|
Беседу вел Игорь ЯДЫКИН, "Красная звезда". |
Пару лет назад все мы были приятно удивлены появлением на телевизионных экранах отечественных сериалов и программ о наших товарищах в погонах - работниках МВД и ФСБ. Затем появились передачи о спасателях... На экране не хватало, на наш, пусть и немного предвзятый взгляд, самого малого - добротной и качественной в художественном плане телепрограммы об армии и флоте. И вот, похоже, Государственное российское телевидение решило внять чаяниям многомиллионной зрительской аудитории да и вообще ни мало ни много, как повернуть общество лицом к своим Вооруженным Силам. В самое ближайшее время на втором ТВ - канале появится новая программа о человеке в военной форме. А создавать ее поручено известному военному телерепортеру Александру Сладкову, лицо которого знают в войсках от Чечни до самых до окраин, как говорится, наяву, а не только в телевизионном ракурсе. К нему и первые наши вопросы о новой программе, которая пока так и называется: "Военная программа Александра Сладкова".
Из досье "Красной звезды": Александр СЛАДКОВ окончил Курганское высшее военно-политическое авиационное училище, служил в Туркестанском, Ленинградском, Прикарпатском военных округах, уволился в запас на территории Украины. Работал на "Радио России", затем - в программе "Вести" РТР.
- Итак, Александр, что будет представлять из себя новая телепередача об армии, в чем ее основная идея?
- Основная идея, если коротко, проста и вроде бы банальна. Это рассказ о том, что сейчас происходит, что сейчас делается в армии...
Недавно Министерство обороны России выступило с инициативой создания государственной телевизионной программы об армии и размещения ее на государственном канале телевидения. Сергей Борисович Иванов переговорил с Олегом Борисовичем Добродеевым. Они пришли к выводу, что такая программа должна выходить на РТР. Мне предложили разработать проект "военной" передачи. На этот час идет работа над ее концепцией. Встают вопросы: кто должен быть основным зрителем? Военные? Пенсионеры? Допризывники? Молодежь призывного возраста? Члены семей военнослужащих? Или это программа для всех? Иными словами, сегодня мы работаем над формированием модели зрительской аудитории.
Никак нельзя обойти и потенциальных защитников Отечества, их семьи, семьи солдат, которые погибли, выполняя свой долг. С ними тоже необходимо вести телевизионный диалог.
- Раньше это называлось патриотическим воспитанием и пропагандой.
- Если рассматривать "пропагандистский" смысл программы, то она должны быть направлена, в первую очередь, именно на невоенных людей. Но человек, который нас смотрит, должен понимать, о чем мы, собственно говоря, беседуем. Это не образовательная программа о военном деле, не какая-то "школа выживания" и не кружок воспоминаний. Это, повторюсь, будет программа о том, что сегодня происходит в армии.
- А что за темы хотели бы видеть на экране гражданские зрители?
- Все сегодня находится в стадии обработки, но попробую их обозначить. Основная проблема, которая волнует штатского зрителя, - это желание услышать и увидеть четкий и ясный ответ на вопрос: кто сегодня является нашим противником? Против кого мы должны "дружить" с американцами? Против кого нам надо учиться воевать? К каким войнам необходимо готовиться? Глобальным, локальным, антитеррористическим? Какие виды Вооруженных Сил и рода войск в связи с этим нам необходимо развивать.
И очевидно, одной из самых важных задач программы станет защита военнослужащих. В области юридической и социальной. Человека в погонах нужно защищать. Он должен иметь свою трибуну, в том числе телевизионную, чтобы поведать о своих проблемах и настроениях. Мы пригласим к сотрудничеству конструктивные правозащитные организации.
- Комитеты солдатских матерей?..
- В том числе и их. Есть же разные матери, разные родительские организации. Надо говорить о солдатских матерях, которые не "вылезают" из Чечни. Например, Краснодарский комитет с самого начала войны организует посылки нашим бойцам. Продукты, сигареты, амуниция.
А есть матери... Одна подошла ко мне однажды (это было в период между двумя чеченскими войнами) и говорит:
- Да, Шамиль (Басаев) правильно делает, учит наших генералов воевать. Я с ним переписываюсь.
Я говорю:
- Подождите! Ведь Шамиль-то убивает наших солдат, ваших сыновей, детей наших...
- Сколько эфирного времени дает второй канал военной передаче?
- Сейчас еще идут споры о формате и хронометраже передачи. Станет ли она альманахом, где будет рассказываться обо всем: основная тема недели, подтемы, главный гость программы? Такая программа будет скучной. Ведь надо бороться не только за полезное содержание, но и за рейтинг программы. Наш военный или гражданский зритель не должен просмотреть с кислым лицом первые кадры и анонсы и переключиться на другую кнопку. Сегодня, на мой взгляд, наибольший зрительский интерес вызывают судьбы людей. Чтобы через призму этих судеб можно было рассматривать свои проблемы и успешно преодолевать их. Ведь какого человека ни возьми - призывника, контрактника, девушку в погонах, - ты увидишь в их судьбах многое из твоего насущного.
Возьмешься, допустим, делать сюжет о снайпере. И тут же всплывают и путь человека, и его профессия, и та же выплата "боевых", проблемы психологической подготовки и работа ВПК по созданию новых видов вооружений. То же самое будет, когда попытаешься рассказать о ракетчике, поваре, музыканте военного оркестра...
- Творческий коллектив?
- Пока передача по распоряжению Олега Борисовича Добродеева будет делаться на базе Дирекции информационных программ Российского ТВ. Что касается кадровых проблем, то лично я стою на принципиальной позиции, что нельзя забирать кадры у других передач дирекции. Там много великолепных корреспондентов: Саша Катыга, Саша Минаков, Леша Аверчук, Алексей Самолетов... У каждого своя стезя, каждый удачно и гармонично вошел в коллектив. Я бы с удовольствием поработал с молодыми военными корреспондентами. В армейской среде очень много талантливых людей.
- Вы тоже вышли из армейской среды?
- Если продолжить список тех людей, которых я назвал, то это и Холошевский, и Гапонов, и Ревенко, и Поборцев. Все они вышли из армейской среды и весьма удачно, я считаю, представляют на телевидении армию.
- В какое время будет выходить программа?
- Руководство канала считает, что это все-таки должна быть программа многотематическая и выходить в хорошее время. Вероятно, это будет время, удобное для военных.
Постараемся своей работой заслужить эфирное время, которое у специалистов называется прайм-таймом.
- И когда нам ждать первой программы?
- 23 февраля выйдет телефильм "Солдатский блюз", созданный уже творческим коллективом новой программы. Он рассказывает о людях необыкновенной судьбы. Впрочем, увидите. А с апреля планируется выход еженедельных пятнадцатиминутных программ. Затем мы попытаемся ввести в них некоторые интерактивные вещи, возможность общаться в прямом эфире по телефону с героями сюжета.
- Наконец, возможно, личный вопрос. Поскольку вы сами восемь лет не "вылезали" из Чечни, насколько в будущей программе будет доминировать чеченская тема?
- Хотя и сам я, и мои друзья, и даже родственники связаны с Чечней, считаю, что нельзя забывать и о людях, которые служат в Забайкалье, ДВО, на Севере, здесь, в Москве, которые несут боевое дежурство или просто служат своей Родине. Они не менее героические, чем "чеченцы". Пускай меня простят мои друзья, которые сейчас находятся в Чечне (я не отрекаюсь от этой темы и на днях опять еду в Ханкалу), но нужно помнить и о ракетчиках, моряках, готовых, без всяких запятых, если будет приказ, завтра оказаться в той же Чечне. Мы помним, как в морскую пехоту пошли люди с кораблей. Нельзя забывать о наших пограничниках в том же Таджикистане. Это же люди, которым надо памятник ставить! Живут одни, без семей, в пустыне со змеями... А маленькая застава защищает большую Россию.
Фото Павла ГЕРАСИМОВА и Михаила СИДЕЛЬНИКОВА.
|