на главную страницу

8 Феврапя 2002 года

Боевая учеба

Пятница

Уроки одной проверки

Александр БУГАЙ, "Красная звезда".



Недавно Главное командование Сухопутных войск проверило состояние дел объединения, которое дислоцируется в Приволжско-Уральском военном округе. Вывод таков: несмотря на существующие объективные трудности, связанные с недостаточным финансированием и материально-техническим обеспечением войск, усилиями командования объединения созданы условия для проведения плановой боевой учебы.

Особое внимание представители Главкомата Сухопутных войск уделили проверке планирования подготовки соединений и частей. Оно осуществлялось продуманно, с учетом реальных финансовых и материальных возможностей. Не случайно главнокомандующий Сухопутными войсками - заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Николай Кормильцев на подведении итогов работы комиссии отметил, что планированием регламентирующих документов в управлении объединения занимались профессионалы, которые не по своей вине оказались в тяжелом положении. Поясню: некоторые руководящие документы по организации подготовки войск поступили в соединения и части уже после того, как основные планирующие документы были отработаны. В результате без вины исполнителей в какой-то мере пострадало качество отработки документов.
Так, в плане профессиональной подготовки офицеров управления были допущены неточности по расчету времени, выделенного на самоподготовку. Не в полной мере было учтено требование главкома, согласно которому при планировании подготовки войск следует строго придерживаться предложенного типового месяца.
Опытный проверяющий с одного взгляда способен определить такие ошибки. Ясны ему и причины, их породившие. Одно дело, когда промашка совершена по незнанию или неопытности. Другое - когда она становится следствием халатного отношения к исполнению служебных обязанностей. Чего греха таить, было и такое. Так, в полку, которым командует полковник В. Корепанов, тематика КШУ не соответствовала плану подготовки войск объединения, что свидетельствует о формальном отношении к делу. Здесь не были спланированы и тактико-специальные занятия с подразделениями родов войск и обеспечения. Неудивительно, что расчет моторесурсов и боеприпасов на боевую подготовку подчиненные Корепанова осуществили неграмотно, как и время выделения объектов учебно-материальной базы для организации занятий.
Следует подчеркнуть, что это полк постоянной готовности. Его реорганизация в рамках реформирования проходила крайне трудно. В конце лета в части остро обозначились социально-бытовые проблемы и межличностные отношения военнослужащих. Сегодня эти вопросы уже удалось решить. Но, как показала проверка, пришло время вплотную заняться и боевой подготовкой.
Основная часть выявленных недостатков была устранена уже в ходе работы комиссии.
Результаты боевой подготовки летнего периода обучения оказались невысокими. Почти по всем предметам, которые выносились для сдачи, проверяемые подразделения объединения получили лишь удовлетворительные оценки. Низкие результаты показали и многие штабы. Но члены комиссии не могли не учесть того, что занятия в дивизиях, бригадах, полках и отдельных батальонах объединения проходили в очень сложных условиях. Ведь шло реформирование соединений и частей. Именно поэтому зимний период обучения здесь постарались начать без раскачки. За два месяца в объединении уже успели провести КШУ с полком постоянной готовности, КШТ с управлением и частями мотострелковой дивизии и учебного центра. Причем многие части получили хорошие оценки.
Совместная работа группы генералов и офицеров Главного командования Сухопутных войск, Приволжско-Уральского военного округа в частях и соединениях помогла командованию объединения выявить слабые места и в системе обучения личного состава. Так, например, боевая подготовка частей и подразделений нуждается в качественном улучшении. Однако совершенствование форм и методов проведения занятий в поле, на полигонах и танкодромах сдерживается недостаточным обеспечением техники горючим. В результате сокращения количества тактических учений, проводимых на местности, даже сами офицеры сегодня не получают необходимых навыков слаженности в боевой работе, испытывают значительные затруднения в организации взаимодействия, всестороннего обеспечения подразделений и управления ими. Недостает им навыков и в организации взаимодействия с приданными и поддерживающими подразделениями.
Прописная истина: если объективно невозможно увеличить количество практических занятий в поле с широким использованием боевой техники и вооружения, то для сохранения и совершенствования навыков боевой работы можно и необходимо поднять качество командирской учебы. Но это, видимо, тоже осознается далеко не всегда. Проверка показала: общий уровень подготовки офицеров звена взвод - рота (батарея) - батальон (дивизион) остается низким. Беспокоит то, что отдельные командиры смирились с таким положением дел и не проявляют должной настойчивости, чтобы кардинальным образом изменить ситуацию. В том же полку, которым командует полковник Корепанов, был запланирован только один день занятий с командирами взводов на весь период обучения.
Другая проблема - отрыв обучаемых от командирских занятий и сборов под различными, как правило, неуважительными предлогами. Так, в соединении, которым командует генерал-майор А. Протченко, он составляет 25 и 32 процента соответственно. Здесь имели место случаи необоснованного переноса занятий на более поздние сроки.
Одним махом устранить недостатки в системе командирской подготовки, конечно, невозможно. И командование объединения хорошо понимает: предстоит проделать долгую, повседневную, кропотливую работу, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
Что касается учебы офицеров управления объединения, то она спланирована в полном соответствии с требованиями руководящих документов и проводится с учетом реального уровня подготовки и характера служебной деятельности обучаемых. Это помогает им уверенно выполнять должностные обязанности. Не случайно не было нареканий на представленные офицерами управления мобилизационные документы, которые разработаны в полном объеме и, как подчеркнул генерал-полковник Николай Кормильцев, с высокой штабной культурой.
На подведении итогов остро обсуждались вопросы, связанные с организацией инженерной подготовки в частях объединения. Опыт проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе показал, что войска несут неоправданные потери из-за низкой обученности личного состава действиям на заминированных территориях. Тем отраднее, что инженерная подготовка управления в целом оценена удовлетворительно. К сожалению, важность инженерной подготовки как предмета обучения, увы, недооценивается командованием некоторых соединений и воинских частей. Офицеры управленческого звена мотострелковых полков, например, недостаточно знают нормативы по инженерной подготовке, место и роль инженерных подразделений при обеспечении боевых действий, не могут грамотно спланировать их применение. Не в самом лучшем состоянии находится и учебная материально-техническая база инженерной подготовки, в частности учебный центр, которым командует полковник С. Цыркулов.
И последнее. Целью проверки было оказание конкретной помощи командованию объединения, соединениям и частям в налаживании учебного процесса, творческом осмыслении и использовании боевого опыта Чечни. А он показал, что за ошибки, неумение воевать войскам приходится, как правило, расплачиваться кровью. Хочется верить, что эти уроки и рекомендации комиссии будут учтены.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker