на главную страницу

5 Феврапя 2002 года

Боевая подготовка

Вторник

Учения в дефиците

Дмитрий КАРПОВ, «Красная звезда».



Позади два месяца зимнего периода обучения. Для воинов-дальневосточников они были очень непростыми. И не только из-за суровых погодных условий. О том, с какими проблемами они столкнулись и как их решали, в беседе с нашим корреспондентом рассказывает начальник управления боевой подготовки ДВО генерал-майор Николай Глинин.

- Как в округе складывается ход боевой учебы? Как сказываются на нем условия дальневосточной зимы?
- Наши командиры полков и дивизий в военном деле не новички и прекрасно знают, что такое дальневосточная зима. Готовились к ней основательно, врасплох наступление холодов не застало. Условия на полигонах созданы добротные: на центральных командных пунктах оборудованы обогреваемые классы, подготовлены пункты обогрева личного состава. Так что в целом в процесс обучения войска втянулись быстро. Лучше идут занятия в соединениях, которыми командуют генерал-майор Михаил Напреенков, полковник Анатолий Сидоров, полковник Александр Иванов.
Однако в некоторых частях обнаружились сбои в вопросах тылового и технического обеспечения. В ряде случаев занятия по тактической и огневой подготовке, ночные занятия готовились несвоевременно и без надлежащего качества. Таким частям приходится оказывать помощь. Но главное - ход боевой учебы находится под постоянным контролем.
- Не первый год войска испытывают нехватку новой техники...
- Проблема действительно острейшая. Ведь техника постоянно используется в ходе учений, тренировок, занятий. Особенно трудно эксплуатировать ее в зимних условиях. Да и обновления учебно-тренировочных средств не было 10-12 лет. Тренажеры изношены до предела. Поэтому занятия проводятся в основном на штатной материальной части.
Что касается качества эксплуатации, то этот вопрос находится на постоянном контроле управления вооружения. За неправильную эксплуатацию спрашиваем по всей строгости. Но до бесконечности продлевать ресурс невозможно. Уже сейчас можно предсказать скорое обострение проблемы.
- Результаты боевой подготовки напрямую зависят от уровня подготовки офицерского состава. Каков он сегодня? Какую роль играют в этом курсы подготовки офицерского состава ДВО?
- Тема важнейшая. Судить об этом можно исходя из того внимания, которое уделяется методической подготовке офицеров со стороны командования ДВО. Позапрошлый год прошел под знаком профессиональной подготовки офицерского состава. Не меньше внимания в прошлом и нынешнем году уделяется методике обучения. Командирские сборы, командирские занятия, подготовка к ним офицерского состава - все это фундамент боевой учебы. В качестве помощи мы разрабатываем достаточное количество методической литературы и рекомендаций, проводим показные тренировки.
К сожалению, в округе есть офицеры, в частности, командиры полков, которые ни разу не проводили даже батальонных учений. Это не их вина, а наша беда, примета нашего времени.
На должностях командиров взводов у нас служат, увы, в основном «двухгодичники». Ребята старательные, но военной и специальной подготовки им не хватает. Тем не менее положительный опыт доподготовки этой категории офицеров мы все же накапливаем. Два года подряд с выпускниками военных кафедр вузов проводим месячные сборы на одном из полигонов в Приморье. Через год с ними уже можно говорить на одном военном языке - и по подготовке к занятиям, и по их проведению.
Что касается курсов подготовки офицерского состава ДВО, то это тоже хорошее подспорье. Они ежегодно дают без малого двести младших лейтенантов с уровнем подготовки, считаю, не ниже, чем у выпускников военных вузов. Иные из выпустившихся в 1999 и 2000 годах успешно командуют ротами и батареями.
Столь же значимую роль в повышении уровня профессионализма играют офицерские конкурсы, а также конкурсы экипажей и расчетов по всем специальностям. Отрадно, что они возрождаются и в масштабах Сухопутных войск. Кроме артиллеристов, с прошлого года начали состязаться в профессионализме мотострелки и танкисты. Безусловно, это тоже сыграет свою роль.
- Есть ли резервы повышения качества боевой подготовки?
- Конечно, есть. Самые значительные - в изменении порядка призыва и комплектования, в изменении программ обучения. Мы, например, стремимся окончательно укомплектовать к началу учебного периода хотя бы части постоянной готовности. Не от хорошей жизни, конечно. Ведь остальные подразделения занимаются комплектованием весь первый месяц обучения. Можно ли в таком случае говорить о качественной боевой подготовке?
Далее, учебный период длится пять месяцев. Вычеркнем месяц на итоговую проверку и столько же на комплектование частей. Фактически протяженность учебы - всего три месяца. Выполнить в столь сжатые сроки программу, рассчитанную на пять месяцев, крайне сложно. Но все это - задача на завтра. И над ней надо думать на всех уровнях. А пока...
в этом году результаты боевой учебы, надеемся, будут все же чуть выше, чем в прошлом. Почему? За счет продуманного планирования, поиска новых форм обучения. Сейчас план боевой учебы для нас вполне реальный. Каждый командир, начальник управления уже знает, на какое количество техники и горючего он может рассчитывать и, соответственно, организовывать боевую учебу с уже реальным личным составом. А значит, в ходе дальнейших занятий никаких срывов быть не должно.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker