на главную страницу

2 Феврапя 2002 года

Линия жизни

Суббота

Отныне на дорогах все равны

Борис СОЛДАТЕНКО, Василий ФАТИГАРОВ, "Красная звезда".



На днях в Главном управлении Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ прошла пресс-конференция с начальником главка генерал-лейтенантом милиции Владимиром ФЕДОРОВЫМ. На этот раз разговор шел о принятом недавно Кодексе об административных правонарушениях.

Новый кодекс об административных правонарушениях был подписан Президентом РФ в конце прошлого года и вступит в силу с 1 июля 2002 года. 12-я глава этого документа посвящена Правилам дорожного движения (ПДД) и наказаниям за их нарушения. Изменения довольно существенные. Вот только хорошо это или плохо? Ответить на этот вопрос однозначно сложно.
Например, через полгода уйдет в историю понятие "штраф на месте". Инспектор должен будет составлять протокол и выдавать нарушителю квитанцию для оплаты. При этом сотрудник ГИБДД не сможет отбирать водительские права - вроде бы головной боли у водителей поубавится, да и взяточничества должно стать поменьше.
Однако иллюзия вседозволенности, очевидно, приведет к снижению дисциплины водителей. По словам начальника ГИБДД, на Украине вообще запретили назначать штрафы - и вскоре водители вообще перестали слушаться инспекторов. Кроме того, по мнению сотрудников ГИБДД, проблему взяточничества отказ от "штрафов на месте" не решает. Составление протокола будет занимать все те же полчаса, и многие будут пытаться откупиться от инспектора, чтобы не тратить время.
Вместе с тем есть опасения, что упадет собираемость штрафов - заставить водителя оплатить квитанцию, когда не надо выручать из ГИБДД права, довольно проблематично. "Если сейчас собираемость штрафов 98%, то после введения новой системы она составит процентов 35, - сообщил главный автоинспектор страны. - Хотя эта проблема вообще-то не наша, а руководителей субъектов Федерации, ведь штрафы идут в госбюджет, а не в ГИБДД. Наша функция - контроль".
Есть в новом кодексе и неприятные для водителей моменты. В частности, водительское удостоверение все же можно будет изымать за грубые нарушения ПДД. К таковым с 1 июля будут относиться, помимо вождения в нетрезвом состоянии, выезд на встречную полосу, превышение скорости более чем на 60 км/ч, а также отказ уступить дорогу спецтранспорту с синей "мигалкой". Во всех таких случаях ГИБДД будет направлять дело в суд, и только он, а не милицейские группы разбора, сможет решать вопрос о лишении прав. С одной стороны, цивилизованный подход. С другой - никто сегодня не может сказать, как долго подобные дела будут рассматриваться судами. "В прошлом году мы задержали и лишили прав управления 1,6 млн. нетрезвых водителей, - сообщил генерал Федоров, - представьте, что сейчас вся эта нагрузка ляжет на родной народный суд".
Вместе с тем следует сказать, что отныне военнослужащие, проходящие службу по контракту, будут оплачивать штраф, как и все остальные категории водителей транспортных средств. Согласно новому кодексу от оплаты штрафа будут освобождены лишь военнослужащие, проходящие службу по призыву. Следует сказать и о том, что водительские удостоверения у офицеров и прапорщиков ныне тоже можно изымать за нарушение ПДД, правда, только по решению суда.
Нельзя не обратить внимание на противоречащие друг другу статьи. Например, статья 12.36 устанавливает ответственность инспекторов за эвакуацию машины и снятие номерных знаков, а статья 27 (пункты 1 и 13) - как раз предусматривает эти меры в некоторых случаях (например, когда автомобиль мешает движению). Куда можно будет эвакуировать машину и можно ли будет вообще, определит правительство в подзаконных актах до 1 июля. Равно как и то, что понимается под термином "инструментальная проверка", проведение которой при государственном техническом осмотре автотранспорта новый кодекс запрещает. Получается, что инспектор сможет оценивать состояние машины только на глаз: даже для измерения давления в шинах уже нужен инструмент.
Впрочем, противоречия и неясности, по мнению руководства ГИБДД, все же не самые большие проблемы. Хуже - те положения, в которых заложена возможность для нарушений.
По мнению начальника ГИБДД, сильно смягчено наказание для водителя, который не остановился по требованию инспектора. Сейчас за это, как и за пьянку, лишают прав на управление машиной. А по новому кодексу за это положен лишь... штраф.
Не обговорено в новом кодексе и то, сколько за рулем водитель может выпить спиртного. Иными словами, пока в России за рулем вновь нельзя выпить ни грамма.
К слову, аббревиатура "ГИБДД" остается, но вместе с тем решается вопрос о возвращении госавтоинспекции старого названия - "ГАИ". Как считает генерал Федоров, эти два названия будут равны.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker