на главную страницу

16 Феврапя 2002 года

Боевая учеба

Суббота

Практику ничто не заменит

Феликс СЕМЯНОВСКИЙ, "Красная звезда".



Алабинский полигон Московского военного округа стеснен в границах. Дивизию, скажем, развернуть тут весьма проблематично. А вот столкнуть в противоборстве на учении два полка можно.
Недавно здесь проведено командно-штабное учение с реальным выводом техники и подыгрышем подразделений под руководством командира гвардейской мотострелковой Таманской дивизии гвардии генерал-майора Андрея Глущенко. Оно показалось нам поучительным.

Полку под командованием гвардии полковника Алексея Завизьона предстояло наступать в первом эшелоне дивизии. А другому - под командованием подполковника Андрея Початенко - вести оборонительный бой.
Первым о своем замысле комдиву докладывал гвардии полковник Завизьон, офицер подготовленный, грамотный, хорошо знающий требования боевых уставов. Правда, на должность командира мотострелкового полка он выдвинут недавно. Выслушав его, командир дивизии несколькими вескими аргументами скорректировал его решение...
Не раз прежде бывая на командно-штабных учениях, знакомясь с подготовленными для них штабом руководства документами, я непременно отмечал для себя: тактическая обстановка, тактический фон, на котором предстояло решать задачи командирам, носили все же отвлеченный характер, были своего рода плодом фантазии разработчиков учения. И наиболее легким, как бы проходным этапом таких учений, как правило, становился марш.
Но этот раз в Таманской дивизии подошли к делу гораздо серьезнее. И не случайно. Выведенные на учение полки в составе федеральных войск принимали участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе. Там бандформирования очень часто применяли тактику засад, нападали на войсковые колонны, когда у тех не было надежного обеспечения. Излюбленный прием бандитов - минирование мостов, установка фугасов на маршрутах. Поэтому, разрабатывая замысел учения, в штабе дивизии определили, что марши должны совершаться непременно в готовности к отражению засад, в предвидении минирования дорог и т.д.
Выслушав командира полка, генерал-майор Глущенко потребовал, в частности, дополнительного доклада об организации разведки, инженерном обеспечении движения колонн, запасных маршрутах... Увы, гвардии полковнику Завизьону пришлось срочно дорабатывать решение. Лишь со второй попытки он определил меры, которые обеспечили бы своевременное прибытие в указанный район. Видно было, что и сам офицер теперь удовлетворен этой кропотливой и детальной работой. А мне подумалось: получи после этого он задачу на совершение марша в реальных боевых условиях, уроки этого учения сослужили бы ему хорошую службу.
Решение на марш вырабатывались и в полку под командованием подполковника Початенко. Тактическая обстановка здесь была не менее сложной. В результате диверсии на предприятии химической промышленности произошла утечка большого количества ядовитых веществ. Они под порывами ветра накрыли маршрут движения. Многое теперь зависело от действий начальника службы РХБЗ полка. Но он накануне учения... убыл на сборы. Обязанности старшего начальника выполнял командир взвода лейтенант Сергей Шибков, который, докладывая о намерениях, почти не отрывал глаз от записей в тетради. Чувствовалось, что его предложения к реальной ситуации имеют весьма отдаленное отношение. Лейтенант впервые участвовал в учении, к тому же в непривычной для себя роли начальника полковой службы. Особых упреков в его адрес не прозвучало. На то и проводят учения, чтобы обретать опыт. Речь о другом.
В полках оказалось еще несколько офицеров, которые из-за отсутствия начальников должны были выполнять их обязанности. Думается, и сами эти начальники, и соответствующие командиры и штабы, заранее зная о предстоящем учении, обязаны были более основательно подготовить подчиненных офицеров к действиям в более высокой должности. В ходе боев в Чечне не раз складывалась ситуация, когда офицеру приходилось заменять выбывшего из строя начальника. К этому надо готовиться.
Не все гладко сложилось и при организации боя. Чтобы он был успешным, скажем наступающим, необходимо превосходство в силах. Но оно обеспечено не было. Силы оказались почти равными. А если учесть, что обороняющиеся действовали на БМП при поддержке артиллерии, а атакующие на бронетранспортерах, то наступление неизбежно захлебнулось бы. Поэтому по требованию комдива гвардии полковник Завизьон начал готовить новый вариант решения, который предусматривал прорыв обороны на наиболее уязвимом участке, с сосредоточением там основных сил полка. А начальник артиллерии полка гвардии подполковник Константин Строкатов разработал предложения по наиболее эффективному использованию огня артиллерии при подготовке атаки, огневой поддержке наступающих и их огневом сопровождении.
Уже в ходе наступления по вводной был выведен из строя и сам командир полка, и несколько офицеров управления. Кое-кому пришлось ох как нелегко заменять их в динамике боя. Не зря на разборе учения те, кто впервые принял участие в нем, а таких среди наступающих и обороняющихся оказалось немало, удостоились строгой оценки: получили практику в действиях. И это, пожалуй, правильно. Более высокую оценку может дать только реальный бой. И оплачивать ее там приходится по жестокому счету.

Комментарий командира дивизии гвардии генерал-майора Андрея Глущенко: Полки в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе накопили определенный опыт боевых действий. Штаб дивизии в свое время внимательно проанализировал и обобщил его и при подготовке учения учел все наиболее ценное и значимое. Так, заслушивая замыслы и решения командиров, предложения начальников родов войск и служб, мы добивались моделирования их действий в зависимости от поведения противника, вариантов ситуации, которые тот может создать. В частности, мы заранее предусмотрели возможность потерь среди личного состава, выхода из строя боевой техники и вооружения. Причем на отдельных этапах потери предусматривались такими, чтобы вынуждать командиров принимать решения на перегруппировку сил и средств.
Хотел бы обратить внимание и на то, что офицеры штаба дивизии стремились всесторонне реализовать принцип: каждый начальник учит подчиненного. Я с удовольствием наблюдал, как при заслушивании, скажем, офицеров штаба полка соответствующий начальник службы дивизии помогал им в принятии решения или отражении его на картах. В конечном итоге это и обеспечило необходимую напряженность в динамике боя.
В заключение подчеркну: командно-штабное учение реально способствовало профессиональному росту командиров, слаживанию штабов. А это непременно скажется на совершенствовании полевой выучки всего личного состава, повышении боевой готовности соединения.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker