на главную страницу

9 Феврапя 2002 года

История Отечества

Суббота

Крушение царского поезда,

или Несколько слов об опасности частных железных дорог

Юлий БОНДАРЕНКО.



10 февраля исполняется 190 лет со дня принятия (27 января 1812 года) "Учреждения для управления большой действующей армией". В соответствии с ним на театре военных действий организовывалась система военных сообщений, включавшая в себя "военные водяные сообщения" и "военные дороги". Для руководства их подготовкой, содержанием, охраной, организацией движения и обеспечения колонн войск, команд и транспортов, то есть обозов, в штабах всех трех армий и в Главном штабе были учреждены должности директоров военных сообщений.
    Ведущую роль в организации военных сообщений во время Отечественной войны 1812 года играли инженеры созданного в 1809 году "на положении воинском" Корпуса путей сообщения.
    31 января 1815 года Главнокомандующий русскими войсками генерал-фельдмаршал М.Б. Барклай-де-Толли указывал в своем приказе: "Был личным свидетелем, с какою готовностью и усердием чиновники Корпуса путей сообщения, состоящие при вверенной мне армии... исполняли возлагаемые на них поручения в устройстве переправ, наведении мостов, прокладке и ремонте дорог и вообще что до обязанностей их относилось, я приятным долгом поставляю объявить им мою благодарность".
    Полковник запаса П. МАХОНЬКО,кандидат военных наук, доцент.Военно-транспортный университет Железнодорожных войск.
    ОТ РЕДАКЦИИ. В XIX столетии, когда Российская империя была в зените своей славы и могущества, почти все ключевые государственные посты занимали люди военные - ответственные, дисциплинированные, патриоты-государственники. В том числе, кстати, генералы и адмиралы руководили системой транспорта. Думается, есть смысл рассказать об одном из них - ведь при начале войны любая дорога могла стать "военной".

    СТЕНЫ МОРСКОГО корпуса, недавно еще именовавшегося ВВМУ им. М.В. Фрунзе, украшены мемориальными досками с именами его прославленных выпускников - флотоводцев, ученых, деятелей культуры. Но сколько ни ищи, имя адмирала Константина Николаевича Посьета среди них не значится. Нет его также ни в "Советской военной энциклопедии", ни в "Большой советской". Хотя в последней есть косвенное упоминание: в статье про залив Посьета, на берегу которого стоит одноименный поселок, указано, что он "назван в честь русского адмирала К.Н. Посьета (1819 -1889 гг.)". По счастью, есть статья в "Военно-морском словаре", где уточнено, что, во-первых, Константин Николаевич скончался в 1899 г., а во-вторых, что его именем также названы мыс в Карском море и остров в Баренцевом. В общем, узнать по справочникам можно немногое: учился в Морском кадетском корпусе, в 1852-1854 гг. плавал в Японию на фрегате "Паллада", сам руководил рядом экспедиций, был генерал-адъютантом, адмиралом, членом Государственного совета, министром...
    Перелистываю страницы "Фрегата "Паллады" Ивана Александровича Гончарова и постоянно вижу знакомое имя. Вырисовывается образ обаятельного молодого моряка, разносторонне образованного, интересы которого не ограничиваются узким кругом служебных обязанностей, а пытливый ум интересуется всем, что он видит вокруг, - людьми, животным и растительным миром разных стран. Свои впечатления Посьет излагал на бумаге, и его заметки были опубликованы в "Морском сборнике" и "Отечественных записках".
    В составе экспедиции, которую возглавлял вице-адмирал Евфимий Васильевич Путятин, Посьет оказался совсем не случайно. Один из лучших кадетов, он по окончании Корпуса был направлен в офицерский класс, а затем три года руководил морской практикой гардемаринов. Однажды, когда во время перехода из Архангельска в Кронштадт вокруг Скандинавии заболел командир корабля, то Посьет его заменил... Незаурядные способности лейтенанта, его несколько педантичная аккуратность, исполнительская четкость, широта познаний, работоспособность привлекли внимание Путятина, состоявшего по особым поручениям при управляющем Морским министерством. Посьет стал помощником адмирала.
    Можно немало рассказать о работе Константина Николаевича под руководством Путятина; можно говорить о его книгах "Артиллерийское ученье, составленное по правилам, принятым на английских военных судах" и "Вооружение военных судов" - вторая книга была удостоена Демидовской премии Академии наук, а за первую Посьет был награжден крестом участника Кавказской войны - за то, что "усовершенствованная его трудами морская артиллерия оказала большую помощь при высадках десанта и битвах у берегов Кавказа". Немало страниц можно посвятить плаванию на "Палладе", а также последующим путешествиям с великим князем Алексеем Александровичем, воспитателем которого Посьет был с 1858 по 1874 год. Но нас сегодня интересуют последующие события...
    В 1874 г. Константин Николаевич был назначен министром путей сообщения. Здесь, очевидно, сыграли решающую роль отчеты с указанием замеченных недостатков в организации морского дела и конкретных путях по их исправлению, которые адмирал присылал в Петербург, путешествуя с великим князем. Однако в то время министерство объединяло железнодорожный, шоссейный, морской и речной транспорт и основной уклон делался в сторону железнодорожных сообщений. Константин Николаевич же в организации железнодорожного дела не разбирался, поэтому он попросил должность директора департамента шоссейных и водяных сообщений в том же министерстве. Государь отказал, и Посьет со всей ответственностью взялся за исполнение своих новых обязанностей.
    К середине 1870 годов сеть железных дорог в России составляла 15 тысяч километров и многочисленные частные компании и отдельные предприниматели осаждали министерство с предложениями о создании новых дорог. А вот внутренние водные пути, растянувшиеся на 80 тысяч километров, и морские порты не отвечали возросшему уровню технических требований. Совершив поездку по бассейнам европейской части страны, Посьет докладывал государю, что почти все "порты России находятся в первобытном состоянии".
    Одним из первых дел, которые новый министр поддерживал и довел до благополучного завершения, было превращение Петербурга в современный морской порт. Для этого был разработан уникальный проект морского канала - искусственного глубокого фарватера длиною более 30 километров, который, как писали впоследствии, "навсегда останется одним из лучших памятников инженерного искусства".
    Адмирала также нарекли "крестным отцом" Новороссийского порта; углубление устья Волги позволило морским судам заходить в Астрахань; под руководством Посьета были существенно улучшены многие существующие каналы и построен ряд новых...
    Стремясь создать в России единую транспортную систему, Константин Николаевич немало сделал и для развития железных дорог. Прежде всего, заручившись поддержкой крупнейших русских инженеров-путейцев, он выступил за прекращение строительства новых дорог концессионным способом, видя в том попытку частных предпринимателей использовать железные дороги в своих личных интересах - вопреки интересам государственным. По его инициативе в 1876 г. была учреждена комиссия "для исследования железных дорог в России", результатом работы которой было создание в 1885 г. "Общего устава российских железных дорог", положившего конец беспорядкам их эксплуатации частными обществами. После неоднократных обращений в Государственный совет и Комитет министров Посьет добился передачи строительства железных дорог в стране непосредственно казне.
    При активном участии адмирала начиналось проектирование и строительство Транссибирской магистрали, закладывались принципы ее создания. Так что недаром Константин Николаевич гордился тем, что "первое звено Велико-Сибирского рельсового пути построено русскими инженерами" и что "на ней, от костыля до паровоза, все изготовлено в России, - и из русских материалов".
    ...17 ОКТЯБРЯ 1888 г. на перегоне между станциями Тарановка и Борки Курско-Харьковско-Азовской железной дороги на полном ходу сошел с рельсов поезд императора Александра III. Погибли 19 человек, 14 получили ранения. Царская семья не пострадала. Расследование происшествия было поручено выдающемуся судебному деятелю Анатолию Федоровичу Кони, который пришел к выводу, что основной причиной катастрофы является хищническая эксплуатация железной дороги и подвижного состава частной компанией, "наглое стремление к наживе" членов правления. Открытая раньше срока, дорога была построена с вопиющими нарушениями технических правил - на шпалы шел бракованный лес, уклон насыпи превышал допустимые нормы, ремонт полотна и подвижного состава проводился крайне редко, вследствие чего ежегодно росло количество аварий; условия труда и быта железнодорожников были крайне тяжелыми: дежурных по станции и машинистов паровозов заставляли работать по 16-18 часов без отдыха, нарушались элементарные санитарные правила. И все это для получения максимальных прибылей: за семь лет, предшествовавших катастрофе, чистые доходы дороги возросли в семнадцать раз!
    Именно об этом, выступая против строительства и эксплуатации железных дорог частными компаниями, предупреждал в свое время Посьет, с этим он боролся. Но сейчас ответственность ложилась на него как на министра не только за состояние дороги, но и за превышение скорости опаздывающего поезда, за перегрузку состава многочисленной царской челядью - охраной, поварами, гардеробмейстерами... Поэтому Кони требовал привлечения к суду не только руководителей правления акционерного общества, "своекорыстная и лукавая деятельность которых создала такое положение пути и разных служб, при котором сделалось не только возможным, но почти неминуемым крушение", но так же и Посьета.
    Но тут в дело вступила могущественная бюрократия, которая отнюдь не была заинтересована в том, чтобы грубейшие нарушения были раскрыты перед общественностью. А в результате никто никакой ответственности не понес, и все остались на своих местах. Только Константин Николаевич, понимая, что на его имя брошена тень, подал в отставку задолго до окончания расследования. Военный человек: честь превыше всего!
    Однажды адмирал Посьет сказал: "Я с детства изучал море, изучал, как плавать по нему, изучал машину корабля, а Россия с ее разнообразными путями, водными и железнодорожными, представляется таким же беспредельным океаном, и если мне удалось что-нибудь сделать для путей этого океана, то этим я обязан тем началам, которые воспринял воспитанием службою во флоте и которые научился применять везде".
    Над этими словами стоит крепко задуматься!


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker