на главную страницу

6 Феврапя 2002 года

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

Среда

Андреевский флаг

будет реять над всеми морями

Вел беседу Владимир Гундаров, "Красная звезда". Фото Виталия АНЬКОВА.



Недавно в Центральном театре Российской армии прошла торжественная Кают-компания, посвященная 10-летию Общероссийского движения поддержки флота. С председателем движения кандидатом политических наук капитаном 1 ранга запаса Михаилом Ненашевым мы встретились после юбилейной суеты.

- Михаил Петрович, Россию без флота представить невозможно...
- Вы правы. На протяжении более трех столетий Россия считалась морской державой. Сегодня как никогда российскому обществу необходим морской дух. Особо подчеркну: сознание себя морской нацией зависит не только от состояния флота - военного, гражданского и судостроительной промышленности. И флот, и промышленность - это следствие. Причина же - в геополитическом положении России и общем векторе развития мировой экономики. А он все больше становится океанским. Для России это особенно актуально. Нельзя оставаться континентальной державой в окружении океанов и морей. Ведь площадь нашего морского шельфа составляет более 4 миллионов квадратных километров, которые почти полностью пригодны для разработки углеводородных ресурсов.
Уже идет борьба за биоресурсы в омывающих Россию морях. Уже открыто проводятся иностранцами исследования и оценка углеводородных ресурсов в нашей Арктической зоне. Стратегической предпосылкой к началу борьбы за право освоения этих богатств можно расценивать формулируемые представителями западных транснациональных компаний предложения открыть Северный морской путь и воздушное пространство над сектором Северного Ледовитого океана.
- Пожалуй, эти проблемы в большей степени все-таки государственные, а не общественные. В их решении я пока не вижу роли общественных организаций, в частности вашего движения.
- Общество создает государство, а не наоборот. Никто не спорит, что создание принципиально новых средств вооруженной борьбы и соответствующей им организации Вооруженных Сил - дело государства. Однако идеологию военного, военно-морского строительства определяет, в конечном счете, не только власть, но и общество в целом, исходя из экономических и политических интересов и амбиций. В этой связи представляется важным сформировать волю у власти и общества, которые однозначно заявили бы: России нужен мощный, сбалансированный флот.
- Вот теперь задача вашего движения, как и других общественных организаций, понятна. Но что же удалось вам за десять лет со дня его образования?
- Когда-нибудь в будущем историки обязательно вернутся к тем событиям в возрождении Военно-морского флота России, свидетелями которых мы являемся. Заметьте, оно началось не "сверху", а "снизу", по инициативе общественности. В трудное для страны и флота время мы первыми подняли вопрос о трехсотлетии Российского флота. Наше движение началось с создания Общественного совета "300 лет Российскому флоту", задачей которого была подготовка и организация великого юбилея. Таким образом, мы привлекли внимание общества и власти к проблемам флота - военного, гражданского, морской науки, судостроительной промышленности, всех предприятий, организаций и учреждений, так или иначе связанных с морской сферой.
Следующим важным шагом на пути к возрождению флота стала в марте 1999 года научно-практическая конференция "Национальная морская политика России: разработка и реализация". В ней приняли участие 220 представителей морских, научных, общественных и деловых кругов из 30 регионов страны. Впервые в России состоялось столь представительное морское собрание. Обсуждаемые участниками темы геополитического и стратегического характера далеко вышли за рамки конференции. Именно тогда впервые были сформулированы концептуальные предложения, адресованные затем президенту, правительству, Государственной Думе. Были поставлены вопросы о разработке морской политики России, в том числе и через Морскую доктрину государства, о создании Морской коллегии.
- И все это удалось?
- В общем, да. В России сейчас на самых высоких уровнях власти серьезно стали относиться к морской политике. И это хорошо начинает просматриваться в Морской доктрине, на первой Морской коллегии, которая состоялась в последние дни декабря под руководством председателя правительства, где я присутствовал...
Главное теперь, чтобы Морская коллегия не превратилась в очередную межведомственную комиссию чиновников, пусть и достаточно компетентную. Это не то, к чему мы стремились.
- "Мы" - это кто?
- Мы - это представители морских общественных организаций, государственных структур, научных учреждений, предприятий России, которые выдвигали эту идею в 1996-1999 годах. Только в нашем движении, которое имеет 60 региональных отделений, объединились 10 тысяч россиян, и наш девиз "Вместе за Россию и Флот" к этому тоже зовет.
- То есть ваше движение не только в поддержку флота, но и всей России?
- А без флота, повторю свои слова, России не быть великой державой. Это прекрасно все понимают. Владимир Владимирович Путин сказал, что Военно-морской флот - важнейший инструмент в обеспечении национальных интересов страны. Не случайно Президент России приехал в Северодвинск на церемонию передачи Военно-морскому флоту новой атомной подводной лодки "Гепард". Кстати, впервые за последние сто лет глава государства присутствовал именно при подъеме Андреевского флага на новом корабле. И я был свидетелем этого особо торжественного ритуала.
О людях судят в основном по делам, а не по их словам. При Андропове, который собирался на Северный флот, но не успел приехать из-за болезни, в море находилось одновременно около двух десятков атомных подводных лодок. Это были ответные действия нашей страны на размещение в Западной Европе крылатых ракет "Першинг", у которых подлетное время составляло всего три минуты. Тогда подводные крейсера Северного флота решили за политиков вопрос о безопасности государства, и "Першинги" из Европы убрали. Это еще раз подтверждает, что с флотом Россия будет защищена, если говорить о военной составляющей морского потенциала.
Возвращаясь к "Гепарду", я хочу лишь добавить, что сейчас президентом страны в нынешних социально-экономических условиях делается многое для того, чтобы флот у России был сильным. И его поездка в Северодвинск - только надводная часть этого айсберга.
- Но вы сами сказали, что не только власть определяет идеологию военного строительства, в том числе и военно-морского, но и общество - в зависимости от его развитости. Трагическая гибель "Курска" всколыхнула буквально всю страну и уже полтора года остается в умах и душах людей. Однако кроме сопереживания и сострадания общества флот ничего не имеет. Может быть, идея сильной морской державы для нас сейчас утопическая?
- Ментальность любого общества носит сложный характер. Русский философ С.Л. Франк писал: "Общество, с одной стороны, созидается умышленно - планомерно, а с другой стороны, складывается и вырастает само собой". Петр I начал строить флот, а построил империю. А в каких условиях, вспомните историю, он принял нашу страну? Флот вызвал к жизни лесную и металлургическую промышленность. Когда стали изучать опыт мореплавания других стран, понадобился МИД, которого в России в привычном для нас понимании просто не существовало. И не было исторического события общенационального характера, в котором флот не сыграл бы свою роль.
Как писали классики, когда идея овладевает массами, она превращается в материальную силу. Надо дать обществу время для овладения морской идеей. Энергичное, систематическое, непрерывное морское просвещение всех слоев российского общества - одна из главных наших задач.
Мы идем в школы, вузы, объединяем усилия с другими общественными патриотическими организациями, обращаемся за содействием к Русской Православной церкви. Только объединившись всем миром, мы создадим новый Российский флот, и Андреевский флаг, как прежде, будет гордо реять над всеми морями.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker