо цивилизованных форм урегулирования конфликта, поиска компромисса некоторые политические силы в Тбилиси снова не прочь "бросить в бой" отчаявшихся беженцев, не верящих уже никому и потому готовых на самые безрассудные поступки.
Но сколько их уже было? В мае 1998-го на плечах тех же беженцев горячие головы пытались отвоевать Гальский район. Обернулось это лишь новой кровью, новым потоком вынужденно перемещенных лиц, очередным витком напряженности. Об октябрьских событиях 2001-го и вспоминать не хочется. Зачем же снова наступать на те же грабли? Или они давно не давали кому-то по лбу?
Тем временем Коллективные силы по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта предпринимают необходимые меры по недопущению провокаций в зоне безопасности. Исполняющий обязанности командующего КСПМ генерал-майор Александр Ефтеев выразил протест администрации Зугдидского района Грузии в связи с бездействием по отношению к лицам, от которых исходят угрозы в адрес миротворцев и представителей международных организаций. Это стало реакцией на заявление главы администрации района о том, что ответственность за безопасность персонала КСПМ и международных организаций "возлагается на их же руководителей, если они не воздержатся от передвижения в зоне конфликта".
Как вам это нравится? Получается, миротворцам уже и... передвигаться нельзя?!
В соответствии с соглашением о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994 года представители КСПМ и международные наблюдатели пользуются свободой передвижения в зоне безопасности и зоне ограничения вооружения. В этой связи российский генерал призвал грузинскую сторону выполнять условия данного соглашения.
Но прислушаются ли к этим призывам в раздираемом политическими противоречиями и экономическими неурядицами Тбилиси? Не захотят ли отвлечь внимание населения от насущных проблем новыми военными авантюрами? Не пойдут ли на поводу у тех, кто призывает к очередному "походу на Абхазию"?
Время покажет.

Фото Владимира ПОПОВА.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker