на главную страницу

14 Феврапя 2002 года

Сотрудничество

Четверг

Морская романтика никуда не исчезла

Так считает начальник Направления военного
образования ВМФ контр-адмирал Григорий Бутаков


Беседу вел
Андрей ГАВРИЛЕНКО,
"Красная звезда".



- Григорий Лукич, сегодня много говорят о падении престижа военной службы. А каков конкурс в военно-морские институты? Как в целом вы оцениваете уровень подготовки офицерских кадров для флота?
- О том, что флотская служба, несмотря ни на что, остается престижной, говорит возросший конкурс в военно-морские учебные заведения. В 2001 году он составил в среднем 2,7 кандидата на одно место (в 2000 году - 2, 6). Самый большой конкурс - в Балтийском военно-морском институте: 3,3 человека на место. При этом необходимо помнить, что конкурс рассчитывается по количеству допущенных кандидатов к сдаче вступительных испытаний. На самом деле количество желающих поступать в военно-морские учебные заведения значительно выше, а конкурс для среднестатистического выпускника школы еще больше, так как не учитываются те, кто имеет льготы при поступлении. Посудите сами.
В 2001 году в порядке эксперимента был проведен набор девушек в Военно-морской инженерный институт. Конкурс там составил 5 человек на место. Постоянно растет конкурс и в учреждениях довузовской подготовки - Нахимовском военно-морском училище и Кронштадтском морском кадетском корпусе, а также в различных военно-морских кадетских школах и классах. Это свидетельствует о том, что многих молодых людей, а также их родителей не пугают трудности, они верят в возрождение флота России.
Что же касается уровня подготовки офицерских кадров в военно-морских институтах, то, считаю, в основном он отвечает требованиям флота. Для объективной оценки подготовки выпускников предусмотрена система обратной связи учебных заведений с частями и кораблями ВМФ, в которых они проходят службу на первичных офицерских должностях. Система служебных отзывов предусматривает оценку уровня подготовки офицера непосредственными командирами и флагманскими специалистами.
Кроме этого, оценивается степень развития основных профессионально важных качеств выпускника.
- А каковы основные требования для поступающих в военно-морские учебные заведения? Изменились ли они за последнее время? В былые времена многие матросы мечтали стать офицерами, а как сегодня?
- Основные требования практически не изменились. В то же время с введением в действие приказа министра обороны 2001 года № 345, регламентирующего набор в высшие учебные заведения Министерства обороны, появились новые правила составления конкурсного списка. Повышено значение результатов профессионального психологического отбора при зачислении кандидата.
Как и прежде, желающий учиться на офицера должен иметь хорошие показатели физической и общеобразовательной подготовки, быть признанным ВВК годным к службе в ВМФ по состоянию здоровья, соответствовать требованиям выбираемой профессии по психологическим показателям.
К сожалению, приемные комиссии имеют серьезные претензии к уровню общеобразовательной подготовки выпускников средних школ, к их физической выносливости. Не лучше ситуация и с матросами. Ежегодно планируется около 10 процентов набора производить из числа военнослужащих срочной службы. Но качество этих кандидатов из года в год остается низким. План отбора на флотах выполнен в среднем на 32,3 процента. Но даже из тех, кто прибывает в военно-морские институты, далеко не все выдерживают конкурс. В 2001 году лишь каждый четвертый военнослужащий срочной службы, изъявивший желание поступить в институт, смог стать курсантом.
- Многие ли выпускники институтов могут похвастаться опытом реальной морской практики? В каком состоянии находятся учебные корабли, как часто они выходят в море?
- Стажировка на кораблях является составной частью учебного процесса, обеспечивающего всестороннюю военно-профессиональную подготовку курсантов. Морская практика воспитывает у них чувство гордости за принадлежность к Военно-морскому флоту, любви к морю и флотской службе. И командование ВМФ уделяет большое внимание этой проблеме.
В настоящее время на вооружении Военно-морского флота состоит достаточное количество учебных кораблей и катеров, что позволяет проводить на высоком уровне корабельную практику и стажировку курсантов. Ежегодно на учебных кораблях выходят в море более тысячи курсантов, которые участвуют в дальних походах с визитами в иностранные порты. Так, в прошлом году учебный корабль "Смольный" совершил заход в голландский порт Ден Хелдер, где курсанты показали высокую организацию и высокий профессионализм.
Вместе с тем есть проблемы с топливом и ремонтом кораблей. Это обстоятельство ставит под угрозу проведение штурманских походов, что в свою очередь может привести к снижению качества вузовской подготовки. Мы используем каждую возможность выхода боевых единиц в море, чтобы "обходить" будущих офицеров, дать им почувствовать, что такое корабельная морская служба.
- Как вы оцениваете состояние учебно-материальной базы военно-морских институтов? Каков преподавательский состав? Каковы критерии отбора офицеров на эти должности?
- В среднем укомплектованность учебной материальной базы составляет 83 процента от необходимого. Однако более половины от имеемого в наличии физически и морально устарело. Каждый третий используемый в обучении тренажер требует замены. За последние 5 лет финансирование расходов на развитие учебно-материальной базы не превышает 30 процентов.
В то же время в связи с переходом вузов на новые учебные планы и программы уже проводится работа по обновлению учебной базы. Пересматриваются 5-летние перспективные планы ее развития и совершенствования. Ведутся работы по перспективным образцам учебной техники. Все тренажеры нового поколения создаются на основе компьютерных технологий с соответствующим программным обеспечением, что значительно сократит финансовые затраты и ускорит их ввод в учебный процесс. Начаты работы по комплексам "Листва", "Коллекция" и ряду других. Надеюсь, что скоро они поступят в военно-морские институты.
Что касается второй части вашего вопроса, то каждый преподаватель военных и военно-специальных дисциплин военно-морского заведения должен обладать двумя составляющими. Первой - профессионального военного моряка, командира-воспитателя и специалиста. Второй - научного работника и педагога. Кроме того, преподаватель должен иметь высокий уровень нравственности, культуры и интеллекта. При назначении на должность преподавателя офицер должен соответствовать уровню не менее чем командира корабля или командира боевой части корабля 1 - 2 ранга. Кроме того, образовательный ценз будущего преподавателя - это высшее военно-специальное и высшее военное образование или дополнительное профессиональное образование. В силу этого основная часть преподавательского состава в военно-морских институтах приступает к профессиональной деятельности в возрасте после тридцати лет.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker