на главную страницу

7 Феврапя 2002 года

Тема номера

Четверг

РОССИЯ БЕСКРЫЛОЙ НЕ БУДЕТ

На вопросы "Красной звезды" отвечает председатель Военно-научного комитета ВВС генерал-майор Сергей КОЛЯДИН

Беседу вел Александр МАНУШКИН,"Красная звезда".



В начале 2001 года в соответствии с решением Правительства России Военно-воздушные силы сформулировали требования к истребителю пятого поколения, который должен прийти на смену Су-27 и МиГ-29. Эти требования были положены в основу разработанного проекта перспективного авиационного комплекса. Сейчас проходит конкурс на лучший проект истребителя будущего между ведущими авиастроительными фирмами страны. В первом квартале 2002 года, после рассмотрения аванпроектов, будет определен победитель тендера и начнется практическая реализация программы.

Визитная карточка
Генерал-майор Сергей Анатольевич Колядин родился в 1954 году в Пензенской области. В 1977 году окончил Московский физико-технический институт, затем аспирантуру. Военное образование получил в Военно-воздушной инженерной академии им. проф. Н.Е. Жуковского и на Высших оборонных курсах при Военной академии Генерального штаба.
В 1989 году назначен заместителем директора Центра программных исследований РАН. С 1994 года - председатель Научно-технического комитета ВВС, с 1 января 2001 года - председатель Военно-научного комитета ВВС.
Доктор технических наук, действительный член Академии инженерных наук и Академии военных наук. Профессор, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственной премии РФ.
У России большие потенциальные возможности создания истребителя пятого поколения. Это в первую очередь касается научно-технического задела, созданного в стране за последние десятилетия ведущими авиационными НИИ, ОКБ. Прокомментировать ситуацию, связанную с созданием многофункционального истребителя XXI века, редакция "Красной звезды" обратилась в Военно-научный комитет ВВС.
Наша справка. 1 января 2001 года Научно-технический комитет (НТК) ВВС был преобразован в Военно-научный комитет (ВНК) ВВС. К числу приоритетных задач, возложенных на него, относятся научное обоснование, формирование и проведение единой военно-технической политики ВВС, разработка основных направлений развития ВВТ ВВС, обоснование приоритетов и разработка планов НИОКР по созданию ВВТ и развитию научно-технического задела в оборонных отраслях промышленности. Комитет принимает непосредственное участие в обосновании направлений совершенствования структуры и состава ВВС, разработке тактико-технических требований (заданий) на аванпроекты по созданию перспективных и модификаций существующих образцов вооружения и военной техники ВВС. Особая роль принадлежит ВНК в реализации результатов научно-исследовательских и экспериментальных работ, выполняемых на предприятиях промышленности в рамках государственного оборонного заказа, выработке политики конверсии военного производства, оценке экспортных возможностей образцов вооружения ВВС. ВНК также осуществляет руководство подчиненными военными представительствами при головных научно-исследовательских организациях промышленности.
- Созданием истребителя пятого поколения ведущие отечественные авиационные НИИ и ОКБ занимаются давно. Уже есть С-37 фирмы "Сухого" и самолет 1.44 по проекту МФИ фирмы "Микояна", относящиеся к классу тяжелых истребителей. На это потрачены миллиарды рублей. Однако пока отечественными ВВС эти машины оказались не востребованными. Почему?
- Не могу согласиться с этим утверждением. Геополитическое положение России, вопросы национальной безопасности в контексте внешних угроз предопределяют наличие в составе фронтовой авиации истребителя большого радиуса действия соответствующей размерности. Исходя из этого и создавалась машина класса МФИ.
Мало кто теперь говорит о том, что практически одновременно, с небольшой задержкой, разрабатывалась и машина малого класса - легкий фронтовой истребитель ЛФИ. Именно двухтипажный состав парка истребителей являлся бы оптимальным для решения задач ВВС. Однако создание, а главное, закупка в достаточном количестве и эксплуатация тяжелых боевых самолетов - дорогое удовольствие, которое могут позволить себе только богатые государства.
Хочу подчеркнуть, что летательные аппараты 1.44 и С-37 - экспериментальные самолеты. Разработка этих проектов позволяет нашим ОКБ на практике проверять новые технические решения, которые будут использованы при создании перспективного истребителя. И в этом их огромное значение для отечественного авиастроения.
- Некоторые высказывания руководителей авиационной промышленности создают впечатление, что перспективный истребитель будет совершенно иной размерности - средней между "легким" МиГ-29 и "тяжелым" Су-27. Почему выбран именно этот вариант и какие иные требования предъявлены к самолету пятого поколения?
- На мой взгляд, несколько преждевременно говорить о том, что перспективный истребитель будет средней размерности. Если для реализации требований ТТЗ ВВС использовать все современные (и ближайшей перспективы) достижения авиастроения, то искомый продукт может скомпоноваться и в размерности МиГ-29. Однако все лучшее одновременно и самое дорогое. Да и технические риски использования слабо апробированных решений - самые высокие. Здесь мы должны доверять таланту наших авиаконструкторов и директоров фирм, которые стремятся в приемлемые сроки предложить рынку конкурентоспособный самолет. Со своей стороны ВВС будут строго отслеживать выполнение своих требований. Поэтому размерность определится, скорее всего, как компромисс между требованиями ВВС и возможностями авиапромышленности.
Базовый вариант перспективного истребителя не будет уступать по своим характеристикам JSF, а по ряду параметров - и F-22. Он должен создаваться с учетом возможности использования его для ряда модификаций различной целевой направленности.
К отличительным чертам истребителя нового поколения следует отнести в первую очередь многофункциональность (способность решать задачи поражения как воздушных, так и наземных целей), сверхманевренность (возможность совершать управляемый полет на малых скоростях и больших углах атаки), малую заметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн, способность взлетать и садиться, используя участки ВПП длиной до 300 - 400 метров.
- Уже известно о том, какое ОКБ будет головной организацией по разработке нового истребителя? Как проводится конкурс? Кто из смежников (двигателисты, вооруженцы, специалисты БРЭО и т.д.) примет участие в этой работе?
- К участию в конкурсе аванпроектов приглашены три ведущие фирмы страны - АВПК "Сухой", РСК "МиГ" и ОКБ им. А.С. Яковлева. На данном этапе каждая из них работает со своей, исторически сложившейся кооперацией соисполнителей. Вопрос о выборе аванпроекта и соответственно головного исполнителя и кооперации смежников будет решаться конкурсной комиссией Генерального заказчика. В настоящее время комиссия уже приступила к практической работе.
- Какие основные проблемы придется решать НИИ, ОКБ, серийным заводам при создании нового планера, двигателя, БРЭО и других систем многофункционального истребителя нового поколения?
- Большинство из них не являются специфическими для данной разработки. При создании нового планера - технологические проблемы применения неметаллических конструкционных материалов, впрочем, как и освоения новых металлических.
Двигатель нового поколения существует только в виде прототипа. Если он будет принят за основу, потребуются значительные доработки и доводочные работы. Кроме того, двигательная установка должна будет отвечать очень жестким требованиям взлетно-посадочных характеристик.
В области БРЭО традиционная проблема - недостаточно развитая отечественная элементная база. По-видимому, придется согласиться с исполнением опытных образцов оборудования с частичным применением импортной базы. Однако к началу серийного производства мы надеемся на разработку надежных отечественных комплектующих.
Необходимо также ускорить создание образцов отечественного высокоточного оружия нового поколения.
- Давайте подытожим разговор о перспективах создания отечественного истребителя пятого поколения.
- У отечественного авиапрома есть будущее. Свидетельством тому - интерес зарубежных авиафирм к нашим разработкам, а также многомиллиардные контракты, которые заключили и готовы заключить различные страны с российскими авиастроительными предприятиями. И это отнюдь не благотворительность. Отсюда вывод - возможность создания отечественного истребителя пятого поколения более чем реальна.
У России есть и будет сильный воздушный флот. Это диктуется интересами национальной безопасности. Мы должны иметь на вооружении истребитель, являющийся частью системы вооружения, достаточной для парирования различного рода внешних и внутренних угроз.
На снимках: экспериментальные самолеты авиастроительных фирм "Сухой" С-37 и "МиГ" 1.44.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker