на главную страницу

9 Феврапя 2002 года

Армия сегодня

Суббота

Сегодня и завтра военной топографии

Беседу вел Роман БОЙКОВ, «Красная звезда».



9 февраля исполняется 190 лет Военно-топографическому управлению Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Накануне наш корреспондент встретился с временно исполняющим должность начальника этого управления, доктором военных наук, профессором, действительным членом Академии военных наук РФ генерал-майором Валерием Филатовым.

- Валерий Николаевич, есть повод поближе познакомиться с топографической службой. Не могли бы вы подробнее рассказать о ее задачах?
    - Датой образования Военно-топографического управления Генерального штаба и топографической службы следует считать 9 февраля (27 января по старому стилю) 1812 года, когда было «Высочайше утверждено «Положение для Военного Топографического Депо».
    В мае 1816 года Военное Топографическое Депо было введено в состав Главного штаба, при этом директором Депо назначался начальник Главного штаба.
    И сегодня структура ВТУ сохранилась в Генеральном штабе, что, безусловно, подчеркивает важность выполняемых задач. Военно-топографическое управление предназначено для планирования и организации топогеодезического обеспечения Вооруженных Сил, подготовки территории стратегических континентальных районов в топогеодезическом отношении и обеспечения топографической техникой и имуществом.
    Непосредственным организатором топогеодезического обеспечения (ТГО) в военном округе, объединении, соединении является начальник топографической службы. На него и возглавляемую им службу возлагаются задачи обеспечения штабов и войск топографическими, цифровыми, электронными и специальными картами, геодезическими и гравиметрическими данными.
    Топогеодезическое обеспечение является одним из основных видов оперативного (боевого) обеспечения.
    - Как известно, существует Федеральная служба геодезии и картографии Российской Федерации. Ваша работа идет по параллельным направлениям?
    - Нет. Мы сотрудничаем и имеем очень хорошие рабочие отношения с Роскартографией. Существенное различие заключается в том, что Федеральная служба геодезии и картографии решает родственные задачи только на территории Российской Федерации. Для топографической службы Вооруженных Сил ограничений не существует. Наши специалисты способны, если последует такая команда, подготовить и обработать данные на любой континентальный район земного шара.
    Напомню, что мы не только Военно-топографическое управление Генерального штаба, но и топографическая служба Вооруженных Сил, а значит, занимаемся топогеодезическим обеспечением всех видов Вооруженных Сил и родов войск. Кроме того, оказываем помощь в топогеодезическом обеспечении другим силовым структурам: МВД, МЧС, ФПС. ФАПСИ и т.д.
    - Какие шаги, на ваш взгляд, могут повлиять на развитие топогеодезического обеспечения войск? И отвечает ли оно требованиям современного ведения боевых действий?
    - Одна из главных задач - оперативное получение исходных картографических данных для обновления и создания топографических и цифровых карт. Путь решения этой задачи связан с созданием нового поколения космических картографических и геодезических комплексов. У нас есть подобные средства, и они активно использовались, но пришло время их модернизации и замены...
    Вторая проблема - создание аналоговой информации. У нас в службе есть военно-картографические фабрики. Но приобретенное в середине восьмидесятых годов полиграфическое оборудование на них устарело и требует модернизации.
    Следующая насущная проблема - вопросы навигационного обеспечения. Суть в том, что для доведения до потребителя высокоточной координатно-временной информации радионавигационных полей глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) ГЛОНАСС и GPS недостаточно. Необходим комплекс взаимосвязанных организационно-технических мер по навигационному обеспечению потребителей ГНСС и, прежде всего, потребителей, относящихся к силовой компоненте военной организации государства.
    США, на наш взгляд, адекватно и своевременно отреагировали как на постановку проблемы в указанной области, так и на ее решение.
    В Министерстве обороны РФ вопросы навигационного обеспечения возложены на Космические войска, но топографическая служба имеет значительный задел в этом направлении, что позволяет совместными усилиями повысить эффективность применения наземной аппаратуры потребителя. Боевые действия в Чечне показали, насколько важно командиру боевой группы, особенно разведчику, иметь с собой навигационный приемник и постоянно знать свое местоположение.
    - А если сравнить уровень обеспечения и подготовки наших и западных военных топографов, то как бы вы его оценили?
    - Если коротко, то мы несколько отстаем в техническом отношении. Наша орбитальная группировка сегодня далеко не оптимального состава, к сожалению, и ресурс работы отечественных спутников меньше. Но в ближайшее время количественный и качественный состав российской группировки ГЛОНАСС возрастет и сразу возрастет эффективность работы наземной аппаратуры. Технически это вполне решаемо.
    Наша наземная аппаратура нового типа не хуже пресловутых GPS, проблема лишь в комплектующих, но это уже задача промышленности.
    Если же говорить о военных топографах, то у нас существует целостная, проверенная не одним столетием система их подготовки. Офицеров топографической службы готовит старейшее учебное заведение России - Санкт-Петербургское высшее военно-топографическое командное училище. Правда, сегодня статус училища другой. Оно является филиалом Военно-инженерного университета. Однако по-прежнему в России это единственное уникальное военно-учебное заведение, где готовят специалистов высокой квалификации в области астрономогеодезии, топографии и картографии. В этом году ему 22 октября исполняется 180 лет. Необходимо отметить, что в мире подобных учебных заведений всего четыре - в России, США, Франции и Китае.
    - Планируется ли разработка и закупка новейшего оборудования?
    - В соответствии с требованиями министра обороны сокращено количество генеральных заказчиков в Вооруженных Силах, с тем чтобы исключить дублирование по созданию вооружения и военной техники. Военно-топографическое управление осталось в числе генеральных заказчиков, поскольку нашей службой разрабатываются уникальные технические средства, позволяющие создавать современную топогеодезическую информацию как в аналоговом, так и в цифровом виде.
    - И все же зачастую можно услышать, что аналоговая информация уже устарела...
    - Да, есть такое мнение, но я считаю, что она будет применяться в войсках еще необозримое время. Вместе с тем цифровая информация, безусловно, крайне необходима. Особенно для новых систем оружия. Именно она позволяет оперативно и точно решать задачи, но одно не исключает другого. У нас есть уникальное оборудование по созданию как цифровой, так и аналоговой информации. И отказываться от одного в ущерб другому мы не собираемся. При том что мы изготавливаем более тридцати видов цифровой информации, которая требуется для войск и различных систем оружия.
    - Насколько вообще необходима при нынешних системах наведения цифровая информация? Нет ли опасения, что она будет мало востребованной?
    - Нет, ни в коем случае. Новейшие системы оружия и военной техники невозможно представить сегодня без цифровой информации.
    В ходе контртеррористической операции в Чеченской Республике ракетные войска и артиллерия, например, активно использовали и используют эти данные. Электронные карты и цифровая информация применяются для определения координат целей. По цифровой информации уточняются местоположение и координаты баз боевиков, решается ряд других задач.
    - А как часто происходит обновление информации на картах? В ходе первой чеченской кампании я был свидетелем, как комбат пытался «привязаться» к местности, безуспешно отыскивая обозначенную на карте водокачку. Как выяснилось позже, ее закрывали недавно отстроенные многоэтажки...
    - Сегодня мы стараемся обеспечивать войска достоверной геопространственной информацией. Ежегодное «старение» карты масштаба 1:50 000 составляет от 3 до 5 процентов. Как показал опыт чеченской кампании, такие карты вызывают вполне обоснованные претензии войск к качеству данных карт.
    - Мне приходилось видеть карты с изображением, где были нанесены даже подземные коммуникации, что очень помогало командирам при ведении боевых действий в городе.
    - Совершенно верно, в ходе второй чеченской кампании, когда войсковые части Объединенной группировки готовились входить в Грозный, нам была поставлена задача нанести на карты подземные коммуникации, которые активно использовались террористами для отхода и нанесения внезапных ударов. Эффективность решений боевых задач с учетом применения войсками данных карт была значительная.
    - Каким вы видите развитие топографии в XХI веке?
    - Безусловно, будет значительный прогресс в плане создания геопространственной информации. Аналоговая информация, повторюсь, как таковая останется. Вопросы создания цифровой информации в своем развитии шагнут дальше. Увеличатся компактность, быстродействие, появятся другие виды информации о Земле, особенно активно изменится программное обеспечение. Отпадет необходимость описывать каждый элемент местности. Будет широко востребовано трехмерное изображение. Как на земле, так и под землей.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker