на главную страницу

19 Феврапя 2002 года

Военно-политическое обозрение

Вторник

"Блицкриг" уж близок?

Сергей СУМБАЕВ.



Президент США Джордж Буш-младший в своем обращении к американскому народу создал новый термин, который, несомненно, войдет в анналы международных отношений. Объединив два сверхотрицательных для американцев понятия - "ось Берлин-Рим-Токио" 30-х годов и "империя зла" (СССР 80-х годов) и получив словосочетание "ось зла", Белый дом как нельзя лучше учел состояние национального сознания, сложившееся после 11 сентября прошлого года, и заручился поддержкой большинства населения для проведения силовой политики в отношении стран, которых объединила эта "ось".

Нет повода - придумай его
Центром "оси зла" является, с точки зрения Вашингтона, Ирак. В последнее время все чаще слышатся призывы американских политиков перейти от слов к делу и начать новую операцию против Багдада. И, как пишет египетская газета "Аль-Вафд", она начнется в марте после завершения ближневосточного турне вице-президента США Ричарда Чейни.
А пока из Соединенных Штатов сыплются различные обвинения в адрес Багдада, которые, очевидно, призваны служить оправданием их агрессии против Ирака. И с учетом последних мировых коллизий на первый план, естественно, вышли обвинения Багдада в поддержке международного терроризма и причастности к терактам 11 сентября в Нью-Йорке. Обвинение серьезное, но оно ничем не подкреплено, кроме американской уверенности в своей правоте и личной, можно сказать наследственной, нелюбви Буша к Саддаму Хусейну. Да, Ирак поддерживает палестинцев: направляет им посильную помощь (размеры ее в печати обычно преувеличиваются), собирает многомиллионную Армию освобождения Палестины (куда, если верить официальным сообщениям, записалось минимум две трети населения). Но палестинское национально-освободительное движение пока никто еще, кроме Израиля, не относит к террористам, а к тем экстремистским организациям, которые действуют на Ближнем Востоке, судя по всему, Багдад имеет весьма далекое отношение.
Второе обвинение, которое звучит в адрес Багдада уже почти десять лет, заключается в том, что Ирак создает оружие массового поражения всех видов - химическое, бактериологическое и ядерное, а также средства его доставки. Вашингтон считает, что это оружие нацелено на США, возможно, еще на страны Европы и Израиль. Причем в качестве подтверждения этого обвинения приводится один-единственный факт - ситуация с контролем ООН над оружейными программами Ирака с целью недопущения создания или накопления ОМП.
Но стоит заметить, что отрицательное отношение Багдада к этому контролю проявлялось только тогда, когда главами делегаций стали назначать американцев, которые, по имеющимся у иракцев сведениям, поддерживали тесные связи с заокеанскими спецслужбами. Иногда, правда, действия Ирака в плане отношения к инспекциям вызывали недоумение даже у его сторонников, в том числе и России. Однако все же они проводились и, главное, инспекторы следов незаконной деятельности Ирака в этом плане не находили.
В действительности совсем другие причины лежат в, мягко говоря, предвзятом отношении Вашингтона к Багдаду. Дело в том, что Ближний Восток издавна привлекал США, не в последнюю очередь из-за крупнейших нефтяных запасов. Ирак же, по некоторым данным, обладает запасами нефти даже большими, чем Саудовская Аравия. Желание установить контроль над иракской нефтяной кладовой, в то время как другие постепенно опустошаются, и служит главным побудительным мотивом политики Вашингтона. Кстати, некоторые американские компании продолжают, несмотря на международные санкции, без всякого лишнего шума покупать через подставные фирмы или третьи страны иракскую нефть, поставлять туда оборудование для нефтедобычи. Среди таких поставщиков числится и компания "Халибертон", исполнительным директором которой до президентских выборов был не кто иной, как нынешний вице-президент Ричард Чейни.
Другим фактором, тоже весьма значительным, является стратегическое положение Ирака. Оно позволяет контролировать не только Ближний, но и Средний Восток, иметь непосредственный выход к Индийскому океану. Ирак граничит с другим представителем "оси зла" - Ираном, который претендует на роль лидера в мусульманском мире и с которым у США давно уже не заладились отношения. Так что и в случае свержения Саддама Хусейна США могли бы рассчитывать еще на одного наряду с Израилем стратегического партнера в регионе. Тем более что нефтяные интересы США могут заставить Вашингтон пересмотреть отношения с Тель-Авивом в пользу арабских государств, и тогда Ирак будет незаменим.
Ну а пока Багдад своим независимым поведением, по сути, бросает вызов мировой гегемонии Штатов. На примере Ирака США могут продемонстрировать свою мощь и поучить другие страны.
Нельзя сбрасывать со счетов и личностный фактор. Буш-младший - сын своего отца, в 1991 году проведшего "Бурю в пустыне", но оставившего в живых главного врага. В администрации нынешнего президента много сотрудников администрации отца, занимавших эти должности в конце 80-х - начале 90-х годов. А американские же политики отличаются в массе своей тем, что привыкли доводить задуманное до конца.

"Буря в пустыне-2"?
Одним из сценариев начала войны может рассматриваться вариант, когда американцы в очередной раз потребуют от Ирака допустить международных инспекторов ООН на иракские объекты, а получив отказ, по выражению Колина Пауэлла, не оставят в Ираке "камня на камне". Во всяком случае, специалисты и наблюдатели уже оценивают возможности сторон по ведению крупномасштабной войны.
Как пишет английская "Гардиан", в операции против Ирака США могут задействовать до 200 тысяч военнослужащих. Пока, правда, переброски американских войск в регион вроде бы не наблюдается. Но в Аравийском море уже находится авианосная ударная группировка США с флагманом - авианосцем "Теодор Рузвельт" и четырьмя другими авианосцами. В середине марта ожидается прибытие в район еще одного авианосца - "Дж. Кеннеди". Американские войска имеют сейчас базы в Центральной Азии, в Пакистане, это в дополнение к крупной группировке, находящейся в Саудовской Аравии. Сил для проведения операции хватает, хотя наблюдатели не исключают, что в ближайшее время в район Ближнего Востока и Центральной Азии могут быть переброшены дополнительные американские войсковые группировки.
Учитывая климатические особенности региона, март - начало апреля - последние удобные сроки для проведения операции. Иракская зима уже закончилась, лето с высокими - до 50 градусов температурами, сильными северо-западными ветрами и пыльными бурями еще не началось. В марте же температуры не столь высоки, кроме того, кратковременные дожди не влияют на проходимость дорог. Это весьма существенно, так как песчаные грунты во время зимних дождей размокают и становятся вязкими, а летом дают много пыли.
С большой долей вероятности можно предположить, что первая фаза войны, также как и раньше, будет заключаться в нанесении воздушных ударов по военной инфраструктуре, а также по резиденциям главы страны. Наземную операцию можно проводить с территорий четырех государств - Турции, Иордании, Саудовской Аравии и Кувейта. турецко-иракская граница проходит преимущественно по горным местностям. Ведение боевых действий в этих районах сопряжено с известными трудностями. В случае если наземная операция будет предпринята с территории Иордании, войскам придется идти около 800 км до Багдада по пустынным районам. Кроме того, в Иордании пока нет американских войск, а дополнительные их перемещения в регионе, несомненно, привлекут пристальное внимание. Саудовская Аравия и Кувейт идеально подходят для проведения наземной операции: удобная местность, наличие войск, возможность размещения в Персидском заливе военно-морских сил для обеспечения дополнительного воздушного прикрытия и нанесения ракетно-бомбовых ударов.
Конечными целями, которые будут поставлены перед американскими войсками, скорее всего, станут захват Багдада и самого Саддама Хуссейна, установление лояльной администрации и обеспечение контроля над стратегически важными районами страны, куда войдут и нефтепромыслы. Однако достижение этих целей будет для американцев нелегким, а может быть, и невозможным.

Страна, как военный лагерь
В настоящее время Ирак, по оценкам зарубежных экспертов, имеет в вооруженных силах около 405 тыс. человек. В сухопутных войсках насчитывается около 350 тыс. чел. Организационно они представлены 3 танковыми дивизиями, 11 пехотными и 3 механизированными. В состав Республиканской гвардии входят 2 танковые дивизии, 3 пехотные и 3 механизированные. Специальные подразделения Республиканской гвардии, которые предназначены для охраны Багдада, имеют в своем составе 14 батальонов. Кроме того, имеется 10 бригад специального назначения. Наиболее боеспособными и хорошо оснащенными считаются именно эти части. Да и вообще, несмотря на международные санкции и связанные с этим ограниченные материальные возможности, командованию вооруженных сил Ирака удается поддерживать высокий уровень боевой подготовки личного состава. Кроме того, иракцы привыкли воевать в тяжелых климатических условиях.
Сухопутные войска поделены на несколько региональных командований. В состав Южного командования входят провинции Басра, Ди-кар, Майсан и Васит. Южное региональное командование имеет в своем распоряжении 3-й и 4-й корпуса. Этот округ можно назвать наиболее важным, так как он расположен на границе с Саудовской Аравией и Кувейтом.
Северное региональное командование размещено в трех курдских провинциях - Сулеймания, Арбиль, Дохук и нефтяной провинции Мосул. 1-й и 5-й корпуса время от времени ведут боевые действия против курдов. Этот округ меньше всего пострадал во время войны в Заливе.
Центральное Евфратское региональное командование включает в себя в основном шиитские провинции Кирбела, Вавилон, Неджаф, Кадисия и Мутанна. Здесь размещены в своем большинстве части Республиканской гвардии.
Центральное региональное командование ответственно за провинции Багдад, Саладин, Анбар и Дияла. Этот важный округ, в котором находится столица страны, имеет в своем подчинении 2-й армейский корпус.
Данных о количестве техники в иракской армии в настоящее время не имеется. Это связано с тем, что внешние источники получения запчастей и новых образцов оружия закрыты. Поэтому зачастую со старой техники снимаются части, чтобы подготовить новую машину или самолет.
Но простое перечисление структурных образований вооруженных сил не дает полной оценки боевых возможностей иракской армии. Во многом же их определяет высокий морально-боевой дух иракских солдат и резервистов, их готовность к самопожертвованию при защите своей страны от агрессора. Тем более если им будут Соединенные Штаты.
"Дети сатаны" - так называют иракцы американских политиков. "Мы никогда не забудем воздушные налеты и бомбардировки наших городов, голодное детство и смерть знакомых от болезней и нехватки медикаментов. Мы вынуждены жить, как в военном лагере. И виной тому Соединенные Штаты, которые заставляют страдать наш народ, и мы как один встанем на защиту своей страны, если американцы решатся напасть на нее", - говорили мне многие багдадцы, когда я в прошлом году посетил Ирак. Следует отметить, что за время блокады, которую установило под давлением Вашингтона мировое сообщество, в Ираке подросло поколение, которое знает, что США - это враг.

Американцы будут одни
Поэтому повторения "Бури в пустыне" не будет и такой молниеносной победы, как в Афганистане, тоже. Во-первых, нанесение воздушных ударов хотя и приведет к большим потерям для страны в силу большей плотности населения и развитой промышленности, но без наземной операции контроль над Ираком установить будет невозможно. Сухопутная операция будет означать потери, неприемлемые для США. Если в 1991 году иракские солдаты сдавались в плен под воздействием пропаганды противника, сейчас это будет гораздо в меньших масштабах. Ведь они будут воевать за свою территорию, а правительственная пропаганда внутри страны куда мощнее американской.
Во-вторых, в Ираке нет ничего похожего на Северный альянс. Имеется информация, что США в последнее время активизировали контакты с иракской оппозицией, которая в случае начала боевых действий могла бы стать "пятой колонной" внутри страны. Однако внутри Ирака оппозиционные силы представлены крайне незначительными силами. Большая часть оппозиционеров давно эмигрировала из страны и может быть использована только для создания проамериканского правительства в дальнейшем.
Опора на шиитское население возможна, но вряд ли она принесет значимые результаты. Кстати, американские ВВС не раз уже наносили удары по шиитским районам Ирака с целью вызвать недовольство населения правящей властью и спровоцировать его на антиправительственные выступления. Однако этого так и не произошло.
Остаются курды - серьезная сила, способная поддержать действия США, предприняв атаки на северных территориях и оттянув часть иракских войск с южных направлений. Но в 90-х годах в Ираке на базе армейских частей и формирований Республиканской гвардии были созданы специальные формирования, которые вполне в состоянии блокировать на определенное время действия курдов. Тем более что пока не ясно, насколько курды поддержат Соединенные Штаты.
Думается, в их памяти хранятся события прошлого века. Тогда, как известно, англичане вначале использовали курдов для борьбы с иракским правительством, чтобы получить доступ к нефти, а затем перешли на сторону Багдада и поддерживали его при проведении операций в Курдистане. История может повториться. Тем более что курды угрожают территориальной целостности не только Ирака, но и Турции - члену НАТО. После возможной американской победы нельзя исключать, что Турция будет уничтожать очаги курдского сопротивления не только у себя на территории, но и в Ираке, что она уже неоднократно проделывала.
И последний, но очень важный фактор - вряд ли США будут пользоваться международной поддержкой при осуществлении агрессии против Ирака. Вряд ли им удастся сформировать новую антииракскую коалицию, как это было в 1991 году. Трудно будет Вашингтону и задействовать в этой операции военную машину НАТО.
Европейские страны - члены НАТО уже критикуют США за подготовку к операции против Ирака. Дело в том, что они имеют достаточно неплохие связи с Багдадом, который отвечает им взаимностью. Достаточно сказать, что на первом месте по посещениям Ирака стоят французские туристы, много европейских специалистов. Кроме того, Ирак собирается переводить свои счета в евро, что послужит дальнейшему укреплению единой валюты, становление которой проходит в нелегкой битве с долларом. Да и в дальнейшем ЕС надеется на установление прочных экономических связей с Ираком после снятия блокады, что сулит обоюдные выгоды. Если же американцы закрепятся в стране, для ЕС она будет потеряна.
Но еще больше европейцам не нравится приказной тон, которым США призывают идти на Багдад. В своем выступлении на прошлой неделе министр иностранных дел Германии Йошка Фишер сказал, что негоже администрации Буша обращаться к своим союзникам, как к странам-сателлитам. Он также отметил, что "международная коалиция против терроризма - не базис для каких-либо акций против кого бы то ни было, тем более по воле одного человека".
Строго взвешенную позицию в этом вопросе занимает Россия. Ее официальные представители уже не раз заявляли, что у мирового сообщества есть определенные трудности при выстраивании отношений с Ираком, однако у него нет никаких веских доказательств в достоверности тех обвинений, которые выдвигает в адрес Ирака Вашингтон. Наша страна считает, что Ирак должен допустить международных экспертов для контроля над оружейными программами, но и мировое сообщество должно пойти на постепенное ослабление, а затем и полную отмену санкций против Ирака. Существующие проблемы в отношении Багдада следует решать мирными, политическими способами.


Назад
List Banner Exchange

НАШ АДРЕС:

redstar@mail.cnt.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker