на главную страницу

6 Феврапя 2002 года

Тема номера

Среда

Универсальный солдат

Какими быть Сухопутным войскам в XXI веке

Генерал-лейтенант Геннадий КОТЕНКО, первый заместитель начальника Главного штаба Сухопутных войск. Фото Павла ГЕРАСИМОВА.



Термин "общевойсковая выучка" не вошел пока широко в обиход в военном лексиконе. Но, думается, он довольно емко выражает главную направленность боевой подготовки частей и подразделений Сухопутных войск в новом учебном году. Об этом уже говорилось в выступлениях главнокомандующего Сухопутными войсками - заместителя министра обороны РФ генерал-полковника Николая Кормильцева и начальника Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил генерал-лейтенанта Александра Скородумова на страницах "Красной звезды".
В развитие высказанных положений хотелось бы более подробно остановиться на тех из них, которые внесены в Программу боевой подготовки частей Сухопутных войск и отражают уроки вооруженных конфликтов последних лет.

Коротко говоря, основное требование, заложенное в новые программы обучения, сводится к тому, чтобы поднять на новый уровень общевойсковую выучку личного состава всех без исключения родов войск и специальных войск - будь то мотострелки, танкисты, артиллеристы, саперы, связисты, а также военнослужащие технических и тыловых подразделений. Все они должны обрести определенные умения и навыки не только в рамках своей узконаправленной специальности, но и по вопросам тактики общевойскового боя, огневой, разведывательной, инженерной подготовки, физической и морально-психологической закалки. Это позволит им успешно выполнять задачи в самых сложных условиях боевой обстановки, в том числе и в вооруженных конфликтах.
Само по себе требование об общевойсковой направленности подготовки личного состава всех специальностей, входящих в Сухопутные войска, не является новым. Уже в первую мировую и Великую Отечественную войны требования к общевойсковой выучке войск значительно повысились, поскольку усложнились боевые действия. В послевоенный период потребовалось поднять уровень общевойсковой подготовленности на еще более высокую ступень, потому что ни один род войск уже не в состоянии был изолированно решать боевые задачи. Если заглянуть в боевые уставы и программы боевой подготовки того времени, можно видеть, какой большой спрос предъявлялся к боевой выучке подразделений. Однако далеко не все проходило гладко. В 50-80-х годах основным ориентиром в наших Вооруженных Силах являлась подготовка к мировой войне. Что касается локальных войн и вооруженных конфликтов, то они, по сути, игнорировались. Считалось, что если войска готовы к большой войне, то с малой они справятся тем более. Но это был явный просчет.
Локальные войны и вооруженные конфликты имеют свои ярко выраженные особенности, и это требуется учитывать при подготовке к ним.
Достаточно ярко это проявилось при вводе советских войск в Афганистан. Там мы столкнулись с принципиально иным "нетипичным" противником, к противоборству с которым оказались недостаточно готовы. Учиться воевать с нерегулярными вооруженными формированиями, применявшими тактику "набеговых" действий, нашим войскам пришлось в ходе боев. А это повлекло немалые потери. Практически с теми же проблемами, что и в Афганистане, федеральные войска столкнулись в двух чеченских кампаниях.
СегоднЯ наша задача - не растерять добытый дорогой ценой боевой опыт, внести новую струю в боевую учебу. Следует заметить, что общевойсковая направленность в обучении означает подготовку войск не только к боевым действиям в вооруженных конфликтах, но и ко всем возможным видам войн. Необходимость же выдвижения на первый план подготовки к вооруженным конфликтам обусловлена тем, что, как отмечается в Военной доктрине РФ, опасность их возникновения на нынешнем этапе наиболее вероятна.
В Афганистане и Чечне боевые действия велись при отсутствии позиционного противоборства, в условиях расширенного нелинейного поля боя, при "размытых" границах между фронтом и тылом. Контактные действия сторон имели место лишь эпизодически. Противник делал ставку на внезапные вылазки, широкое использование диверсионно-террористических действий, нанесение кинжальных ударов из-за угла, совершение преимущественно ночных огневых налетов мелкими группами, устройство засад в тактически выгодных местах, искусное применение снайперов, устройство минно-взрывных заграждений на дорогах и в населенных пунктах с целью сковывания движения и маневра федеральных войск и совершения диверсий.
Для противодействия такому противнику потребовалось ввести специализированную подготовку личного состава, изыскивать нестереотипные тактические способы действий - разведывательно-поисковые, рейдово-блокирующие, ударно-огневые, сдерживающе-стабилизирующие. Возникла необходимость по-новому строить боевые порядки подразделений, организовывать огневое поражение, взаимодействие, систему управления и всестороннее обеспечение. Традиционные виды боя - наступление и оборона в их классической форме (прорыв, создание сложной траншейной системы глубоко эшелонированных оборонительных полос) не находили применения или использовались в трансформированном виде.
Оборона обычно строилась на очаговом принципе и основывалась на удержании отдельных наиболее важных в тактическом отношении районов и объектов в сочетании с системой огня и заграждений, устройством огневых мешков и засад, применении кочующих огневых средств. Наступательный бой чаще всего применялся в виде ударно-огневых действий в различных комбинациях. Наиболее решительным способом уничтожения противника являлись его блокирование и окружение. Уничтожение крупных группировок противника осуществлялось по схеме: дальнее огневое поражение - огневые удары по близлежащим целям - стремительный бросок вперед.
В условиях очагового противоборства потребовалось обеспечить более высокую тактическую и огневую самостоятельность подразделений. Основная тяжесть боя легла на мелкие подразделения, превалирующей стала отрядно-групповая тактика. С учетом этого и должна строиться в настоящее время методика общевойсковой подготовки подразделений. Основной упор должен быть сделан на индивидуальную обученность военнослужащих как боевых специалистов с последующим слаживанием боевых групп, расчетов, экипажей, отделений, взводов, рот и батальонов путем проведения тактико-строевых занятий и тактических учений.
Первостепенное значение следует придавать подготовке батальонов как тактических подразделений, способных самостоятельно вести боевые действия в отрыве от главных сил.
Полевые выходы, тактические учения должны тщательно готовиться. Важно помнить: лишь те занятия, учения дают максимальную отдачу, способствуют повышению боевой готовности и подготовки войск, в ходе которых обучаемые приобретают практические навыки работы на местности непосредственно с войсками. Командиры учатся успешно проводить рекогносцировку, четко ставить боевые задачи подчиненным и организовывать взаимодействие, с должной глубиной отрабатывать вопросы разведки, осуществления маскировки, радиоэлектронной борьбы, инженерного, тылового, технического обеспечения, защиты от оружия массового поражения, твердо и непрерывно управляют войсками в ходе всего боя, грамотно оформляют боевые документы, постоянно ведут рабочие карты. При подготовке боя нет таких мелочей, которыми можно было бы пренебречь. "Нужно всегда помнить, - отмечал Г.К. Жуков, - что игнорирование самых мелких вопросов при подготовке операций очень пагубно отражается на проведении операции и боя".
Особенность специальной операции в вооруженном конфликте состоит в том, что она проводится частями Сухопутных войск в тесном взаимодействии с подразделениями внутренних войск МВД, Федеральной пограничной службы, ФСБ, МЧС, ФАПСИ, Железнодорожных войск. Это требует того, чтобы командиры и штабы совместно разрабатывали планы ведения боевых действий, увязывали вопросы управления, связи, разведки, инженерного, технического и тылового обеспечения, обучали личный состав действовать в бою согласованно. Для этого нужно проводить совместные занятия, командно-штабные учения, совершенствовать нормативно-правовые документы, регламентирующие взаимоотношения разноведомственных силовых структур при решении задач в вооруженном конфликте.
Основная задача одиночной подготовки военнослужащих мотострелковых, воздушно-десантных и разведывательных подразделений: обучение тактически грамотным действиям в составе боевых групп - "двоек-троек". Это необходимо для повышения уровня слаженности войск.
Сущность их действий, упрощенно говоря, такова: если "работает" снайпер, то его прикрывает автоматчик, пулеметчик; если один из военнослужащих выступает как наблюдатель, разведчик, то находящийся с ним в паре действует как истребитель, уничтожает выявленные цели.
Для этого мотострелковое отделение обычно делится на три боевые группы. В первой - три стрелка, во второй - пулеметчик, гранатометчик и его помощник, в третьей - наводчик-оператор и механик-водитель боевой машины. Группы перемещаются на поле боя поочередно, прикрывая одна другую. При этом важно достичь гибкого согласования их действий. Каждый военнослужащий должен уметь действовать автономно и вместе с тем взаимодействовать с боевым "партнером": автоматчик - со снайпером, гранатометчик - с пулеметчиком и т.п. Сочетание огня, маневра, удара - главное условие их успеха. На боевых стрельбах военнослужащие боевых групп должны учиться не только поражать цели, но и умело сочетать огонь и движение, согласованно действовать в боевой паре, тройке.
При обучении отделений (экипажей, расчетов), взводов важно уделять внимание их подготовке к ведению самостоятельных боевых действий в отрыве от главных сил в составе обходящих, рейдовых, истребительных отрядов, войсковых маневренных групп. Вести бой в окружении. Умело выходить из него, а также действовать в составе огневых засад, сторожевых застав, при несении службы на блокпостах, контрольно-пропускных пунктах, при охране объектов.
Боевое слаживание рот, батальонов, в свою очередь, достигается на тактико-строевых занятиях и тактических учениях, проводимых по комплексным темам совместно с взаимодействующими подразделениями (артиллеристами, саперами, подразделениями РХБЗ). Основой боевого слаживания должны стать ротные тактические учения с боевой стрельбой.
Специфика вооруженного конфликта такова, что здесь повсюду фронт. Это значит, что военнослужащие всех подразделений родов войск и специальных войск могут участвовать в отражении огневых налетов противника на марше или, находясь на отдыхе, могут оказаться на минированной местности. А посему они должны быть обучены организовывать самооборону, охрану и оборону объектов, боевое охранение при передвижениях, предотвращать диверсионно-террористические действия противника. С этой целью в программе боевой подготовки предусмотрено изучение всеми военнослужащими основ общевойскового боя, освоение штатного оружия, умение вести наблюдение, разведку, приобретение определенных навыков инженерной подготовки, выбирать и оборудовать огневую позицию, соблюдать правила маскировки, уметь преодолевать всевозможные заграждения, препятствия.
Первостепенное внимание в программах боевой подготовки уделяется ночной и горной подготовке, обучению действиям в городе (населенных пунктах), маршевой выучке.
Ночные действия в современных условиях являются обычными, широко распространенными. Однако подготовка к ним требует особой тщательности. С этой целью рекомендуется не менее трети занятий по тактике, огневой подготовке и вождению боевых машин проводить ночью.
С немалыми трудностями встречались наши подразделения при действиях в Афганистане и Чечне, когда им пришлось действовать в горной местности. Отсюда вытекает вывод - надо заблаговременно готовить подразделения к действиям в горах. Горная подготовка сложна. Это и знание особенностей горной местности, ее влияния на боевые действия подразделений, требований к защите и безопасности. Это и овладение навыками ориентирования, техникой преодоления горных препятствий, скалолазания. Это и умение вести разведку и выполнять инженерные мероприятия при наличии скальных грунтов, вести меткий огонь при больших углах места цели в сложных метеорологических условиях и при изменении температуры, и атмосферного давления. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на более полное и эффективное использование высокогорного полигона "Дарьял", где имеется возможность практически отрабатывать технику преодоления горной полосы препятствий, каньонов по висячему мосту, травянистых склонов, скальных участков.
Немалую специфику имеет подготовка подразделений и к ведению боевых действий в городе (населенных пунктах). Рекомендуется на каждом окружном полигоне оборудовать участок городской территории с набором элементов современной инфраструктуры. Он может включать комплекс зданий различной этажности с подвалами, убежищами, дворами, участками улиц, переулками, подземными коммуникациями, различными препятствиями и заграждениями, другими объектами и сооружениями, позволяющими создавать на занятиях и учениях обстановку уличного боя. Здесь можно было бы учить личный состав действиям в различных ситуациях в составе групп: штурмовых, огневой поддержки и прикрытия.
В нынешних условиях повышается роль физической закалки личного состава. Военнослужащий должен быть способен стойко переносить трудности походно-боевой жизни, успешно решать боевые задачи - в жару и холод, летом и зимой. Это требует всемерно увеличивать в ходе занятий и полевых выходов физические нагрузки, учить командиров умению по-боевому располагать подразделения в полевых условиях. Уместно в этой связи привести требования, предъявляемые к физической подготовке в зарубежных армиях. К примеру, в армии США при комплектовании подразделений для специальных операций кандидаты должны в форме и ботинках проплыть 50 м без учета времени, отжаться от пола 52 раза за 2 мин., перейти в положение сидя из положения лежа на спине 62 раза за 2 мин., пробежать в спортивной форме 3,2 км за 15 мин. 54 сек. Перерыв между упражнениями 2-10 мин.
Нельзя не сказать и о том, что в последнее время стала недооцениваться строевая подготовка. Между тем даже во время Великой Отечественной войны фронтовые командиры с высокой требовательностью относились к строевой выучке военнослужащих.
24 ноября прошлого года "Красная звезда" опубликовала доклад генерал-лейтенанта С. А. Калинина военному совету Западного фронта осенью 1941г., в котором он подводит уроки первых боев с немцами. Там говорится: "Из всех видов боевой подготовки наиболее слабой оказалась строевая выучка. Наши программы мирного времени да и уставы явно недооценивали значения строевой подготовки. Ее роль на войне значительно выше, чем мы предполагали. Мы много лишних потерь понесли, много упустили возможностей из-за недостаточной строевой выучки, строевой дисциплины. Боевой опыт показывает, что строевая подготовка в сочетании с высокой физической закалкой - неотъемлемые боевые качества военнослужащего". В этом же докладе генерал Калинин отмечает: "Бой в окопе, в лесу, в деревне, в городе - везде будет иметь свои особенности, повсюду нужно крайнее напряжение сил. Чем более стесненная обстановка, тем больше изворотливости".
Неоправданно на задворки отодвинута у нас сейчас воспитательная работа. Это противоречит опыту Великой Отечественной войны, когда идейная закалка воинов играла главенствующую роль в достижении победы.
Вооруженные конфликты отличаются особой психологической напряженностью. Важно, чтобы командиры, воспитатели умели убедительно и доходчиво разъяснять личному составу саму структуру профессиональной готовности к внезапным осложнениям. Военнослужащий должен уметь самостоятельно разбираться в психологических аспектах экстремальной ситуации, определять, откуда угрожает опасность и какие меры следует принять для самозащиты. С этой целью целесообразно проводить психологические тренинги. На занятиях даются вводные о нападении на патруль, блокпост, КПП, об обстреле колонны, обнаружении мин на дороге. На этой основе делаются разборы, как тактически грамотно действовать в тех или иных ситуациях. Необходимо, чтобы заранее разрабатывались памятки-советы, как решить боевые задачи, например, как действовать при отражении огневого налета противника на марше, при попадании в засаду, при действиях в минировании района, прочесывании местности, штурмовых действиях в городе, как вести борьбу со снайперами.
Исключительную роль в боевой обстановке играет личный пример командира: выдержка, осмотрительность, хладнокровие.
В заключение подчеркну: в нынешних условиях, как этого требует главнокомандующий Сухопутными войсками, важно выработать единые подходы к системе боевой подготовки в Сухопутных войсках, строго и неукоснительно выполнять нормативные требования, регламентирующие боевую подготовку, постоянно повышать педагогическое мастерство командиров, внедрять в практику передовой опыт лучших методистов, максимально использовать возможности учебной материально-технической базы. Любому занятию или тактическому учению с реальным применением техники и вооружения должны предшествовать занятия на тренажерах. Этот учебный год должен стать переломным в боевой учебе.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker