Реформе отрасли дан "зеленый"

Беседу вел Анатолий АНТИПОВ,"Красная звезда".

Реформированию оборонно-промышленного комплекса уделяется внимание на высшем государственном уровне. Как идут преобразования в различных отраслях "оборонки"? На страницах нашей газеты ответили на этот злободневный вопрос руководители российских оборонных агентств - по системам управления (19.12.01 г.) и судостроению (12.01.02 г.). Сегодня представляем слово генеральному директору Российского агентства по обычным вооружениям Александру НОЗДРАЧЕВУ.

- Александр Васильевич, можно ли говорить о том, что отрасль обычных вооружений относится к числу динамично развивающихся сегментов российской "оборонки"?
    - Это действительно так. Достаточно посмотреть на итоги нашей работы в прошлом году, чтобы понять: большинство предприятий отрасли преодолели так называемую черную полосу, выйдя на стабильные показатели. Вот только несколько цифр, которые говорят об этом. Объем промышленного производства в 2001 году составил 50 млрд. рублей, что на 10,8 процентов выше уровня соответствующего периода 2000 года. Замечу при этом, что в полтора раза выросла и среднемесячная зарплата на промышленных предприятиях РАВ. Объем научно-технической продукции в 2001 году составил около 9 млрд. рублей, что в 1,36 раза превышает предыдущий показатель. Рентабельность продукции составила 113 процентов.
    В ходе реализации Федеральной целевой программы "Конверсия и реструктуризация оборонной промышленности" нами выполнен весь запланированный объем научных исследований и разработок в области создания высокотехнологичной продукции машиностроения и приборостроения - продукции, которая сегодня смело может конкурировать с аналогичной зарубежной продукцией, а также обеспечить потребность российского рынка. Только в прошлом году предприятия отрасли освоили производство порядка ста наименований конкурентоспособной и импортозамещающейся продукции машиностроения, транспорта, оптико-электронных приборов и устройств, медицинской техники и др.
    Коль скоро речь зашла о показателях развития отрасли, отмечу, что в течение последних четырех лет неуклонно растут объемы производства продукции гражданского назначения. В прошлом году такой продукции было изготовлено на 30133,6 миллиона рублей, что составило 114 процентов от уровня 2000 года. Для нас этот показатель также немаловажен: отечественный рынок должен насыщаться в первую очередь товарами российского производства.
    - Вопрос вопросов - государственный оборонный заказ. Как он выполнялся предприятиями вашей отрасли, какие новые образцы были приняты на вооружение в прошлом году?
    - Работы по гособоронзаказу выполнялись 98 предприятиями и организациями отрасли в интересах не только Министерства обороны, но и МВД, ФСБ, СВР, ФПС, ФАПСИ, ФСО и других ведомств. Для нас важно то, что задания ГОЗ по поставкам вооружения и военной техники и тематике НИОКР нами выполнены полностью. Наметилась тенденция увеличения объемов по тематике научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ более чем на 40 процентов. Полностью были завершены в прошлом году 34 НИОКР, выполнены по основным этапам более ста работ, столько же планируется сделать и в нынешнем году.
    В 2001 году на вооружение был принят ряд образцов и комплектов В и ВТ, в том числе машина огнеметчиков, 7,62-мм автоматы Калашникова АК-103 и АК-104, 5,45-мм автомат Калашникова АК-105, четыре образца прицелов и другие. Также нами завершены государственные испытания 20 образцов В и ВТ, пять из которых сегодня оформляются к принятию на вооружение.
    Теперь о наболевшем. К сожалению, не решен вопрос погашения задолженности Минобороны предприятиям отрасли за разработку и поставку В и ВТ еще по позапрошлому году на сумму 138 млн. рублей, еще большая сумма задолженности по 2001 году. Стоит ли после этого удивляться, что в ряде случаев предприятия-изготовители с неохотой берутся за выполнение ГОЗ, так как велик риск неоплаты выполненной работы. Затраты на подготовку производства, переналадку оборудования и т.д. зачастую не только не окупаются, но и приводят к невосполнимым расходам. В условиях рыночной экономики это, согласитесь, равнозначно подписанию собственного приговора. Гордиев узел задолженностей, безусловно, надо развязывать, если мы действительно хотим реформировать оборонный комплекс.
    - Сегодня немало говорится о роли вертикально интегрированных структур в процессе реформирования ОПК. Какие холдинги планируется создать в вашей отрасли? Как вы оцениваете их роль в дальнейшем развитии "оборонки"?
    - Согласно Федеральной целевой программе "Реформирование оборонно-промышленного комплекса в 2002-2006 гг.", утвержденной постановлением Правительства России от 11 ноября 2001 г. № 713, на базе предприятий нашей отрасли предусмотрено создание 9 крупных научно-технических корпораций по основным направлениям выпускаемой спецтехники. Это акционерные общества "Корпорация "Артиллерийские системы и ракетные комплексы", "Научно-промышленная корпорация "Бронетанковая техника", корпорации "Высокоточные комплексы", "Высокоточное оружие", "Стрелковое оружие и патроны", "Российская фотоэлектроника", научно-производственные корпорации "Оптико-электронное приборостроение и оптические технологии", "Оптическая наука, материалы и технологии" ГОИ им. С.И. Вавилова и, наконец, государственная корпорация "Лазерные системы".
    Для координации работ по созданию интегрированных структур в рамках нашего агентства образована специальная комиссия с рабочими группами по направлениям формируемых холдингов. На первом этапе приоритетными определены "Научно-промышленная корпорация "Бронетанковая техника" и "Корпорация "Высокоточное оружие", как наиболее проработанные в концептуальном и производственно-технологическом плане.
    Теперь о роли новых структур. Создание холдингов - не самоцель, а способ решения главной задачи: повышение эффективности всего оборонно-промышленного комплекса страны в условиях рыночной экономики и обострившейся конкуренции на мировых рынках вооружений. Формирование интегрированных структур будет проходить в комплексе с другими мероприятиями, предусмотренными Федеральной целевой программой по реформированию и развитию ОПК, где во главу угла ставится оказание государственной поддержки "оборонки", отработка целого пакета нормативно-правовых документов, решение социальных и кадровых вопросов оборонных предприятий и многое другое.
    - Какие задачи ставятся перед создаваемыми корпорациями?
    - В первую очередь крупные интегрированные структуры, ориентированные на разработку и производство не только вооружения и военной техники, но и наукоемкой гражданской продукции, должны повысить конкурентоспособность отечественного ОПК на мировом рынке, обеспечить Российскую армию современным оружием и военной техникой. Создание холдингов позволит объединить весь цикл разработки, производства, продажи и обеспечения эксплуатации спецтехники и наукоемкой гражданской продукции. Новые структуры обеспечат сквозную систему управления ходом реализации заданий Государственной программы вооружения, недавно утвержденной Президентом России, и крупных экспортных поставок. Также мы сможем более эффективно структурно реформировать мобилизационные мощности.
    Немаловажно и то, что в рамках интегрированных структур, представляющих собой научно-производственные комплексы, появится возможность регулировать финансовые потоки в интересах скоординированной деятельности НИИ, КБ и промышленных предприятий. При этом совместная поддержка науки и производства будет взаимовыгодной, поскольку выпуск современной конкурентоспособной продукции сегодня невозможен без постоянного обновления научно-технического задела в рамках проводимых НИОКР. В свою очередь финансовым источником технического перевооружения НИИ и КБ может и должна стать часть экспортной прибыли, получаемой от ВТС.
    Создаваемые корпорации нашего агентства, о которых я говорил выше, объединят порядка ста предприятий и организаций Российского агентства по обычным вооружениям, что составляет 77 процентов от их общего числа. При этом доля акционерных обществ с государственным участием увеличится с 42 до 67 процентов. Это принципиальный вопрос, так как в условиях рынка должна существовать гарантия того, что предприятия ОПК, а тем более мощные интегрированные структуры не попадут в руки недобросовестных владельцев. Такой гарантией выступает государственный контрольный пакет акций.
    - Не могу не спросить вас о планах нового года.
    - Начну с поставок вооружения и военной техники - их объем по сравнению с прошлым годом возрастет и составит около 120 процентов. При этом увеличится удельный вес работ, связанных с ремонтом и работами по поддержанию боеготовности В и ВТ в войсках. Объем капитальных вложений возрастет более чем в 5 раз. Такие темпы нас, конечно же, не могут не радовать. В этом году мы начинаем ряд новых строек, в том числе техническое перевооружение объектов в рамках ГОЗ, например связанных с организацией производства тепловизионных каналов. Также планируем создание специализированных производств, предусмотренных федеральной целевой программой по реформированию и развитию ОПК и ФЦП "национальная технологическая база".
    Особые надежды связываем с активизацией маркетинговой политики агентства. Идет интенсивная работа над интегрированной базой данных продукции предприятий отрасли в компьютерной сети Интернет, будут созданы каталоги по всем видам выпускаемой техники. На базе Дома оптики планируем организовать обучение специалистов по маркетингу. Безусловно, возрастет роль головных организаций отрасли по маркетинговым исследованиям.
    - В начале нашей беседы вы упомянули о необходимости совершенствования нормативно-правовой базы реформирования оборонного комплекса. В разработке каких законопроектов принимает участие ваше агентство?
    - Не секрет, что в законодательной сфере еще немало так называемых заторов, которые необходимо как можно скорее расчистить. От этого напрямую зависит динамика развития ОПК в рыночных условиях, степень зависимости от мировой конъюнктуры, эффективность участия государства в хозяйственной деятельности и т.д. Вот еще почему наше агентство активно участвует в законотворческом процессе. А ключевых проблем в законодательном урегулировании немало. Назову те из них, по которым нам есть что сказать. Это создание конкретных механизмов экономического стимулирования деятельности предприятий "оборонки" и их развития, совершенствование правового регулирования в области интеллектуальной собственности, принятие мер господдержки, обеспечивающих социальную и финансово-экономическую престижность и привлекательность работы в ОПК. Последнее невозможно без формирования сбалансированной системы стимулов в подготовке и переподготовке кадров - стипендий, именных премий, грантов и других мер поощрения высококвалифицированных специалистов, в первую очередь молодежи.
    Надо серьезно подумать над тем, как обеспечить организационно-технологическое единство и непрерывность цикла в цепочке "научные исследования - опытно-конструкторские работы - базовые технологии - производство - реализация - эксплуатация - утилизация продукции". И таких проблем, где необходимо правовое регулирование, немало. Без их решения невозможно эффективное реформирование оборонной отрасли. Верю, мы их решим успешно.
    На снимке: БТР-90М с унифицированным боевым отделением.