на главную страницу

5 Феврапя 2002 года

Военно-политическое обозрение

Вторник

Закавказский пасьянс

Владимир МОХОВ, «Красная звезда».



События на политической авансцене ближнего зарубежья развиваются столь стремительно, что мы многому перестаем удивляться. Например тому, что в Центральной Азии де-факто сложилась ситуация, еще вчера казавшаяся невероятной. И тем не менее сегодня здесь практически по соседству функционируют военные структуры России и НАТО. В этой связи некоторые наблюдатели отмечают, что, скорее всего, к тому же дело движется и в таком стратегически важном регионе, как Закавказье. Дескать, и там нам “дышат в затылок” североатлантические партнеры, стремящиеся укрепить свое влияние по всему периметру границ СНГ...

Отрицать сей факт по меньшей мере бессмысленно. На благородной почве борьбы с международным терроризмом геополитические амбиции Вашингтона впрямь бурно произрастают у самых наших границ. И не только в Центральной Азии. Не менее значимым звеном в сохранении международной безопасности остается кавказский вектор, внимание к которому со стороны Запада все более возрастает. Чем это обернется, во многом зависит от наших отношений с тремя закавказскими республиками - Азербайджаном, Арменией и Грузией. Начало нынешнего года привнесло в эти отношения определенные изменения. А наиболее рельефно это проявилось в контактах Москвы и Баку.
Когда политический торг уместен
О январском визите в Россию президента Азербайджана Гейдара Алиева сказано и написано столько, что повторяться, казалось бы, нет смысла. Тем не менее стоит подчеркнуть, что слова о стратегическом партнерстве наших стран, пожалуй, впервые наполнились конкретным содержанием. Прежде всего в военном аспекте.
После долгих и мучительных переговоров найдена взаимоприемлемая формула функционирования Габалинской РЛС. В результате Россия как минимум на десять лет обрела возможность контроля над ключевым для функционирования нашей системы ПВО объектом, получившим статус информационно-аналитического центра. Как подчеркивают специалисты, это особенно важно после выхода США из Договора по ПРО. Ведь Габалинская РЛС функционирует в режиме раннего обнаружения пусков межконтинентальных баллистических ракет во всем Южном полушарии. По силам ей следить и за перемещениями всех видов авиации в этой протяженной зоне.
Азербайджан тоже не остался внакладе. Во-первых, РЛС де-юре стала его собственностью, за аренду которой Россия ежегодно будет перечислять Баку по 7 млн. долларов. Кроме того, 31 млн. долларов Москва заплатит за последние пять лет эксплуатации этого объекта. Плюс ко всему, результаты работы информационно-аналитического центра станут доступны азербайджанской стороне. От хозяев нам скрывать нечего. Немаловажно, что прикрывать станцию с воздуха отныне будут силы азербайджанской ПВО. Помочь в ее техническом переоснащении, как и в модернизации азербайджанских ВВС, обязалась российская сторона.
Теперь позвольте спросить, что это, как не начало широкомасштабного военного и военно-технического сотрудничества между нашими странами, которое еще вчера было практически на нуле? Таким образом, развязка лишь одного из спорных вопросов позволила сделать существенный прорыв в наших отношениях.
Не менее значимым результатом стало подписание в ходе визита в Москву Гейдара Алиева межправительственного соглашения о долгосрочном экономическом сотрудничестве, ряда межведомственных документов. Крайне важно, что Москва и Баку окончательно договорились выступить единым фронтом в вопросе раздела нефтяных богатств Каспия. Есть определенный прогресс и в плане участия России в строительстве и эксплуатации нефтепровода Баку—Тбилиси—Джейхан.
Все это позволяет надеяться, что десятилетний период недоверия, которое, по оценкам некоторых политологов, едва ли не балансировало на грани “холодной войны”, закончился. Такую надежду высказал на пресс-конференции в Москве и Гейдар Алиев, особо подчеркнувший, что с тех пор как в Кремле оказался Владимир Путин, “все стало по-другому”.
Как “по-другому”? Да, пожалуй, так, что Россия перестала пренебрегать своими очевидными экономическими интересами, связанными с каспийскими энергоносителями, необходимостью создавать транспортный коридор “Север - Юг”, наращивать товарооборот с Азербайджаном... Корректировка прежней позиции Москвы состоит прежде всего в этом, и здесь не следует искать какой-то иной подоплеки. Пусть досужие комментаторы не устают намекать на то, из какой шинели вышли руководители наших государств (встречавшиеся за два последних года 16 раз!), главное, что “процесс пошел”.
Пошел он, впрочем, даже несколько раньше. Когда в Азербайджане перестали душить русский язык, сохранили вещание российских телеканалов. Когда местные правоохранительные органы стали принимать конкретные меры по блокированию деятельности чеченских экстремистов и их экстрадиции в Россию. И хотя здесь сделано далеко не все, официальный Баку в этом плане выгодно отличается от официального Тбилиси (грузинская сторона только сейчас под воздействием своего населения, кажется, решилась предпринять действенные меры против пригретых поначалу террористов).
Словом, утверждение, что у России в Закавказье теперь не один, а целых два стратегических союзника, вряд ли можно считать преувеличением. Для нас это тем более важно, что в Азербайджане не за горами смена политического лидера. Все прогнозы сходятся на том, что им станет Ильхам Алиев, сын действующего президента. Если он унаследует от отца курс на тесное сотрудничество с Россией, поддержка Москвы наверняка будет обеспечена. Что в условиях нестабильной внутриполитической системы в Азербайджане дорогого стоит.
Но если в самом Азербайджане курс на улучшение отношений с Россией приветствуется абсолютным большинством населения (иного трудно ожидать хотя бы потому, что больше миллиона азербайджанцев находятся в нашей стране на заработках, а тысячи и тысячи правдами и неправдами сумели сделать себе российское гражданство), то со стороны некоторых соседних государств, и прежде всего Турции, это вызывает далеко не положительную реакцию.
Отчасти она объяснима тем, что Анкара долгое время фактически узурпировала право называться основным стратегическим партнером Азербайджана. Под руководством турецких инструкторов шло строительство вооруженных сил республики. Периодически циркулировали слухи о передислокации одной из натовских военных баз с территории Турции на территорию Азербайджана.
Надо сказать, на роль “основного куратора” Баку претендовали и Соединенные Штаты, которые увеличили свою помощь этой закавказской республике, в том числе в оборонной сфере, сразу на 10 млн. долларов. В ходе январского визита в Баку не скупился на обещания и председатель Парламентской ассамблеи НАТО Рафаэло Эстрелья. Кроме “изучения ситуации для развития диалога и сотрудничества”, он заявил, что для Азербайджана, представленного ныне в Парламентской ассамблее НАТО в качестве наблюдателя, уже “создана основа для приобретения более высокого статуса в альянсе”.
Прозападный внешнеполитический курс Азербайджана, участие ведущих западных компаний в разработке энергетических ресурсов в азербайджанском секторе Каспийского моря до поры до времени вызывали глухое раздражение Москвы. Но когда сама Москва пошла на активное сотрудничество с Западом, риторика взаимных обвинений отчасти снялась автоматически. И в самом деле, какой смысл обвинять экономически слабую страну в стремлении заигрывать с сильными партнерами? Она действует в соответствии с жизненной аксиомой о том, что “ласковый теленок двух маток сосет”.
Другое дело, что наша “матка” не должна позволять это делать себе в ущерб. Чтобы то же турецкое или натовское влияние в Азербайджане не приводило к глобальным геополитическим изменениям. Чтобы поддерживался определенный баланс интересов.
Сегодня, как отмечают большинство наблюдателей, точек соприкосновения у России и Азербайджана становится все больше, а поле взаимного недопонимания, недоверия сужается. Окончательно избавиться от этого недоверия пока не позволяет конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Ситуация здесь более чем щекотливая, поскольку другой стратегический партнер России в закавказском регионе - Армения поддерживает идею независимости НКР, аргументируя это послевоенными реалиями и тем, что Карабах де-факто стал суверенным государством.
Приоритеты остаются прежними
Некоторые политические силы в Азербайджане полагают, что жесткая позиция Еревана в карабахском вопросе во многом зиждется на тесных военно-политических связях с Москвой. В частности, на том, что в Армении дислоцируется 102-я военная база ГРВЗ, а границы республики с Турцией и Ираном охраняют российские пограничники. В этой связи высказывается надежда, что “общая эволюция взглядов приведет и к пересмотру идеи российского “военного плацдарма” в Армении”. В противном случае, то есть в условиях “бездействия России”, Азербайджан будет-де вынужден пойти на создание военных баз НАТО, и прежде всего Турции, на своей территории, что неизбежно приведет к излишней милитаризации региона. А кроме того, добавим от себя, окончательно заведет в тупик переговорный процесс по НКР.
Как известно, позиция России состоит в поддержке территориальной целостности Азербайджана. У Карабаха и Армении - своя позиция, в корне отличная от азербайджанской. Что дальше? Похоже, этого не знает сегодня никто. Но привязывать ко всей этой проблематике вопрос российского военного присутствия в Армении, пожалуй, столь же “конструктивно”, сколь выяснять друг с другом отношения с помощью кинжалов.
Присутствие это оформлено межгосударственными договоренностями как минимум на 25 лет. Так что не в этой плоскости надо искать выход из карабахского тупика. Очевидно, понимает это и Гейдар Алиев, и словом не обмолвившийся в Москве о российском “военном плацдарме” в Армении. Он явно не питает иллюзий по поводу того, что Москва и Ереван, создавшие мощную региональную группировку в рамках Договора о коллективной безопасности, принесут ее кому бы то ни было в жертву. Хотя, например, некоторые политические круги в Армении и НКР заговорили о беспрецедентных односторонних уступках Азербайджану и о том, что российские интересы были во многом принесены в жертву стремлению наладить партнерские отношения с Баку любой ценой.
Тем временем официальный Ереван не высказывает публичной ревности по поводу российско-азербайджанского сближения. Да ее и не должно быть, так как развитие отношений Москвы и Баку никоим образом не направлено против Армении. И это понимают в Ереване. Здесь по достоинству оценили то, что Владимир Путин не отменил свой официальный визит в столицу Армении даже тогда, когда все мировые лидеры еще не успели отойти от трагических событий 11 сентября. Тем самым Россия дала понять, что никакой ревизии российско-армянских отношений не предвидится. Напротив, они будут меняться только в лучшую сторону.
Подтверждением чему может служить и то, что на днях Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон “О ратификации соглашения между Российской Федерацией и Республикой Армения по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории Республики Армения”, принятый Госдумой 26 декабря прошлого года и одобренный Советом Федерации 16 января года нынешнего. Напомним, что сегодня в военной области между нашими странами действуют около 40 договоров и соглашений, десятки протоколов и иных документов.
Министр обороны РА Серж Саркисян по случаю 10-летия образования ВС республики вновь подчеркнул, что союзнические отношения с Россией остаются для Армении первостепенными, а наше военное сотрудничество развивается по возрастающей, вбирая в себя все сферы взаимодействия. Глава внешнеполитического ведомства РА Вардан Осканян также считает, что военное сотрудничество между нашими странами обретает новое качество. Он заявил об этом на церемонии обмена ратификационными грамотами к российско-армянскому соглашению по вопросам совместного планирования и применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности. Этот документ, подписанный в Сочи в сентябре прошлого года, уже ратифицирован парламентами двух стран.
Динамично развивается наше сотрудничество с Арменией и по линии пограничных ведомств. Состоявшийся на днях рабочий визит директора ФПС России генерал-полковника Константина Тоцкого в Ереван подтвердил, что приоритеты здесь остаются прежними. Кстати, армянская сторона безукоризненно выполняет взятые на себя обязательства по финансированию нашей пограничной группы, и ее доля здесь увеличилась до 57 процентов.
Россия же как считала Армению одним из основных стратегических союзников в регионе, так и продолжает считать.
Сомневаться в этом не стоит.
«Слабое звено»
Самыми невнятными на кавказском векторе российской внешней политики продолжают оставаться отношения с Грузией. “Красная звезда” рассказывает о них регулярно и практически во всех аспектах. Но предыдущая неделя принесла весьма любопытные новости.
Пожалуй, впервые официальный Тбилиси выразил согласие сотрудничать с Москвой в решении проблемы Панкисского ущелья. С помощью нашего МЧС предполагается начать процесс переселения оттуда чеченских беженцев. Напомним, что такое пожелание Шеварднадзе озвучил на своей пресс-конференции в Москве в период юбилейного саммита СНГ. Надо полагать, секретарю Совета Безопасности РФ Владимиру Рушайло в ходе тбилисских переговоров удалось убедить высшее политическое руководство Грузии и в том, что без тесного взаимодействия наших спецслужб очистить Панкиси от чеченских боевиков и прочего криминального отребья не удастся. “Помогли” нам в этом вопросе жители Ахметского района Грузии, вконец уставшие от царящего беспредела и фактически выдвинувшие своим властям ультиматум: или вы наводите порядок, или мы наведем его сами...
Однако перед Эдуардом Шеварднадзе стоит сегодня еще более нелегкий ультиматум, предъявленный грузинскими беженцами и “партизанами”. Они требуют немедленного вывода российских миротворцев из зоны грузино-абхазского конфликта и последующего возвращения мятежной автономии силовым путем. В СМИ называют даже предположительные сроки нового похода на Абхазию - весна нынешнего года. Абхазские спецслужбы эту информацию подтверждают.
Президент Грузии выступает против вывода миротворцев, поскольку заменить их сегодня некем. Он надеется, что своеобразным компромиссом, позволяющим разрядить ситуацию, могут стать изменение формата миротворческой операции, передислокация “голубых касок” в глубь Абхазии и наделение их полицейскими функциями. Москва против таких функций, поскольку бойцы - не милиционеры, они не обучены работать в роли “дяди Степы”. Что касается формата, его надо обговаривать с абхазской стороной, а она уже заявила о недопустимости ревизии достигнутых ранее соглашений.
В общем - клубок проблем и противоречий, который еще распутывать и распутывать. Разрубать его нельзя - захлебнешься в крови. Шеварднадзе это прекрасно понимает, но кредит доверия у него почти исчерпан. Еще одна крупная заваруха, которую в любой момент способны устроить внутри страны его политические оппоненты, и народ, возможно, успокоить не удастся. Даже вывод грузинских подразделений из Кодорского ущелья, как отмечают местные наблюдатели, способен поднять мощную волну недовольства политикой действующего президента. Чем тогда погасить ее? Повторять апрель 1989-го в новой интерпретации - и вовсе подобно политической смерти.
Единственный выход - договариваться с Россией. А договариваться - значит решать и судьбу наших военных баз в Батуми и Ахалкалаки. Значит, в чем-то идти наперекор тем же западным партнерам, заинтересованным в полной ликвидации российского военного присутствия в Закавказье.
А они, партнеры, продолжают тихой сапой наращивать военные и военно-технические контакты с Грузией. Нынешним летом на бывшей 137-й военной базе ГРВЗ в Вазиани пройдут, к примеру, учения “Cooperative best effort-2002” в рамках программы НАТО “Партнерство во имя мира”. Североатлантическому альянсу они обойдутся в 5 млн. долларов. Но это не первые такие учения и не первые внушительные траты. К примеру, Вазианский военный городок, в котором автору этих строк не раз приходилось бывать, активно модернизируется на турецкие деньги. Теперь здесь дислоцируется 11-я бригада министерства обороны Грузии.
Тягаться с “ихними” деньгами нам, понятное дело, не по силам. Но для того, чтобы это “слабое звено” на кавказском направлении не превратилось для нас в постоянную головную боль, сил у России вполне достаточно. Ближайшее будущее покажет, сможем ли мы ими грамотно распорядиться.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker