на главную страницу

8 Феврапя 2002 года

В летописи Отечества

Пятница

Заветные мысли Дмитрия Менделеева

Василий СЕМЕНОВ, "Красная звезда".



То, что ищет человек совершенный, находится внутри него, а что ищет несовершенный, - у других. Сентенция восточного старца весьма уместна к характеристике Дмитрия Менделеева. Научные открытия, вспомним знаменитую Периодическую систему элементов,- один из основных законов естествознания, высоко, дерзко взмывающие его помыслы в XIX и начале XX веков с восхищением воспринимались в стране и за рубежом, становясь едва не самым точным камертоном глубины многотомных "симфоний разума". Круг изысканий Дмитрия Ивановича необыкновенно широк, полифоничен: основы химии, геофизики и метеорологии, проблемы экономики, народного образования, политики, благосостояния народа и вооруженной защиты государства... Как философ, истинный "ратник науки и культуры", он особо предстает в итоговых фундаментальных сочинениях "Заветные мысли"... Ровно 95 лет назад, не выдержав титанического напряжения, разорвалось сердце великого подвижника. В яростном и смутном мире умолк его мудрый голос. Но для потомков остались обращенные в будущее труды Менделеева... Жанр "несостоявшегося интервью" в определенной степени позволяет ощутить выплеснувшийся в мир пророческий азарт неутомимой мысли ученого, без которой уже невозможны прогресс и поступательное движение цивилизации.

- Дмитрий Иванович, в третьем тысячелетии с необычайной силой вспыхнули этнические инстинкты, планетарные масштабы приобретает религиозный фанатизм. Романтически идеализированные, вооруженные современной техникой, они терзают мир, грозят гибелью. Это слепая игра древних страстей или же отражение объективных закономерностей, которые уже заявляли о себе прежде, скажем в начале XX века?
- Сомнениям не подлежит: и наступившее новое столетие получило в наследство своеобразную постановку множества важных вопросов, не обострявшихся прежде до такой степени. В отличие от прошлого стали очевидными взаимная зависимость народов друг от друга и общая связь насущнейших интересов в поисках способов общей жизни, согласования своих действий с общечеловеческими. Некоторым этого не хотелось бы - приходится "брататься с варварами". Да иначе никак нельзя.
Обычные требования, в коих немало начального, зоологического, теперь оказались чуть ли не на втором плане и зависят от принципа взаимоотношений. Города, фабрики, заводы, пути сообщения, флоты... Если они где-то страдают, всем становится голодно и холодно, жутко, как будто близко к войне. Многое так перевернулось в мире, вся логика соображений как будто извратилась. Надлежит не просто плыть по течению, а иметь возможность направлять в двигательные турбины... Не строить против него плотин, прорыв которых может обернуться бедствием, всегда наказывающим за попытки остановить неизбежный исторический поток.
- Можно лишь в недоумении развести руками по поводу того, что ряд крупных химиков воспринял вначале вашу периодическую систему... как учебное пособие для студентов. Дескать, такие "правильности" найдутся и между числами биржевого листка...
- Это был риск, однако правильный и успешный. Ведь система элементов имеет значение не только педагогическое, но и чисто научное, открывая аналогии и указывая новые пути для изучения элементов. Закон периодичности сулит в этом отношении благодатные перспективы... Это лучший свод моих взглядов и соображений о периодичности элементов и оригинал, по которому писалось потом так много про систему. А главная причина моей известности - потому что многое оправдалось гораздо позднее.
- Принято считать, что волны мистики, оккультизма и прочая накатывают в переломные временные вехи, когда человечество срывает последний лист "календаря столетия". Но чем объяснить: задолго до "роковой черты", в 1875 году, в затемненных салонах "медиумы" так заморочили публику, раскрывая "тайны живой материи", что вам пришлось войти в комиссию по развенчанию "медиумических явлений"?
- Иногда я жалел, что вмешался. Однако пуще печалился, потому что видел, как правду хочет оседлать кривда, не мытьем взять, так катаньем. А когда профессора Бутлеров и Вагнер стали очень проповедовать спиритизм, я решился бороться... Противу профессорского авторитета следовало действовать профессорам же. Результата достигли. Не каюсь, что хлопотал много.
- Вы любили повторять: "На первое место надо ставить не красоту идеи самой по себе, а согласие ее с действительностью". Не этим ли можно объяснить ваш неслыханно дерзкий по тем временам поступок: полет в гордом одиночестве на воздушном шаре из Клина в день полного солнечного затмения в 1887 году?
- Немалую роль в моем решении играло то соображение, что о нас, профессорах и вообще ученых, обыкновенно думают повсюду, что говорим, советуем, но практически ничем владеть не умеем. Что и нам, как щедринским генералам, всегда нужен мужик, а иначе все из рук валится. Мне хотелось демонстрировать, что это несправедливо в отношении к естествоиспытателям. Чтобы всем стала когда-нибудь известна правда вместо предрассудка. Для этого представился отличный случай.
- В России в ходу хлесткий термин "образованщина". Много спорят о крутых подходах к реформе школы. Хотя известно, что отрицанием прошлого опыта не прожить, и старина любит красоваться в достойной раме современности...
- Русская история внушает реальное понимание недостаточности всякой односторонности. Общая народная образованность немыслима без известного накопления народного богатства. Без правильного предварительного накопления богатства не- осуществимо ни все то, что должно понимать под именем "народного блага", ни все "дело укрепления порядка и правды", ни рост общего просвещения страны. Даже ее прямая оборона, т.е. защита самостоятельности и возможности развивать народные исторические особенности. В стране с неразвитою правительственною машиною нет спроса для истинного образования, особенно высшего. Истинно образованный человек в современном смысле найдет себе место только тогда, когда в нем будут нуждаться власть или промышленность, или, говоря вообще, само образованное общество. Иначе он лишний, и про него писано "Горе от ума".
Древний идеал совершенного человека, т.е. "силача и мудреца", уже неудовлетворителен. Люди, способные видеть хоть немного вперед, хоть не везде, а в некоторых частностях, нужны стране. И чем их больше, тем, без сомнения, лучше. Современная мудрость не прячется, не назначается для отдельных каст. Следующие поколения должны превосходить нынешние. На этом фундаменте возводится здание прогресса, и если древность вывела возглас: "Горе побежденным!", то современность может сказать еще сильнее: "Горе отсталым!" Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему образования. А вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.
- Непростительным упущением будет не выяснить ваше отношение к армии, защитнице Отечества. Тем более что несколько лет вы посвятили разработке теории идеального бездымного пороха и добились блестящих результатов.
- Я на склоне лет и сил не решился отказаться от разбора задач бездымного пороха. Это изобретение принято было повсюду. И никто не осмелится сказать, что мы лишь слепые подражатели; всякий выстрел пироколлодийным порохом будет говорить, что русская наука доросла до самостоятельности на благо Родины и для укрепления мира.
Я не обегаю высказаться за необходимость держать России наготове сильнейшую военную сухопутную и морскую оборону в виде организованного войска. Однако... помимо всеобщей воинской повинности возрастающий наш народ, особенно когда начнет скоро богатеть, может содержать военную силу. Перемены и здесь желательны, особенно ввиду того, что охотников воевать в качестве солдат и даже получить офицерское звание у нас найдется множество. Мне думается, что армия, составленная из опытных людей, будет превосходить армию молодых новобранцев.
- Наверное, ни один вопрос извечно так горячо не обсуждается в нашей стране, как вопрос о свободе и святой вольнице. Особенно сейчас, при смене формаций, экономических ориентиров. Доморощенных "горланов, главарей" у нас в избытке. Некоторые теперь и в Лондоне себя "под Герцена чистят"...
- Россия, взятая в целом, думается мне, доросла до требования свободы, но не иной как соединенной с трудом выполнения долга. Виды и формы свободы узаконить легко прямыми статьями. А надо еще немало поработать мозгами в Государственной Думе, чтобы законами поощрить труд и вызвать порывы долга перед Родиной.
...Могу сказать, что знал на своем веку много государственных русских людей, и с уверенностью утверждаю, что добрая их половина в Россию не верит, России не любит и народ мало понимает... Теории, партии, бесспорно, необходимы, но без такта и любви к стране действительно ничего тут не поделаешь... Может, я ошибаюсь, но полагаю, что в эпоху "переоценки" полезно предъявить то, что считаешь общею ценностью. А то некоторые могут подумать, что все дело в молотках "ценовщиков"... и в тех, кого считают первопричиной многих современных русских бед, умелыми бедокурами и смутьянами.
- Дмитрий Иванович, что вы думаете о русском народе, характере, менталитете? Ведь одни считают его исключительно ведомым, другие обвиняют в "национальной гордости великороссов"...
- В чем ином другом, только не в самообожании можно упрекать русских людей, умеющих уживаться, даже сливаться со всякими другими. Законную степень народной гордости, составляющую принадлежность любви к Отечеству, должно глубоко отличать от кичливого самообожания; одно есть добродетель, а другое - порок, задерживающий прогресс. Любовь к Отечеству, или патриотизм, некоторые из крайних индивидуалистов всегда старались представить в худом виде, говоря, что пора заменить ее "совокупностью общей любви ко всему человечеству"... Лживость такого учения становится, на мой взгляд, поскольку ни в каком будущем нельзя представить слияния материков, уничтожения различий по расам, языку, верованиям... А различия всякого рода составляют главнейшую причину соревнования и прогресс. Однако любовь к Отечеству составляет одно из возвышеннейших отличий развитого, общежитного состояния людей от их первоначального, полуживотного состояния. Для народов, подобных русскому, дикость учения о вреде патриотизма до того очевидна, что не следовало бы о нем даже упоминать. И если я делаю это, то имею в виду лишь некоторых еще не переводящихся соотечественников... Самобытность народного сознания о единстве, выражаемом государственностью, отлично согласуется не с тем нивелирующим космополитизмом, который стали проповедовать умственные еретики ХIХ века, а с неизбежным, реальным сближением всех народов. С тем идеалистическим единством, которое заставляет из белых, желтых, красных и черных людей делать один зоологический вид (Homo sapiens) и которое проще всего выражается единством разума и истины, совести и справедливости.
- И в заключение вопрос о будущем нашей России...
- Согласен, что в моем определении течения "новейшей истории" есть своего рода предвзятость, идеализм. Пожалуй, даже судьбы истории человечества еще темнее судеб земных форм... Но по отношению к России о ее настоящем само за себя говорит состояние просвещения и промышленности... В этом и ближайшее, и отдаленное ее будущее. Развитие "блага народного", мера роста и общность распространения нравственных начал зависят еще очень сильно не только от прав граждан, но и от обязанностей, определяемых убеждениями, обычаями и законами. Находясь на грани Азии с Европой, имея явную склонность к реализму, она даже по всей философии может, по-видимому, довести до конца сущие представления об единении вещества, силы и духа... Но может сбиться с пути, завещанного историей, если отвернется от Запада и не будет искать мировой между течениями прежней жизни Востока и новой жизнью Запада...


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker