на главную страницу

1 Феврапя 2002 года

Армия и общество

Пятница

Лев Лещенко:"Я вообще-то танкист"

Сергей КНЯЗЬКОВ, "Красная звезда".



Имя певца народного артиста России Льва Лещенко, думается, не нуждается в особом представлении. 1 февраля ему исполняется 60 лет со дня рождения. Накануне юбилея он ответил на вопросы "Красной звезды".
- Лев Валерьянович, прежде всего примите поздравления от многочисленных поклонников вашего таланта - военнослужащих, членов их семей.
- Благодарю. Армия для меня многое значит. Мой отец - Валериан Андреевич - кадровый офицер, чекист, воевал под Москвой. За участие в Великой Отечественной войне и дальнейшую военную службу награжден многими орденами и медалями.
- А довелось ли служить в армии вам?
- Да, в 1961 году я был призван на военную службу. Попал в 62-й танковый полк, стоявший в немецком городке Нейштрелиц. Часть входила в состав 2-й гвардейской танковой армии Группы советских войск в Германии. Стал заряжающим. Так что успел сполна "понюхать пороха". Принимал участие в стрельбах, в составе экипажа танка форсировал по дну Эльбу.
- Так и пришлось все три года тянуть танкистскую лямку?
- Нет. Еще до армии я увлекся искусством. В Сокольниках посещал хор Дома пионеров, кружок художественного слова и духовой оркестр. В конце концов по настоянию хормейстера бросил все кружки и начал заниматься пением всерьез, выступал на школьной сцене, в основном исполняя песни из репертуара Леонида Утесова.
Когда командир части узнал о моих способностях, 27 января 1962 года меня направили для дальнейшего прохождения службы в ансамбль песни и пляски 2-й гвардейской танковой армии.
- Вас сразу же сделали солистом?
- Сразу! Но в то время я брался за все, что мне предлагали: пел в квартете, исполнял сольные номера, вел концерты и читал стихи. До сих пор крайне признателен и благодарен художественному руководителю ансамбля подполковнику (в то время) Мальцеву Федору Ивановичу. Он, кстати, предлагал мне остаться на сверхсрочную, но меня очень манил Государственный институт театрального искусства, и я отказался.
- В 1964 году вы становитесь студентом ГИТИСа. Тогда же родился и тот неповторимый тембр голоса?
- Это произошло как раз в момент службы в армии.
23 февраля, то есть через месяц после перевода в ансамбль песни и пляски, мне поручили исполнить песню "Бухенвальдский набат". Я с жаром принялся разучивать эту песню, учитывая тот факт, что она должна была стать моим первым сольным выступлением в ансамбле. На тот момент ни у кого нот этой песни не было, и мы сделали самостоятельную запись с пластинки, где "Бухенвальдский набат" исполнял юный Муслим Магомаев. По этой записи сделали оркестровку и начали репетировать. И тут я обнаружил, что у меня идет все совершенно не так гладко, как представлялось поначалу. Я не мог понять, почему мне не дается песня в ее полном эмоциональном объеме. Только понял, что я, певец Лев Лещенко, не должен повторять то, что делает певец Муслим Магомаев. Уж очень различны наши с ним голосовые фактуры. Сила Магомаева в пафосе и страсти, я же более приближен к сдержанной, лирической манере.
Чтобы получить эмоциональный заряд, я поехал в находившийся рядом с нами бывший нацистский женский концлагерь Равенсбрюк. После этого, когда на концерте я начал петь, на меня нахлынул такой мощный эмоциональный вал, что со мной едва не произошел истерический срыв. Я тогда мог запросто разрыдаться, утратить над собой контроль...
Когда прозвучали заключительные аккорды, меня охватил страх. Вместо ожидаемых аплодисментов в клубном зале стояла абсолютная, мрачная тишина... Все, провал, подумал я. Но через несколько секунд зал буквально взорвался криками восхищения, громом аплодисментов. Они, по сути, определили всю мою последующую судьбу. Тогда я почувствовал свой стиль, свой прием, свою интонацию, когда за внешней сдержанностью таится большой эмоциональный накал.
- Вас распределили в 1969 году в Московский театр оперетты, но вы стали солистом Гостелерадио СССР. Почему?
- Мой голос относится к баритону, из-за этого у меня не было возможности полностью реализовать себя в театре оперетты. Баритональные партии здесь исполняют "старики и отцы". Но внешность у меня "героическая", а героические арии - теноровые. Я принял решение перейти на Гостелерадио, где получил такие творческие возможности, о которых мечтал.
- Как сложился ваш репертуар? Почему вы отдали предпочтение популяризации песен, как принято считать, гражданского звучания?
- Вот именно - как принято считать! Я записал около 400 песен, и, честно говоря, свыше 300 из них посвящены любви.
- Какое значение в вашей биографии играет песня Давида Тухманова "День Победы"? Напомните, как вы с ней повстречались?
- Эту песню композитор Давид Тухманов и поэт-фронтовик Владимир Харитонов написали к 30-летию Победы. Они показали ее на конкурсе, который устраивали к этой дате Союз композиторов и ЦК ВЛКСМ, но она не пришлась по вкусу членам жюри.
Я впервые ее исполнил на гастролях в Алма-Ате. Зал встал. Я тут же позвонил Тухманову и попросил его никому больше не отдавать "День Победы". Давид ответил, что на праздничном "Огоньке"
9 мая ее будет исполнять другой артист. Но песня тогда "не выстрелила"...
10 ноября в концерте на День милиции я решил на свой страх и риск исполнить именно "День Победы". Эфир телетрансляции был прямым, о своем репертуаре я никого не предупредил, поэтому вырезать номер было нельзя, но успех оказался грандиозный! Песня пошла в народ и осталась там.
- Без исполнения этой песни не обходится ни один праздник Победы. Не надоело ли, Лев Валерьянович, петь одно и то же? Или вы уже не мечтаете получить новую песню о Победе?
- Извините, как может надоесть песня, которую безумно любит народ. Я просто не могу ее не петь. Но, как любой артист, я, конечно же, мечтаю о новой песне о Победе.
- Вы проехали с шефскими концертами, наверное, по всем военным округам и группам войск, побывали в Ограниченном контингенте советских войск в Афганистане. Какой из этих концертов наиболее памятен? С кем из людей в погонах у вас сохраняются дружеские отношения?
- Выделить какой-то один шефский концерт трудно. Зато до сих пор поддерживаю теплые дружеские отношения с генералом Борисом Всеволодовичем Громовым, которые завязались у нас именно в Афганистане.
- Нынешнему поколению явно не хватает хороших песен на военную тему. Как вы оцениваете творчество современных поэтов и композиторов в этом жанре?
- Хорошие песни все же есть. Может быть, они просто лежат на полке. Просто разное время требует разных песен. Молодежь, наверное, их имеет, и через несколько лет мы сможем оценить то, что написано сегодня. Самый непогрешимый оценщик - все-таки время.
- В свои 60 вы в прекрасной форме. Как это вам удается?
- В школе и армии я с удовольствием занимался баскетболом и плаванием, а сейчас очень люблю париться в бане и плавать. Делаю нехитрые упражнения на тренажерах. Всегда надо помнить, что не надо делать никаких "пере": то есть переедать, перепивать, пере... Все в меру - это главное.
На снимке: таким был Лев солдатом.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker