на главную страницу

1 Феврапя 2002 года

Армия и общество

Пятница

30 ТЫСЯЧ "ОРДЕРОВ" НА ЖИЛЬЕ

Иван ИВАНЮК,"Красная звезда".



В этом году значительное количество военнослужащих увольняются в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил. Многие из них не имеют жилья, и требуется безотлагательное решение этой проблемы. Приоритетной формой решения квартирного вопроса остаются государственные жилищные сертификаты.О том, как это будет выглядеть на практике, какие нововведения ожидают участников программы "Государственные жилищные сертификаты", рассказывает первый заместитель начальника Центрального организационно-планового управления капитального строительства Минобороны России генерал-майор Александр РЫЛЬСКИЙ.

- Александр Николаевич, в прошлом году программа ГЖС заметно сбавила темпы. Чем это, на ваш взгляд, вызвано?
- Прежде всего потому, что иссяк вторичный рынок жилья, на котором значительная часть участников программы могла приобрести квартиры по приемлемым ценам. В то же время первичный рынок жилья из-за нехватки инвестиций практически не заработал. Пошли вверх цены. А размер безвозмездной субсидии, закладываемой в стоимость сертификата, рос значительно более низкими темпами. В результате реализовать сертификат становилось все труднее и труднее. Процент реализации сертификатов снизился даже в Нижегородской, Саратовской, Ульяновской, Челябинской и многих других областях, в которых в 2000 году он превышал 80 процентов. И это при общем снижении количества полученных сертификатов. Хотя и 8,7 тысячи сертификатов, реализованных в прошлом году, - это тоже немало. Если посчитать, то получается, что каждую неделю мы заселяли два 75-квартирных дома. Другое дело, что для полного решения квартирного вопроса нужно было в течение пяти лет выпускать 42 тысячи сертификатов ежегодно.
В этом году программа "Государственные жилищные сертификаты" должна обрести "второе дыхание", поскольку с помощью ГЖС планируется обеспечить жильем значительное количество военнослужащих, увольняющихся в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил. Конечно, это произойдет лишь в том случае, если будут решены проблемы, тормозившие прежде всего инициативу и активность самих военнослужащих.
- Какие конкретные меры намечаются для этого?
- 2 ноября прошлого года состоялось заседание правительства России, посвященное ходу реализации программы "Государственные жилищные сертификаты", где обсуждался и вопрос повышения ее привлекательности. Главное - максимально приблизить расчетные цены к реальным. Цены для расчета субсидий на первый квартал нынешнего года в среднем увеличились на 20-25 процентов. Было принято решение разработать новые Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, где бы нашли отражение принципы социальной справедливости. В частности, признано целесообразным пересмотреть порядок, когда многим участникам программы компенсировалось лишь 80 процентов стоимости жилья по утвержденным нормам, а 100 процентов получали лишь те, кто прослужил 25 лет и более. Сейчас предполагается всем участникам программы полностью оплачивать социальный стандарт общей жилплощади - 18 квадратных метров на человека. А те из них, кто, согласно закону "О статусе военнослужащих", имеет право на дополнительную жилплощадь, смогут претендовать еще на 15 квадратных метров.
В проекте новой редакции Правил выпуска и погашения сертификатов предлагается убрать ограничение стоимости квадратного метра жилья по экономическим регионам. Будут действовать не только договор купли-продажи, но и другие виды договоров. Изменится и пропорция распределения выделяемых сертификатов между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Отныне тем, кто уже уволен в запас или отставку, будет причитаться столько же сертификатов, сколько и увольняющимся из рядов Вооруженных Сил, а не вдвое меньше, как прежде. Дело в том, что очередь "запасников", ожидающих квартиры, практически не сокращается и составляет в настоящее время около 150 тысяч человек. Сертификаты должны стать основной формой решения их квартирного вопроса. Увеличивается и срок действия жилищных сертификатов для всех категорий участников программы с 6 до 9 месяцев.
- Изменений действительно довольно много. Но на какую перспективу они реально рассчитаны, ведь действие президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" заканчивается уже в этом году?
- Да, программа была рассчитана на пять лет, и этот срок истекает 31 декабря 2002 года. Но фактически она уже пролонгирована до 2010 года в качестве подпрограммы в программе "Жилище". Предполагается, что общие затраты на ее реализацию составят более 100 млрд. рублей. Но если говорить о более конкретных цифрах, то четко определен общий объем финансирования только на этот год - 5,4 млрд. рублей плюс около 7 миллиардов по разделу "Военная реформа". Этих денег хватит на выпуск около 30 тысяч жилищных сертификатов для военнослужащих силовых ведомств и "запасников". Если учесть, что за предыдущие четыре года с помощью ГЖС реализовали свое право на жилье более 27 тысяч военнослужащих Минобороны, то можно оценить объем работы, который предстоит проделать видам Вооруженных Сил, родам войск, главным и центральным управлениям в нынешнем году. Большая нагрузка ложится на командование воинских частей, руководство органов военного управления всех уровней, естественно, на самих военнослужащих, которые заинтересованы в оптимальном решении своего квартирного вопроса, и, конечно, на Генерального управляющего программой в составе Объединенной дирекции по реализации федеральных инвестиционных программ Госстроя России, Военно-страховой компании (ВСК) и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию.
- Если судить по обращениям в газету, то активность людей очень высока. Многие из наших читателей понимают, что жилищный сертификат - это практически единственная реальная возможность в короткий срок получить квартиру. К нам поступает много вопросов. Пожалуй, наиболее распространен такой: будет ли производиться доплата к безвозмездной субсидии с 80 до 100 процентов тем, кто получил сертификат до утверждения новых правил?
- Нет, не будет. Здесь действует общий порядок, когда закон обратной силы не имеет. После вступления в силу новых Правил выпуска и погашения сертификатов получатели сертификатов будут пользоваться всеми изложенными в них преимуществами.
- Александр Николаевич, все время существования программы ГЖС ставится вопрос: почему бы не использовать жилищные сертификаты для достроя жилых домов высокой степени готовности? И "незавершенки" станет меньше, и решение жилищной проблемы ускорится...
- Добавлю, что и денег будет сэкономлено немало. К примеру, по Москве сейчас стоимость квадратного метра по программе "Государственные жилищные сертификаты" составляет 15 тысяч рублей, или порядка 500 долларов. Конечно, этого мало при покупке готовой квартиры на первичном рынке. Но если вкладывать сертификат в строящийся дом, то 450-500 долларов - это уже вполне реальная стоимость квадратного метра. Поэтому сейчас разрабатываются отдельные правила применения сертификатов для финансирования строительства жилья в рамках реализации программы.
- Смогут ли тогда участвовать в строительстве жилья по сертификатам военные строители?
- Дома, которые строят военные строители, уже финансируются из федерального бюджета и, естественно, второй раз оплачиваться государством не могут. А если жилье будет строиться за счет внебюджетных источников, то жилищные сертификаты могут быть использованы.
- Какие аспекты в реализации программы "Государственные жилищные сертификаты" являются самыми актуальными на сегодняшний день?
- Программе придается особое значение на всех уровнях. К слову сказать, это единственная программа, которая финансировалась из бюджета в январе. Но, даже несмотря на это, есть определенные трудности. Так, задерживается выпуск порядка 3 тысяч жилищных сертификатов, которые необходимы для обеспечения военнослужащих воинских частей в январе-феврале. реформирование Вооруженных Сил проходит в достаточно жесткие срок, и сбои в этой работе недопустимы.
Стоимость квадратного метра жилья по ГЖС (на I квартал 2002 года)
Приложение к постановлению Госстроя России от 30.11.2001 г. № 123
Российская Федерация 7.990
Северный район 6.450
Республика Карелия 6.300
Республика Коми 6.500
Архангельская область 6.500
Ненецкий автономный округ 8.400
Вологодская область 6.300
Мурманская область 6.500
Северо-Западный район 8.300
Ленинградская область 6.500
Новгородская область 5.950
Псковская область 6.120
Центральный район 8.800
Брянская область 5.400
Владимирская область 5.800
Ивановская область 5.400
Калужская область 6.500
Костромская область 5.900
Московская область 9.400
Орловская область 6.210
Рязанская область 6.300
Смоленская область 8.200
Тверская область 6.090
Тульская область 6.300
Ярославская область 7.000
Волго-Вятский район 6.200
Республика Марий-Эл 5.200
Республика Мордовия 5.200
Чувашская Республика 5.800
Кировская область 6.100
Нижегородская область 6.770
Центрально-Черноземный район 5.520
Белгородская область 5.600
Воронежская область 5.300
Курская область 5.200
Липецкая область 5.570
Тамбовская область 5.200
Поволжский район 6.400
Республика Калмыкия 4.800
Республика Татарстан 7.030
Астраханская область 5.660
Волгоградская область 5.770
Пензенская область 5.200
Самарская область 7.000
Саратовская область 6.800
Ульяновская область 5.500
Северо-Кавказский район 8.200
Республика Адыгея 4.500
Республика Дагестан 4.500
Республика Ингушетия 4.320
Чеченская Республика 7.000
Кабардино-Балкарская Республика 4.540
Карачаево-Черкесская Республика 4.100
Республика Северная Осетия - Алания 4.300
Краснодарский край 7.320
Ставропольский край 6.200
Ростовская область 6.200
Уральский район 7.350
Республика Башкортостан 7.500
Удмуртская Республика 8.800
Курганская область 6.400
Оренбургская область 6.900
Пермская область 7.500
Коми-Пермяцкий автономный округ 7.500
Свердловская область 8.000
Челябинская область 6.800
Западно-Сибирский район 7.580
Республика Алтай 6.000
Алтайский край 7.090
Кемеровская область 6.800
Новосибирская область 7.700
Омская область 6.500
Томская область 6.200
Тюменская область 7.800
Ханты-Мансийский автономный округ 11.000
Ямало-Ненецкий автономный округ 8.200
Восточно-Сибирский район 7.960
Республика Бурятия 5.500
Республика Тыва 5.600
Республика Хакасия 5.500
Красноярский край 9.310
Таймырский автономный округ 8.300
Эвенкийский автономный округ 8.300
Иркутская область 8.700
Усть-Ордынский Бурятский АО 8.700
Читинская область 5.700
Агинский Бурятский автономный округ 5.700
Дальневосточный район 8.000
Республика Саха (Якутия) 9.500
Еврейская автономная область 6.100
Чукотский автономный округ 7.000
Приморский край 8.000
Хабаровский край 7.500
Амурская область 7.500
Камчатская область 7.000
Корякский автономный округ 7.000
Магаданская область 7.000
Сахалинская область 9.500
Калининградский район 9.500
Калининградская область 9.500
г. Москва 15.000
г. Санкт-Петербург 9.500


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker