на главную страницу

19 Феврапя 2002 года

Тема номера

Вторник

В новый век с новым оружием

На вопросы "Красной звезды" отвечает начальник вооружения ВС РФ - заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Алексей МОСКОВСКИЙ

Анатолий АНТИПОВ, "Красная звезда".



Русское оружие всегда славилось своей мощью и высокими тактико-техническими характеристиками. Речь идет не только о легендарных тридцатьчетверке, "Катюше", автомате Калашникова и т.д., но и о современных образцах вооружения, которые и сегодня составляют гордость нашей страны и армии, - "летающем" ракетно-пушечном танке Т-90С, зенитно-ракетном комплексе С-300ПМУ, атомных ракетоносцах, боевых вертолетах и самолетах. В большинстве своем они были созданы в конце прошлого столетия. Новый век диктует новые требования, выдвигает новые угрозы, ответы на которые необходимо давать уже сегодня. Недавно Президент России утвердил Государственную программу вооружения до 2010 года, ставшую своего рода идеологией и стратегией в области развития вооружения и военной техники (В и ВТ) на ближайшую, среднесрочную и отдаленную перспективу. Рассказать об этой программе более подробно мы попросили генерал-полковника Алексея МОСКОВСКОГО.

- Алексей Михайлович, насколько увязана Государственная программа вооружения с другими документами, определяющими развитие отечественной экономики и оборонно-промышленного комплекса?
- Напомню, что 20 января этого года Президент Российской Федерации утвердил долгосрочную Государственную программу вооружения до 2010 года. Она была подготовлена Министерством обороны РФ с участием всех заинтересованных министерств и ведомств и представлена Правительством РФ. Эта программа в определенной степени замыкает систему взаимоувязанных концептуальных документов, имеющих исключительную значимость в деле укрепления национальной безопасности России. К ним относятся "Основы политики РФ в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", ряд федеральных целевых программ и в первую очередь ФЦП "Реформирование и развитие ОПК на 2002-2006 годы", Целевая инвестиционная программа технического перевооружения предприятий ОПК для обеспечения реализации Государственной программы вооружения.
Хочу подчеркнуть роль Совета Безопасности РФ, который выступил своего рода генератором разработки этих концептуальных документов. Его заседание 11 августа 2000 года стало отправной точкой в формировании четкой системы взглядов на долгосрочную перспективу развития армии и флота, вооружения и военной техники.
16 января 2001 года Президент РФ утвердил план строительства и развития Вооруженных Сил до 2005 года, который вобрал в себя политическую, военно-техническую и ресурсную составляющие. Его реализация в нынешних условиях шаг за шагом ведет к тому, что армия и флот обретают современное лицо. Очень важно, что последние два года Вооруженные Силы прожили по спланированным ранее финансово-экономическим показателям. Это важно и для оборонно-промышленного комплекса, который в 90-е годы был невостребован и изголодался по полновесным гособоронзаказам. Сегодня можно говорить о том, что в государстве выстроена четкая система развития как Вооруженных Сил, так и вооружения и военной техники.
- Почему Государственная программа вооружения была утверждена только в начале 2002 года, хотя ее проект был разработан еще в конце 2000 года?
- Такая задержка вызвана тем, что в первоначальном варианте этого документа имелись некоторые несогласованности. Например, не были "провязаны" вопросы с распределением ресурсов по направлениям развития В и ВТ, сбалансированы между собой. Так, на стратегические ядерные силы планировалось выделять не менее 40 процентов средств - чуть ли не половину! Эти проценты как бы "давили" составляющую сил общего назначения - сил, которые являются основой войск. Другими словами, нельзя было допустить дисбаланса в этом важном вопросе. Тем более всем памятны предшествующие 90-е годы, когда недофинансирование Министерства обороны доходило от 20 до 60 процентов. Военное ведомство жило в условиях постоянного дефицита и нехватки средств. Вот еще почему важно было просчитать, что называется, каждый рубль.
Программа вооружения готовилась тщательно, в ней скрупулезно проработаны все направления развития В и ВТ, базовых технологий, НИОКР и т.д., определена их ресурсная составляющая.
- Из каких разделов состоит Программа вооружения?
- Чтобы у читателей "Красной звезды" сложилось представление об объеме этого документа, скажу, что он включает в себя 43 книги. Так называемая утверждаемая часть программы, которая несет в себе основную смысловую нагрузку, состоит из 12 книг, 11 из которых представляют конкретные направления развития В и ВТ. Остальные книги - это справки, расчеты и другие пояснительные документы, которые также необходимы и составляют единый комплекс документов.
Подробнее остановлюсь на утверждаемых направлениях - одиннадцати подпрограммах. Первая посвящена стратегическим ядерным средствам (СЯС), в которые входят морская, наземная и авиационная составляющие. Отдельная книга включает в себя все, что касается развития космических средств. Затем следуют подпрограммы развития авиации и ПВО. Силы общего назначения прописаны в 4 книгах, которые составляют крупный раздел программы. Отдельная подпрограмма включает в себя силы и средства ВМФ.
Следующая комплексная часть программы посвящена средствам обеспечения действий Вооруженных Сил - это системы управления, различные радиоэлектронные средства, техника тыла и многое другое. Еще одна книга - десятая, или целое направление, включает базовые военные технологии, в том числе перспективные фундаментальные и поисковые разработки. Между собой мы ее так и называем - "десятая программа". Кроме этого, есть специальный раздел ремонта и поддержания боеготового состояния В и ВТ, на что выделяется 11 -12 процентов финансовых средств. Таким образом, Государственная программа отражает весь жизненный цикл вооружения - от рождения идей в умах конструкторов до "умирания" техники.
Выше я говорил о том, что в разработке программы вооружения принимали участие все заинтересованные силовые министерства. Как результат, целый раздел программы - это 11-я книга - посвящен развитию сил и средств обеспечения безопасности государства применительно к этим ведомствам. В этом заключается особенность новой долгосрочной комплексной программы - ресурсосбалансированной, определяющей военно-техническую политику всех силовых ведомств.
- Чем еще отличается эта программа от предыдущих?
- Это третий по счету документ такого уровня. Первая программа вооружения была принята в 1986 году. Она также была рассчитана на десять лет. События 1991 года, развал Советского Союза, поставили на ней крест. Вторая программа предусматривала развитие В и ВТ на период с 1996 по 2000 год. Сегодня можно услышать самые различные критические оценки той программы, в том числе и действий правительства, которое якобы с самого начала ее не финансировало. Но это не так. Мы все были свидетелями тех испытаний, которые выпали в то трудное время на долю нашей страны, армии, оборонной промышленности. Планировать и выполнять намеченное в условиях экономического кризиса было очень и очень трудно. Но мы пережили это время, получили горький, но все же опыт. Он нас очень многому научил.
Нынешняя, третья по счету программа, с одной стороны, вобрала в себя все положительное от своих предшественниц, с другой - у нее есть существенные отличия. Главное из них заключается в том, что эта программа вооружения подтверждена ресурсами, в ней обозначены четкие финансово-экономические показатели, которые утвердил президент. Это подтверждает и тот факт, что данная программа, еще не будучи утвержденной, практически уже два года выполняется, так как государственные оборонные заказы последних двух лет верстались именно по этому долгосрочному документу. Гособоронзаказ 2001 года мы выполнили практически на 100 процентов. Это очень существенно.
- На что делается акцент в новой программе вооружения?
- Перед нами стоит важная задача - сделать хороший научно-технический задел на будущее. Вот почему на ближайшие пять лет приоритет отдается научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам. На это ежегодно будет расходоваться до 40 процентов выделяемых средств. Для сравнения приведу пример: в 1996-1998 годах НИОКР финансировался в пределах 10 процентов. Сделав соответствующий задел в этой области, с 2006 года акцент будет перенесен на серийное производство новых образцов В и ВТ: 65 -70 процентов гособоронзаказа будет направляться на серийную закупку новых видов вооружений, а на НИОКР достаточно будет выделять 15 процентов государственного оборонного заказа.
Если проанализировать государственный оборонный заказ 2001 года, то на НИОКР был затрачен 41 процент средств, а на серийное производство - 48 процентов. В этом году эти показатели будут на уровне 37 и 51 процентов соответственно. Это результат управляемости и стабильного исполнения гособоронзаказов, о чем говорилось выше.
И еще. В принятой программе вооружения на первую пятилетку средства распределены по годам и "привязаны" номенклатурно по НИОКР, серийным поставкам, по ремонту и т.д. С 2006 по 2010 год указаны только общие цифры, которые предстоит "расшить" по годам при очередной иттерации программы. Это даст нам возможность оперативно реагировать на те или иные изменения, эффективно решать возникающие задачи.
- Какое значение придается модернизации образцов В и ВТ, состоящих на вооружении нашей армии?
- Модернизация вооружения и военной техники являются важнейшим направлением повышения их эффективности. В этом отношении российское оружие имеет очень большой потенциал. Возьмите автомат Калашникова, который вот уже более полусотни лет стоит на вооружении не только нашей армии. Сколько он пережил модернизаций! Тем не менее в 2001 году на вооружение были приняты 7,62-мм автоматы Калашникова АК-103 и АК-104, а также 5,45-мм автомат Калашникова АК-105.
Только за счет внедрения в войска новой вычислительной техники можно будет повысить эффективность по системам боевого управления ракетными комплексами на 20 процентов, боевые возможности вооружения ВВС - на 15 процентов, кораблей Военно-морского флота - до 30 процентов и разведывательно-огневых систем - до 25 процентов.
В этом отношении мы следуем мировой практике. Посмотрите, например, американский стратегический бомбардировщик В-52 уже более полувека стоит на вооружении за счет своего постоянного совершенствования. Даже богатые страны бережно относятся к своим В и ВТ и стремятся выжать из них максимальные возможности.
- Какую новую технику, исходя из утвержденной президентом программы вооружения, в ближайшее время планируется принять на вооружение?
- В программе прописаны все виды вооружения. Начать хотелось бы с перспективных разработок авиационной техники 5-го поколения. В первом квартале 2002 года будет определен исполнитель заказа на создание российского многофункционального боевого самолета пятого поколения. В тендере принимают участие две головные компании в кооперации с другими предприятиями. Это ОКБ "Сухого" и российская самолетостроительная компания "МиГ". Надо отметить, что уже представлены два аванпроекта и до конца марта мы должны определиться, кому отдать предпочтение. Важно, что средства на разработку самолета пятого поколения заложены в Государственную программу вооружения и гособоронзаказ 2002 года. Если финансирование будет стабильным, то не позднее 2010 года наверняка самолет уже будет летать на этапе испытаний.
Хочу подчеркнуть, что гособоронзаказ 2002 года по линии нашего министерства возрастет по сравнению с прошлым годом на 32 процента. Это хороший показатель. Прирост выделяемых средств по видам Вооруженных Сил следующий: по ВВС - в два раза, ВМФ - на 80 процентов и т.д. На космические цели выделяется 12 процентов от всех денежных средств по госзаказу и в два раза больше, чем в прошлом году. Мы планируем закупить уже в этом году восемь космических аппаратов и четыре ракеты-носителя. Также будет создан задел для закупки в 2003 году еще 11 космических аппаратов и восьми ракет-носителей.
Государственной программой вооружения предусмотрено создание двух новых типов вертолетов: разведывательного и боевого. Эти вертолеты будут обладать способностью действовать как в дневное, так и в ночное время суток. Есть немало и других новых образцов вооружения и военной техники, но это тема отдельного разговора.
Хочется подчеркнуть, что выполнение Государственной программы вооружения невозможно без динамично развивающегося оборонно-промышленного комплекса. Российский ОПК сегодня активно реформируется. Главная цель преобразований - выход на новые качественные показатели. В рамках реализации "Основ политики РФ в области развития ОПК на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" предстоит реформировать систему заказов вооружения, военной и специальной техники, обеспечить их унификацию, в том числе сократить количество генеральных заказчиков. Также будет осуществлен переход Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований к межведомственной унифицированной системе технического обеспечения. Назрела необходимость поэтапного перехода к единой государственной - военной и гражданской - системе ремонта и гарантийного обслуживания вооружения, военной и специальной техники. Предстоит еще целый комплекс мероприятий, чтобы принятые на высшем государственном уровне решения, в том числе программа вооружения, были полностью выполнены.
Работы, как видите, много, и мы ее обязаны сделать во имя сильной и процветающей России.

На снимках: перспективный боевой вертолет Ми-28Н "Ночной охотник", зенитная ракетная система С-300ПМУ2, "летающий" ракетно-пушечный танк Т-90С.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker